Любовь Фреюк
Конспект занятия по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется».
Программное содержание :
1. Продолжать работу по обучению детей содержательному выразительному пересказу литературного текста, его драматизации.
2. Учить на слух воспринимать художественное слово произведения. Побуждать детей интересоваться смыслом, значением слова, обогащая активный словарь детей в том числе за счёт употребления в речи глаголов, сравнительной степени прилагательных.
3. Способствовать воспитанию у детей доброты, уступчивости, понимания.
Словарь
Публикация «Конспект занятия по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
кум, куманёк, кумушка; званый обед; потчует; не обессудь; окрошка; несолоно хлебавши.
Предварительная работа
1. Чтение сказок, где лиса является главным героем.
2. Рассматривание иллюстраций диких, домашних животных и птиц.
3. Драматизация русских народных сказок.
4. Чтение поговорок.
5. Беседа о дружбе.
Материал к занятию
– мягкая игрушка – лиса
– картинка журавля
– кувшин, тарелка и части кувшина и тарелки (из бумаги)
– маски лисы, журавля
– иллюстрации к сказке
– аудиозапись песни «О дружбе»
Задачи этапа Деятельность воспитателя Деятельность детей, предполагаемые ответы детей.
-Мотивировать детей на предстоящую работу.
-Развивать умение употреблять прилагательные в рассказе- описании.
-Актуализация опорных знаний детей.
-Воспроизвести в памяти детей знакомые сказки и характерные признаки сказки.
- Учить на слух воспринимать художественное чтение произведения.
- Побуждать детей интересоваться смыслом, значением слова, тем самым обогащать активный словарь детей.
-Активизировать употребление детьми глаголов в речи.
Учить детей пересказывать близко к тексту
- Формировать здоровый образ жизни у детей
-Развивать умения вести монологическую речь.
-Упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных.
-Развивать умения работать в группе
- Способствовать воспитанию у детей доброты, сострадания, уступчивости.
Психогимнастика
-На улице зима. Представим, как тёплый лучик солнца мы поймали ладошками и передадим это тепло своим товарищам. Тёплое солнышко будет согревать нас и помогать нам сегодня заниматься.
- Давайте вспомним, какие правила нужно выполнять на занятиях, чтобы всем было хорошо, все могли ответить.
(раздается стук в дверь)
- Кто там?
- Это я – почтальон Печкин. Принёс письмо и посылку для ваших детей. Распишитесь в получении. Я думаю, что доставил вам вовремя посылку. До свидания ребята!
-Ребята, давайте откроем конверт и прочитаем, что написано в письме.
- Дорогие ребята! Я - Сказочная волшебница - посылаю вам посылку с сюрпризом, но открыть вы её сможете лишь в том случае, если правильно ответите на все вопросы и будете активными на занятии, а ключ от волшебной посылки вкладываю в конверт. Желаю вам удачи!
Отгадайте загадку:
-Рыжая хозяйка по лесу прошла, стёжки-дорожки хвостом подмела.
(Воспитатель показывает игрушку- лиса)
Опишите лису.
Беседа по картинке.
Рассмотрите картинку, кого вы видите?
-Почему ноги журавля сравнивают с ходулями?
- О какой части тела журавля можно сказать:
длинный…
-Зачем журавлю длинный нос?
Вывод:
Такими мы знаем лису и журавля в природе.
-Назовите, в каких сказках лиса – главная героиня?
Блиц-опрос. Сказки просят:
А сейчас, вы, друзья, узнайте нас!
1. Сядь ко мне на носок, да пропой ещё разок…
2. Петушок, петушок, золотой гребешок, масляна головушка, шёлкова бородушка, выгляни в окошко, дам тебе горошка…
3. Битый, небитого везёт. У тебя только хвост оторвали, а мне всю голову разбили. Насилу плетусь.
4. А мужику девочку жалко отдавать. Запихнул он в мешок собаку и отдал лисичке.
-А что характерно сказкам?
Вывод: в сказке герои очеловечены (одежда, речь, в сказке всегда добро побеждает зло, сказка всегда содержит урок, чему-то поучает.
-Сегодня мы познакомимся со сказкой в обработке К. Д. Ушинского «Как аукнется, так и откликнется».
(Воспитатель читает сказку)
- Понравилась вам сказка?
-Какие слова и выражения вам были непонятны?
Словарная работа:
-кум, куманёк, кумушка
- званый обед
-потчует
-не обессудь
-окрошка
-несолоно хлебавши
Работа по содержанию сказки.
-Кто являются главными героями сказки?
- Кто пригласил журавля в гости на званый обед?
- Что говорила лиса, приглашая журавля в гости?
- Как готовилась лиса?
-Что говорила лиса, угощая журавля?
- Как вёл себя журавль?
- А лиса?
- Почему Журавль не смог съесть угощение?
- А как поступила Лиса?
-Как Журавль встречал гостью?
- Что говорил журавль, угощая лису?
- Как вела себя лиса?
- А журавль?
- Смогла ли лиса поесть вдоволь?
- Что значат выражение «Как аукнулось, так и откликнулось»?
Последовательный пересказ сказки детьми.
Физкультминутка
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
Повторное чтение сказки.
Приглашается ребёнок, надевает маску лисы и показывает действия лисы:
Наварила, размазала, лижет, лижет, скушала.
-Как вы думаете, остался ли журавль доволен? Что он сказал?
-Что приготовил журавль?
- Опишите действия журавля?
-Как вела себя лиса? Покажите.
-А как вёл себя журавль?
Вывод:
-О ком же эти слова:
Колотил, да колотил
По тарелке носом –
Ничего не проглотил
И остался с носом.
-Как вы думаете, почему закончилась дружба лисы с журавлём?
