Нина Вельмяйкина
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Зайчишка из «Лесной школы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Зайчишка из «Лесной школы»
Старшая группа
О. О. Речевое развитие
(подготовка к обучению грамоте)
Задачи:
Развивающие:
Темочки:
- Заяц, зайчики. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
Развивать фонематический и речевой слух, навык чтения слогов и слов, зрительное восприятие, мышление, внимание, память, пополнять словарный запас слов;
Воспитательные:
Создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку; желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность.
Образовательные:
Продолжать учить детей проводить анализ звука, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки;
Закрепить умение делить слова на слоги;
Продолжать учить детей составлять правильно предложение;
Уточнить и расширить словарь по теме «Весна»;
Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Материал:
Наглядный: воздушные шары с заданиями, картины сюжетные на тему: «Весна» для составления предложений, картины птиц (ласточка, скворец, грач кукушка, соловей); игрушка Заяц; сумочка с сюрпризами – воздушными шарами, мяч)
Раздаточный: Звуковые схемы слова для определения позиций звука в слове, разноцветные конверты с капельками из синего картона (для деления слова на слоги, фишки красного, зеленого, синего цвета.
Оборудование: магнитная доска с магнитами.
Словарь: активизировать в речи слова - подснежник, ледоход, капель.
Методические приемы:
Сюрпризный момент (появление зайца с воздушными шариками);
Пальчиковая гимнастика «Дикие животные»
Проблемная ситуация (заяц просит помочь справиться с трудными заданиями);
Д/у «Назови звук и охарактеризуй его».
Д/у «Угадай, где стоит звук?».
Физминутка «Чтоб головка не болела».
Д/у «Угадай-ка».
Д/у «Назови ласково.
Зрительная гимнастика «Белка»
Д/У «Составь предложение».
Д /У «Голос птицы отгадай-ка»
Д/У «Определи звук»
Подведение итогов занятия
Вручение подарков
Ход занятия.
Дети стоят около столов.
- Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.
Здороваются.
- Садитесь, пожалуйста, на свои места.
- А, давайте с вами немного поиграем с пальцами:
Пальчиковая гимнастика
Дикие животные
Это медвежонок, это бельчонок,
Это лисенок, это волчонок,
Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.
А это спешит, ковыляет спросонок
Серый, красивый, смешной зайчонок.
Сгибают мизинец.
- Ребята, посмотрите, кто к нам пришел в гости (появляется игрушка Заяц с разноцветными воздушными шарами)
- Зайчишка шепнул мне на ушко, что он учится в «Лесной школе». Ему задали задания, он затрудняется их выполнить, просит вас помочь. Поможем Зайцу?
- Усаживайся, Зайчишка, поудобнее.
- Ребята, задания написаны на воздушных шарах. Итак, первое задание.
1. Игра на воздушном шаре «Назови звук и охарактеризуй его».
Слова которые мы пишем состоят из букв, а слова которые мы произносим состоят из звуков. Некоторые из них можно легко пропеть. Как они называются? (Гласные). Другие звуки при произношении встречают преграду. Какие это звуки? (Согласные).
Дети определяют звуки и обозначение фишкой: красная фишка – гласный, синяя – твердый согласный, зеленая – мягкий согласный.
(звуки – о, п, м, мь, у, с, дь, и, т.)
-А еще Зайчик рассказал мне, что учительница в его школе хитрая лиса, и она просила лесных жителей составить звуковую схему слова «лиса», и у нашего зайчика возникли трудности, давайте поможем ему.
Звуковой анализ слова «лиса».
2. Следующее задание – игра на воздушном шаре другого цвета.
-Ребята, поиграем в игру «Угадай, где стоит звук?»
Дети определяют позицию звука «С» в слове: в начале, середине, в конце. ( слова: солнце, лес, подснежник, снег, вопрос, весна).
- Ребята, Заяц наш предлагает вам немного отдохнуть.
Физминутка:
Чтоб головка не болела,
Ей вращаем вправо-влево. (Вращение головой.)
А теперь руками крутим —
И для них разминка будет. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)
Тянем наши ручки к небу,
В стороны разводим. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
Повороты вправо-влево,
Плавно производим. (Повороты туловища влево и вправо.)
Наклоняемся легко,
Достаём руками пол. (Наклоны вперёд.)
Потянули плечи, спинки.
А теперь конец разминке. (Дети садятся.)
