МААМ-картинки

Конспект занятия по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе

Любовь Фреюк
Конспект занятия по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется».

Программное содержание :

1. Продолжать работу по обучению детей содержательному выразительному пересказу литературного текста, его драматизации.

2. Учить на слух воспринимать художественное слово произведения. Побуждать детей интересоваться смыслом, значением слова, обогащая активный словарь детей в том числе за счёт употребления в речи глаголов, сравнительной степени прилагательных.

3. Способствовать воспитанию у детей доброты, уступчивости, понимания.

Словарь

Публикация «Конспект занятия по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе» размещена в разделах

кум, куманёк, кумушка; званый обед; потчует; не обессудь; окрошка; несолоно хлебавши.

Предварительная работа

1. Чтение сказок, где лиса является главным героем.

2. Рассматривание иллюстраций диких, домашних животных и птиц.

3. Драматизация русских народных сказок.

4. Чтение поговорок.

5. Беседа о дружбе.

Материал к занятию

– мягкая игрушка – лиса

– картинка журавля

– кувшин, тарелка и части кувшина и тарелки (из бумаги)

– маски лисы, журавля

– иллюстрации к сказке

– аудиозапись песни «О дружбе»

Задачи этапа Деятельность воспитателя Деятельность детей, предполагаемые ответы детей.

-Мотивировать детей на предстоящую работу.

-Развивать умение употреблять прилагательные в рассказе- описании.

-Актуализация опорных знаний детей.

-Воспроизвести в памяти детей знакомые сказки и характерные признаки сказки.

- Учить на слух воспринимать художественное чтение произведения.

- Побуждать детей интересоваться смыслом, значением слова, тем самым обогащать активный словарь детей.

-Активизировать употребление детьми глаголов в речи.

Учить детей пересказывать близко к тексту

- Формировать здоровый образ жизни у детей

-Развивать умения вести монологическую речь.

-Упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных.

-Развивать умения работать в группе

- Способствовать воспитанию у детей доброты, сострадания, уступчивости.

Психогимнастика

-На улице зима. Представим, как тёплый лучик солнца мы поймали ладошками и передадим это тепло своим товарищам. Тёплое солнышко будет согревать нас и помогать нам сегодня заниматься.

- Давайте вспомним, какие правила нужно выполнять на занятиях, чтобы всем было хорошо, все могли ответить.

(раздается стук в дверь)

- Кто там?

- Это я – почтальон Печкин. Принёс письмо и посылку для ваших детей. Распишитесь в получении. Я думаю, что доставил вам вовремя посылку. До свидания ребята!

-Ребята, давайте откроем конверт и прочитаем, что написано в письме.

- Дорогие ребята! Я - Сказочная волшебница - посылаю вам посылку с сюрпризом, но открыть вы её сможете лишь в том случае, если правильно ответите на все вопросы и будете активными на занятии, а ключ от волшебной посылки вкладываю в конверт. Желаю вам удачи!

Отгадайте загадку:

-Рыжая хозяйка по лесу прошла, стёжки-дорожки хвостом подмела.

(Воспитатель показывает игрушку- лиса)

Опишите лису.

Беседа по картинке.

Рассмотрите картинку, кого вы видите?

-Почему ноги журавля сравнивают с ходулями?

- О какой части тела журавля можно сказать:

длинный…

-Зачем журавлю длинный нос?

Вывод:

Такими мы знаем лису и журавля в природе.

-Назовите, в каких сказках лиса – главная героиня?

Блиц-опрос. Сказки просят:

А сейчас, вы, друзья, узнайте нас!

1. Сядь ко мне на носок, да пропой ещё разок…

2. Петушок, петушок, золотой гребешок, масляна головушка, шёлкова бородушка, выгляни в окошко, дам тебе горошка…

3. Битый, небитого везёт. У тебя только хвост оторвали, а мне всю голову разбили. Насилу плетусь.

4. А мужику девочку жалко отдавать. Запихнул он в мешок собаку и отдал лисичке.