-Не умеют дружить, не умеют принимать гостей.
Продолжите предложения:
Лиса была хитрая, а журавль ещё… (хитрее).
Кувшин был высокий, а журавль ещё… (выше).
Игра
Дети из мешочка достают разбитые куски кувшина и тарелки.
Задание:
Разделиться на 2 группы и собрать разбитый кувшин и тарелку.
Группа «кувшин» рассказывает, как встречал журавль лису.
Группа «тарелка» - как лиса встречала журавля.
-Чему же учит нас это сказка?
Как аукнется, так и откликнется. Какие поступки совершаешь ты по отношению к другим людям, такие же жди в ответ.
Затем детям предлагается поиграть в игру «Дружба» : под стихотворение они пересчитывают пальчики на каждой руке.
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики,
Будем мы с тобой дружить,
Маленькие пальчики.
Один, два, три, четыре, пять Начинай опять считать.
Один, два, три, четыре, пять Мы закончили считать.
Итог занятия.
- Если вам кажется, что кто-то вас незаслуженно обидел, о чём надо подумать
- Настоящий друг будет отвечать обидой на обиду?
- Можно ли назвать Лису и Журавля настоящими друзьями, а сказку о настоящей дружбе?
- А среди людей есть такие отношения? Вы можете привести примеры?
Воспитатель читает детям отрывок из рассказа К. Д. Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно» : «Говорит брат сестре: «Не тронь моего волчка», Отвечает сестра брату: «А ты не тронь моих кукол!»
- А вы хотите быть настоящими друзьями, хотите, чтобы у вас было много друзей?
- Для этого нам надо зажечь волшебное солнце дружбы
- Чтобы солнышко засветило, ему нужно добавить лучики. Как вы думаете, какие качества должны быть у друзей?
- Давайте добавим этот лучик.
- Ребята, вы прекрасно работали. Я очень рада видеть ваши весёлые лица. Вы настоящие друзья. Поэтому настало время открыть волшебную посылку. Я думаю сейчас у нас это получится. Сказочная волшебница дарит вам эти солнышки дружбы, чтобы они светили вам всегда, радовали и согревали вас.
Дети здороваются с гостями и встают в круг.
-Ответить хочешь, не шуми, а только руку подними.
- Стол это не кровать и на нем нельзя лежать.
- За столом сиди ты стройно и веди себя достойно.
-Почтальон отдаёт письмо и посылку воспитателю
- Дети отгадывают загадку (это лиса).
Дети составляют рассказ о лисе:
Лиса – дикое животное. Она живёт в лесу, в норе.
Питается лиса зайцами, мышами, птицей. Шуба у неё рыжая. Шерсть пушистая. Хвост красивый. Мордочка длинненькая, острая. Глаза маленькие, хитрые.
Дети смотрят на картинку и называют:
-На картинке журавль.
Дети отвечают на вопросы воспитателя.
-Ноги журавля длинные, поэтому их и сравнивают с ходулями.
-Длинный нос.
- С помощью длинного носа журавль достаёт из воды пищу (лягушек)
Дети называют знакомые сказки.
«Колобок»
«Петушок – золотой гребешок»
«Лисичка – сестричка и серый волк»
«Лисичка со скалочкой»
Дети слушают сказку.
Дети высказываются, выслушиваются все мнения, выбирается правильное суждение.
- ласковые обращения
- торжественный обед
- угощает
-не отнесись строго, не осуди
- название блюда
- ни с чем
Дети отвечают.
(Воспитатель добивается полного ответа)
- лиса и журавль
- лиса
- Приходи, куманёк, приходи, дорогой. Уж вот как я тебя угощу!
- лиса наварила манной каши, размазала по тарелке
- Кушай, куманёк, кушай, голубчик! Сама стряпала.
- Журавль же виду не показал, даже не намекнул Лисе на то, что угощенья ему не досталось. Напротив, он Лису поблагодарил за приём и пригласил к себе с ответным визитом.
- А лиса лижет себе да лижет кашу — так всю сама и скушала.
- потому что, тарелка с кашей была не глубокая.
- Съела лиса кашу и говорит:
— Не обессудь, куманёк, больше потчевать нечем.
- журавль наготовил окрошки, налил в высокий кувшин с высоким
горлышком
- Кушай, кумушка, кушай, милая! Право, больше потчевать нечем.
- Вертится лиса вокруг кувшина: и так зайдёт, и этак, и лизнёт-то кувшин, и понюхает— всё ничего не достанет.
- А журавль стоит на своих высоких ногах да длинным носом окрошку из кувшина таскает. Клевал да клевал, пока всё съел.
- нет, пошла домой несолоно хлебавши.
- Журавль обиделся на лису и отплатил ей тем же.
Дети пересказывают сказку
Дети слушают сказку.
Ребёнок показывает
(деятельностный подход)
-Спасибо, кума, и на этом. Приходи ко мне завтра.
- Окрошку
-Наготовил, налил, поставил, потчует.
-Приглашённый ребё нок показывает: вертится, заходит с разных сторон, лизнёт, понюхает.
-Стоит, таскает, клевал, съел.
-Эти слова о журавле.
(выслушиваются мнения детей)
Дети на столах выкладывают из частей кувшин, тарелку.
Дети пересказывают сказку по ролям, используют драматизацию.
Дети высказываются:
-учит нас дружить;
-учит заботиться о других;
-быть гостеприимными.
Дети играют в игру.
Ответы детей.
- О том, чем я спровоцировал эту обиду.
- Нет.
- Нет, эта сказка «о ложной дружбе».
Конечно, есть.
- Да.
На доске – круг солнца.
Добрые, верные, понимающие, внимательные, заботливые, приветливые, искренние, честные, щедрые.
Звучит песня о дружбе.