Раиса Афиногентова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Здравствуй, ветерок»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
1. Социально-коммуникативное развитие
1.1 Формировать готовность детей к совместной деятельности.
1.2 Развивать общение ребенка со взрослым.
1.3 Воспитывать устойчивый интерес к познавательной деятельности.
2. Познавательное развитие
2.1. Сформировать знания детей о природном явление – ветре.
2.2. Познакомить с природой возникновения рукотворного ветра.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Здравствуй, ветерок“» размещена в разделах
- Ветер. Изучаем свойства ветра
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
2.3. Показать значение ветра в жизни человека и природы.
3. Речевое развитие
3.1. Активизировать словарь детей: рукотворный, природный, ветреная, безветренная погода, умеренный, сильный, ураганный ветер. Ветер дует, летит, завывает, срывает, сметает.
4. Художественно-эстетическое развитие
4.1. Воспринимать поэтические образы художественной литературы.
4.2. Развивать эстетического восприятия окружающего мира.
5. Физическое развитие
5.1 Обеспечить рациональную двигательную активность детей на занятии.
5.2 Улучшать функции внешнего дыхания: дышать носом, не поднимая плеч во время вдоха.
5.3. Способствовать снижению психомышечного напряжения.
Оборудование:
Иллюстрационный материал:
•Вентилятор, в защитную сетку которого вставлены кусочки поролона, пропитанные ароматическим маслом; фен, пейзажные картины из серии «Времена года», флюгер, фонограмма с записью звука ветра.
Раздаточный материал:
•Веер и вертушка на каждого ребенка, картинки с изображением ветреной и безветренной погоды.
Индивидуальная работа:
•Упражнять Ульяну П, Витю Г, Семена Б. в употреблении сложноподчиненных предложений;
•Закреплять артикуляцию и произношение шипящих звуков с Артемом Б, Соней З, Мишей С, Валерой Ж.
Предварительная работа:
•Наблюдение на прогулке за ветром (наклоняет дым, поднимает одежду на прохожих, качает ветки деревьев и т. д.);
•Определение силы ветра с помощью вертушек.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы
Ход
Организационный момент:
В. Предлагаю детям сесть на свои места. Загадываю загадку:
Я березку качну,
Я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу,
Даже шапку стащу,
А меня не видать,
Кто я, можешь отгадать?
Если дети не отгадывают загадку, загадываю другую:
«Без рук, без ног, а ворота отворяет?» (Ответ детей: ветер)
В. – Как догадались? (Обсуждение загадки)
Тема занятия: Сегодня мы узнаем, что такое ветер, какой бывает ветер и что он умеет делать
Беседа
В. - Мы знаем, что на нашей планете Земля есть воздух. Где его можно обнаружить? Предполагаемые ответы детей: в комнате, на улице, в воде есть воздух, им рыбы дышат и в почве; воздух есть везде.
В. - Если в комнате есть воздух. Почему его не видно? (Ответ – он прозрачный, невидим. Воздух - невидимка)
- Как вы узнали, что нас окружает воздух? (Мы воздухом дышим, значит, он есть в комнате)
- А ветер есть? (Нет)
Практическая деятельность
1. - Ребята, помашем ладошкой у щеки. Что чувствуете? (ветер). Откуда взялся ветер? (Мы ладошкой заставили воздух лететь, и он превратился в ветер) Так что такое ветер? (Летающий, движущийся воздух)
- Чем мы сделали ветер? (Руками). Значит, его можно назвать - (показываю руки) рукотворным.
2.-Чем можно заменить ладошки? (Веером) Раздаю детям веера. Каждый ребенок обмахивается веером. Закрепляем название ветра – рукотворный.
-Для чего люди изобрели веер. (Делать ветер, прохладу в жаркую погоду)
3. - Каким современным прибором люди заменили веер? (Вентилятором)
- Когда мы включаем вентилятор? (Когда нам жарко)
- Ребята, давайте понюхаем, какой ветер нам сделает вентилятор.
Включаю вентилятор (с ароматическим маслом). Дети получают возможность пройти небольшой курс ароматерапии.