- Ребята, мы с вами общаемся при помощи слов. А как можно измерить слова? Какие они бывают? (длинные и короткие). Каждое слово состоит из частей. Как эти части называются? (Слоги)
3. - Правильно. И сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай-ка». Давайте разделим слово на слоги. Сначала отгадайте загадку:
Светает рано по утрам
Проталины и тут, и там.
Ручей шумит, как водопад.
Скворцы к скворечнику летят,
Звенят под крышами капели,
Медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко тепло ласкает.
Кто это время года знает? (Весна)
- Правильно. Я буду называть весеннее слово, а вы с помощью капелек дождя определите сколько слогов в нем. У вас на столах лежат капельки, сколько слогов в слове: май, капель, ледоход, выложите весенние капельки на столе.
- Давайте поможем Зайчишке выполнить все задания.
4. Д/и «Назови слово ласково» (с мячом) (приглашаются 6 -7 человек).
Ребятам называются слова, дети говорят ласково:
ручей, солнце, облако, дерево, дождь, лес, цветок.
– Давайте послушаем, что это так шумит? (шум леса)
Что-то мы очень много говорим о весне.
А весна ли сейчас у нас на самом деле, может другое время года? Докажите. Вспоминаем весенние приметы.
Солнце весной ярче светит и греет с каждым днём всё сильнее. Дни становятся длиннее.
Весной идёт дождь, а не снег.
Самый заметный признак наступления весны в неживой природе – это таяние снега.
Начинает таять лёд. На реках начинается ледоход.
Когда реки и озёра переполняются водой от растаявшего снега, вода заполняет луга, леса, поля вдоль реки. Это называется половодье.
От весеннего тепла оттаивает почва. В ней накапливается много влаги. Эта влага очень нужна растениям, появляются первые цветы – подснежники.
Животные которые впадали в спячку начинают просыпаться.
Т. е. все в природе оживает.
Зрительная гимнастика для глаз:
«Белка».
Белка дятла поджидала, Резко перемещают взгляд вправо- влево.
Гостя вкусно угощала.
Ну-ка дятел посмотри! Смотрят вверх-вниз.
Вот орехи-
Пообедал дятел с белкой Моргают глазками.
И пошел играть в горелки. Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем.
5. Д/у «Составь предложение».
Дети составляют предложения по сюжетной картине «Весна».
Наступила весна.
Весной солнце появляется чаще, светит ярко.
Небо весной голубое.
Облака на небе легкие.
Деревья весной просыпаются.
На деревьях появляются почки, листочки.
Земля весной оттаивает.
Трава весной светло-зеленая, шелковистая.
Весной прилетают птицы. Птицы поют, чирикают, щебечут, вьют гнезда, ищут корм.
Просыпаются весной звери. Они линяют, прыгают, бегают, ищут пищу.
Люди рады весне. Они надевают весеннюю одежду, копают, сеют и сажают.
Выбираем предложение, дети с заданными словами строят его, анализируют.
Солнце светит ярко.
- Сколько слов в этом предложении?
- Назовите первое, второе, третье слово?
- Что произошло если мы изменили порядок слов?
Закройте глаза и представьте, что мы с вами оказались в сказочном лесу. (Включается запись «Голоса птиц»). Какие звуки вы слышали (голоса птиц)
К нам на полянку прилетели птицы, а какие отгадайте?
6. Д/У «Отгадай-ка»
-Маленький певец лесной лучше всех поет весной. (соловей)
-Эта птица никогда для птенцов не вьет гнезда. (кукушка)
-Мы в скворечнике живем, песни звонкие поем. (скворец)
-Под крышей я леплю гнездо из комочков глины. Для птенчиков стелю на дно пуховую перину. (ласточка)
-Черный, проворный, кричит: «Крак!» Червякам –враг! (грач)
7. Д/у «Определи звук», с которого начинается отгадка (Название птицы)
- Молодцы, ребята, все справились с заданиями. Они были очень трудные.
Итог занятия.
- Ребята, понравилось вам занятие?
- А что понравилось больше всего?
- Скажите, кто затруднялся в выполнении задания, что было сложным?
- А с чем было легче всего справиться?
Зайчишка благодарит нас за помощь, мы очень помогли ему. Он говорит, что расскажет в «Лесной школе» какие умные, сообразительные и старательные ребята ходят в наш детский сад.
Сюрпризный момент.
Ой, да Зайчик не с пустыми руками пришел к нам, он приготовил всем подарки в рюкзачке.