-А что характерно сказкам?

Вывод: в сказке герои очеловечены (одежда, речь, в сказке всегда добро побеждает зло, сказка всегда содержит урок, чему-то поучает.

-Сегодня мы познакомимся со сказкой в обработке К. Д. Ушинского «Как аукнется, так и откликнется».

(Воспитатель читает сказку)

- Понравилась вам сказка?

-Какие слова и выражения вам были непонятны?

Словарная работа:

-кум, куманёк, кумушка

- званый обед

-потчует

-не обессудь

-окрошка

-несолоно хлебавши

Работа по содержанию сказки.

-Кто являются главными героями сказки?

- Кто пригласил журавля в гости на званый обед?

- Что говорила лиса, приглашая журавля в гости?

- Как готовилась лиса?

-Что говорила лиса, угощая журавля?

- Как вёл себя журавль?

- А лиса?

- Почему Журавль не смог съесть угощение?

- А как поступила Лиса?

-Как Журавль встречал гостью?

- Что говорил журавль, угощая лису?

- Как вела себя лиса?

- А журавль?

- Смогла ли лиса поесть вдоволь?

- Что значат выражение «Как аукнулось, так и откликнулось»?

Последовательный пересказ сказки детьми.

Физкультминутка

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

Повторное чтение сказки.

Приглашается ребёнок, надевает маску лисы и показывает действия лисы:

Наварила, размазала, лижет, лижет, скушала.

-Как вы думаете, остался ли журавль доволен? Что он сказал?

-Что приготовил журавль?

- Опишите действия журавля?

-Как вела себя лиса? Покажите.

-А как вёл себя журавль?

Вывод:

-О ком же эти слова:

Колотил, да колотил

По тарелке носом –

Ничего не проглотил

И остался с носом.

-Как вы думаете, почему закончилась дружба лисы с журавлём?

-Не умеют дружить, не умеют принимать гостей.

Продолжите предложения:

Лиса была хитрая, а журавль ещё… (хитрее).

Кувшин был высокий, а журавль ещё… (выше).

Игра

Дети из мешочка достают разбитые куски кувшина и тарелки.

Задание:

Разделиться на 2 группы и собрать разбитый кувшин и тарелку.

Группа «кувшин» рассказывает, как встречал журавль лису.

Группа «тарелка» - как лиса встречала журавля.

-Чему же учит нас это сказка?

Как аукнется, так и откликнется. Какие поступки совершаешь ты по отношению к другим людям, такие же жди в ответ.

Затем детям предлагается поиграть в игру «Дружба» : под стихотворение они пересчитывают пальчики на каждой руке.

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики,

Будем мы с тобой дружить,

Маленькие пальчики.

Один, два, три, четыре, пять Начинай опять считать.

Один, два, три, четыре, пять Мы закончили считать.

Итог занятия.

- Если вам кажется, что кто-то вас незаслуженно обидел, о чём надо подумать

- Настоящий друг будет отвечать обидой на обиду?

- Можно ли назвать Лису и Журавля настоящими друзьями, а сказку о настоящей дружбе?

- А среди людей есть такие отношения? Вы можете привести примеры?

Воспитатель читает детям отрывок из рассказа К. Д. Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно» : «Говорит брат сестре: «Не тронь моего волчка», Отвечает сестра брату: «А ты не тронь моих кукол!»

- А вы хотите быть настоящими друзьями, хотите, чтобы у вас было много друзей?

- Для этого нам надо зажечь волшебное солнце дружбы

- Чтобы солнышко засветило, ему нужно добавить лучики. Как вы думаете, какие качества должны быть у друзей?

- Давайте добавим этот лучик.

- Ребята, вы прекрасно работали. Я очень рада видеть ваши весёлые лица. Вы настоящие друзья. Поэтому настало время открыть волшебную посылку. Я думаю сейчас у нас это получится. Сказочная волшебница дарит вам эти солнышки дружбы, чтобы они светили вам всегда, радовали и согревали вас.

Дети здороваются с гостями и встают в круг.