4. - Какой еще прибор делает рукотворный ветер? Дети – фен. (Демонстрирую действие фена, направляя с безопасного расстояния на детей теплый и прохладный ветер)
Вывод: рукотворный ветер делает человек с помощью приборов. Он нам нужен, чтобы освежать нас, сушить волосы.
В. – Дети, а кто на улице делает ветер? (Предполагаемые ответы детей: деревья, ветки, тучи). На улице ветер делает солнце. Солнце по-разному нагревает воздух над Землей. Теплый и холодный воздух начинают перемещаться – летать. Так получается ветер.
В. – Как назовем ветер, который делает природный объект – солнце? (Природный)
Речевое упражнение:
В. – Ребята, расскажите мне, что умеет делать природный ветер? Предполагаемые ответы детей: ветер умеет летать, свистеть, качать, сметать, срывать и т. д.
- Какой бывает ветер? Ответы детей: теплый холодный, сильный, слабый, ураганный, освежающий, душистый и т. д.
В. -А я знаю, ветер еще бывает зимний, летний, весенний и осенний. И у каждого ветра своя песенка. Сейчас мы с вами будем голосом изображать весенний ветер, который поет свою песенку - (показываю артикуляцию звука) «х-х-х». Осенний ветер – «с-с-с». Зимний ветер поет «в-в-в», а летний «ф-ф-ф» Акцентирую внимание детей на артикуляции звука.
Дыхательная гимнастика. Проверяю осанку детей, показываю, как правильно сделать вдох через нос, уточняя, что проходя через нос воздух, успевает согреться, и очиститься от пылинок, увлажниться. Выдох через рот, губы свободные в улыбке. Дети делают вдох, когда моя рука поднимется вверх. Рука вниз – продолжительный выдох на вертушку, со звуком. (Индивидуальная работа)
• Весенний ветер – приятный – х-х-х-х
• Осенний ветер – прохладный – с-с-с-с
• Зимний ветер – морозный – в-в-в-в
• Летний ветер – теплый – ф-ф-ф-ф
В. - Ветер любит гулять по Земле. Давайте покажем мимикой и телом где он побывал.
Игра «Где побывал ветер»
Дети стоят в кругу или полукругом
Ветер побывал в поле. Наклониться вперед, руки опустить, руки вниз.
Плавные движения кистями из стороны в сторону.
Ветер побывал на море. Руки вытянуть вперед, сначала плавные движения
Руками вверх, вниз, затем движения ускоряются.
Ветер побывал в городе, Повороты вправо, влево.
Вертел флюгер
Ветер побывал в лесу. Руки над головой. Плавное покачивание рук, кистей,
корпуса.
Дети садятся. Работа с раздаточным материалом.
Игра «Ветреная безветренная погода»
Дети поочередно поднимают картинки на сигнал «ветреная» и «безветренная» погода, объясняя свой выбор. (картинки двух типов: на одних сразу можно заметить, что погода ветреная, на других присутствие ветра определяется по отдельным, не бросающимся в глаза деталям)
Игра «Нарисованный ветер» - работа у доски с пейзажными картинами. (Индивидуальная работа)
Игровое задание: найти на картине ветер по определенным приметам: сушится белье, на прохожих развевается одежда и др.
В. - Ребята, вы замечаете, что мы ведем себя по-разному в холодную и теплую погоду. Когда холодно мы съёживаемся в комочек, сохраняя тепло, а когда жарко наоборот расслабляемся. Включаю фонограмму с записью ветра разной силы (ураган, весенний, летний ветерок).
Психогимнастика «Песенка ветра» - дети принимают соответствующую позу - расслабленную на слабый звук ветра, напряженную - (холодно) при усиливающемся звуке, чередуя мышечное напряжение.
Итог занятия: Прошу детей встать в круг.
В. – Ребята, расскажите, что было сегодня для вас интересным? А, что показалось трудным? Чему новому вы научились? (Высказывания детей)
В. – Мне сегодня очень понравилось, как вы работали. Вы были активны, внимательны, порадовали меня своими ответами. Всем спасибо! Молодцы! Дарю вам флюгер. С его помощью вы сможете определять направление ветра. А на прогулке вас ждет развлечение «Ветер и лодочки». На прогулке дети запускают бумажные лодочки в ручейке. В качестве ветра используются бумажные веера. (Лодочку и веер каждый ребенок изготавливает сам).