-Ответить хочешь, не шуми, а только руку подними.

- Стол это не кровать и на нем нельзя лежать.

- За столом сиди ты стройно и веди себя достойно.

-Почтальон отдаёт письмо и посылку воспитателю

- Дети отгадывают загадку (это лиса).

Дети составляют рассказ о лисе:

Лиса – дикое животное. Она живёт в лесу, в норе.

Питается лиса зайцами, мышами, птицей. Шуба у неё рыжая. Шерсть пушистая. Хвост красивый. Мордочка длинненькая, острая. Глаза маленькие, хитрые.

Дети смотрят на картинку и называют:

-На картинке журавль.

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

-Ноги журавля длинные, поэтому их и сравнивают с ходулями.

-Длинный нос.

- С помощью длинного носа журавль достаёт из воды пищу (лягушек)

Дети называют знакомые сказки.

«Колобок»

«Петушок – золотой гребешок»

«Лисичка – сестричка и серый волк»

«Лисичка со скалочкой»

Дети слушают сказку.

Дети высказываются, выслушиваются все мнения, выбирается правильное суждение.

- ласковые обращения

- торжественный обед

- угощает

-не отнесись строго, не осуди

- название блюда

- ни с чем

Дети отвечают.

(Воспитатель добивается полного ответа)

- лиса и журавль

- лиса

- Приходи, куманёк, приходи, дорогой. Уж вот как я тебя угощу!

- лиса наварила манной каши, размазала по тарелке

- Кушай, куманёк, кушай, голубчик! Сама стряпала.

- Журавль же виду не показал, даже не намекнул Лисе на то, что угощенья ему не досталось. Напротив, он Лису поблагодарил за приём и пригласил к себе с ответным визитом.

- А лиса лижет себе да лижет кашу — так всю сама и скушала.

- потому что, тарелка с кашей была не глубокая.

- Съела лиса кашу и говорит:

— Не обессудь, куманёк, больше потчевать нечем.

- журавль наготовил окрошки, налил в высокий кувшин с высоким

горлышком

- Кушай, кумушка, кушай, милая! Право, больше потчевать нечем.

- Вертится лиса вокруг кувшина: и так зайдёт, и этак, и лизнёт-то кувшин, и понюхает— всё ничего не достанет.

- А журавль стоит на своих высоких ногах да длинным носом окрошку из кувшина таскает. Клевал да клевал, пока всё съел.

- нет, пошла домой несолоно хлебавши.

- Журавль обиделся на лису и отплатил ей тем же.

Дети пересказывают сказку

Дети слушают сказку.

Ребёнок показывает

(деятельностный подход)

-Спасибо, кума, и на этом. Приходи ко мне завтра.

- Окрошку

-Наготовил, налил, поставил, потчует.

-Приглашённый ребё нок показывает: вертится, заходит с разных сторон, лизнёт, понюхает.

-Стоит, таскает, клевал, съел.

-Эти слова о журавле.

(выслушиваются мнения детей)

Дети на столах выкладывают из частей кувшин, тарелку.

Дети пересказывают сказку по ролям, используют драматизацию.

Дети высказываются:

-учит нас дружить;

-учит заботиться о других;

-быть гостеприимными.

Дети играют в игру.

Ответы детей.

- О том, чем я спровоцировал эту обиду.

- Нет.

- Нет, эта сказка «о ложной дружбе».

Конечно, есть.

- Да.

На доске – круг солнца.

Добрые, верные, понимающие, внимательные, заботливые, приветливые, искренние, честные, щедрые.

Звучит песня о дружбе.

Публикации по теме:

Консультация по развитию речи в старших группах «Пересказывание» В непосредственно образовательной деятельности по пересказу, дети старшего возраста приобщаются к художественной речи, запоминают эмоциональные,.

План работы логопедического кружка «Красиво говорим» Цель: Формирование грамматического строя и развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Коррекционно-образовательные:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе
Опубликовано: 3 апреля 2015 в 16:57
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Фреюк (УИ 140339) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД