Артемьева Татьяна
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Что мы знаем о зиме»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Что мы знаем о зиме».
Задачи: активизировать и обогащать словарный запас детей; закреплять умение замечать изменения в природе и видеть характерные особенности зимы; обобщать знания детей о зиме; расширять кругозор детей; развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, активность, внимание; развивать умение соотносить описание природы в стихах с определенным временем года, развивать слуховое восприятие; развивать образное мышление, умение отгадывать загадки; развивать связную речь; развивать фонематическое восприятие; побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей; воспитывать любовь к природе, воспитывать умение внимательно слушать ответы своих товарищей, не перебивать их.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „Что мы знаем о зиме“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Материал: сюжетные картины о зиме; корзина; снежинки с заданиями; снежинки для дыхательной гимнастики; карточки с временами года на каждого ребенка; иллюстрации к загадкам; картинки: листопад, ледоход, метель, цветы, морозные узоры на стекле, сосульки, снегопад, кормушки для птиц; мяч; иллюстрации следов; елочка и снежинка; вырезанные из бумаги рукавички и носочки, украшенные узором из различных геометрических фигур; тарелочки с манкой; аудиозапись; раскраски.
Ход занятия:
Воспитатель: Я хочу рассказать вам одну удивительную сказку. Слушайте внимательно. Далеко-далеко, высоко-высоко, в удивительной стране, в хрустальном дворце жили отец и его четыре дочери. Отца звали Круглый Год, а дочерей – Зима, Весна, Лето и Осень. Сестры были не похожи друг на друга, но отец любил их одинаково. Чтобы дочери не грустили во дворце, он отпускал их по очереди погулять на Землю. И вот первой на Землю отец отпустил Зиму, старшую свою дочь. Спустилась старшая дочь – Зима на Землю и решила проверить, что о ней знают люди.
(Раздается стук в дверь, за дверью стоит корзина)
Воспитатель: Кто стучится в нашу дверь? Пойду, посмотрю.
– Ребята, кто-то нам прислал корзину. Интересно, что там. Мы узнаем, послушав стихотворение.
Чтение стихотворения Н. Елкиной «Звездочка-малютка».
– Послушайте внимательно стихотворение и скажите, что это за звездочка-малютка.
Легкая, узорная звездочка-малютка
Ты лети мне на руку
Посиди минутку.
Покружилась звездочка
В воздухе немножко.
Села и растаяла
На моей ладошке.
– Что же это за звездочка? (это снежинка)
– Почему вы так думаете? (снежинка похожа на звездочку)
– Как автор описывает снежинку? (легкая, узорная)
-–Что вы почувствовали, когда она растаяла? (стало грустно)
– А можете вы показать как вам грустно? (дети мимикой изображают грусть, печаль)
– Грустно, снежинка растаяла, но с неба упала еще одна. Улыбнитесь ей, она засверкает на солнышке новой звездочкой.
Воспитатель: Смотрите в корзине тоже лежат снежинки. Снежинки не простые, а с заданиями. Неужели Зима действительно хочет проверить, что мы о ней знаем.
– Ребята, вы готовы выполнить задания Зимы? (Ответы детей).
– Тогда приступим. (Воспитатель достает снежинку и читает задание)
Воспитатель: Задание называется «Кто знает, когда это бывает?» (дети садятся за столы).
– Ребята, на столах лежат карточки, на которых изображены времена года. Я буду вам читать стихотворения о временах года, а вам нужно отгадать, когда это бывает и показать карточку с этим временем года.
(Дети выполняют задание).
Дел у меня немало –
Я белым одеялом.
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома.
Зовут меня … (Зима)
Зеленеют луга,
В небе радуга-дуга.
Солнцем озеро согрето:
Всех зовет купаться….(Лето)
Я раскрываю почки,
В зеленые листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна.
Зовут меня (Весна)
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю.
Но, не касаясь сосен
И елочек. Я… (Осень)
– Скажите, какое сейчас время года? (Ответы детей)
– Почему вы так считаете? (Объяснения детей)
Воспитатель: Назовите зимние месяцы по порядку. (Декабрь, январь, февраль).
– Второе задание, снежинка с загадками. Слушайте внимательно.
1) Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно. (Лёд)
2) В белом бархате деревня, и заборы, и деревья, а как ветер нападёт, этот бархат опадёт. (Иней)
3) Белые звёздочки с неба упали, мне на ладошку легли и пропали. (Снежинки)
4) Солнце скроет, с ветром воет, небо синее закроет, и позёмкой стелется зимняя (Метелица).
5) Запорошила дорожки, разукрасила окошки, радость детям подарила и на санках прокатила. (Зима)
6) Вился, вился белый рой, сел на землю – стал горой? (Снег)
– Ребята, а что означает – белый рой? (предположения детей)
– Молодцы, и с этим заданием вы справились.
Дыхательная гимнастика «Снежинка»
– Подул зимний ветерок, полетел снежок: (дети дуют на снежинку пока она не улетит). Снег-снег, белый снег, засыпает он нас всех! Молодцы!
Воспитатель: Третье задание (дети стоят полукругом возле столика).
– На столе под номерами 8 картинок с различными изображениями природы. Детям нужно назвать, под какими номерами картинки относятся к зиме. ( Картинки: листопад, ледоход, метель, цветы, морозные узоры на стекле, сосульки, снегопад, кормушки для птиц).
– Теперь мы готовы рассказывать о самом главном без чего не бывает зимы, что бывает зимой, и не бывает в другие времена года? (Без морозов, без снега, без сосулек, безо льда, без коньков, без лыж, без ветра, без катка, без снежинок, без сугробов, без снежков, без шапок, без снеговиков, без горок). Молодцы, ребята, справились с заданием.
Следующее задание. Игра «Какая зима?».
Воспитатель: Ребята, давайте теперь присядем на стульчики и немного отдохнем. Я хочу вам рассказать маленькую историю. «Когда-то в детстве мы с друзьями слепили во дворе большого и красивого снеговика. А на утро, когда мы вышли гулять, увидели, что наш снеговик растаял и от него осталась только лужа. Это случилось потому, что зимняя ночь была теплая». Значит, зимой погода может быть разной. А теперь вы мне расскажите как мы назовем день, когда… (игра с мячом по цепочке) :
Идет снег, то день называется снежный,
Если мороз – морозный,
Если ветер – ветреный,
Если холод – холодный,
Если солнце – солнечный,
Если идет дождь – дождливый,
Если на улице слякоть – слякотный.
Воспитатель: Посмотрим, что же дальше. Следующее задание веселое. Игра «Зимняя прогулка» (выполнение движений за текстом).
Очень холодно зимой, (погладить себя за плечи)
Но мы пойдем гулять с тобой. (Шаги на месте)
Я надену шапку, (имитируем движение «надеваем шапку)
Я надену шубку
(показываем, как надеваем шубку)
Я надену шарфик
Потуже завяжу. («Завязываем шарфик)
А потом красивые, теплые, пушистые, (показываем кисти рук)
Крошки – рукавички
На ручки натяну. (Поглаживаем тыльную сторону ладоней)
И хотя я маленький (руки на пояс)
У меня есть валенки. (Ноги поочередно выставляем на пятку)
Возьму с собою санки
На горочку пойду. (Шаги на месте)
На горку поднимусь (руки поднять вверх)
И с горки прокачусь!
У-у-у-ух! (быстрое движение рук вниз)
– Ребята, а теперь покажите мне, какая зимняя забава – ваша любимая (Дети индивидуально имитируют понравившееся упражнение)
Воспитатель достает следующую снежинку с заданием. Игра «Скажи правильно» (На столе маленькая елочка, у воспитателя в руках снежинка на ниточке).
Воспитатель: Посмотрите это снежинка, она такая легкая и воздушная, что летает, где захочет. Ребята, вы должны посмотреть на снежинку и закончить предложение.
(Воспитатель перемещает снежинку относительно елочки).
Снежинка упала…. под елку.
Снежинка лежит…. на ветке.
Снежинка опустилась …. за елкой.
Снежинка лежит…. около елки.
– Молодцы, ребята справились и с этим заданием!
Воспитатель: Ребята, представьте, что мы отправляемся на прогулку. Что мы должны сделать, прежде чем отправимся гулять (рассуждения детей)
– Предлагаю поиграть в игру «Найди пару». Детям раздаются вырезанные из бумаги рукавички и носочки, украшенные узором из различных геометрических фигур. Под музыку дети находят парный носок или рукавичку с таким же узором. Нужно быть внимательным, так как геометрические фигурки в узоре отличаются по форме и цвету (можно усложнить – добавить размер). Дети встают парами.
– Следующее задание называется «Путешествие по зимнему лесу». Ну что ж, мы вспомнили самое главное, что мы должны сделать, прежде чем отправимся гулять, и теперь мы готовы отправиться в путешествие в волшебный зимний лес (звучит музыка – метель, дети, кружась, «перемещаются» в зимний лес). Вот мы и оказались в нашем зимнем лесу. Посмотрите, что это? (перед детьми на полу следы птицы, белки, медведя, зайца, лисы, волка)
Дети: Следы.
Воспитатель: Правильно, следы, внимательно их рассмотрите, и скажите, кому принадлежат эти следы.
Следы птиц – чьи?
Следы белки – чьи?
Следы медведя – чьи?
Следы зайца – чьи?
Следы лисы – чьи?
Следы волка – чьи?
Дав правильный ответ, дети переходят от одних следов к другим, приближаясь к доске.
Игра «Кто, где зимует?».
– Ну вот, следы есть, а самих животных нет. Как вы думаете, где же они спрятались от холода? (в своих домах).
– Ребята, помогите мне рассказать стихотворение, договаривая последние слова. И тогда мы с вами узнаем, кто в каком доме живет.
Спит зимой медведь (в берлоге)
Воробей сидит (под крышей)
Лиса устроилась (в норе)
Жучка в теплой (конуре)
Белка спряталась (в дупле)
Ежик спит в сухой (траве)
В логове лежит (волчица)
Под кустом дрожит (зайчишка).
– Ребята, вот мы с вами и вспомнили, как зимуют животные.
Игра «Скажи ласково».
– Мы так долго гуляли, что у нас стало холодно. Ребята, покажите как вам холодно. (Дети изображают, как они замерзли)
– А теперь, давайте погреемся. (Я вам кидаю мяч и произношу слово, а вы должны поймать его и назвать уменьшительно-ласкательное слово). Например: Снег – снежок.
Ветер…. ветерок,
Звезда…. звездочка,
Солнце…. солнышко,
Облако….облачко,
Снежинка…снежиночка,
Зима….зимушка,
Елка….елочка
– Молодцы, и с этими заданиями справились.
Воспитатель: У нас осталась последняя снежинка с заданием. В этом задание нам надо нарисовать снежинку. Но сначала давайте разомнем наши пальчики!
Пальчиковая гимнастика «Снежинки».
Стою и снежинки в ладошку ловлю
(Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного по ладони правой руки)
Я зиму, и снег и снежинки люблю
(Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного по ладони левой руки)
Но где же снежинки?
(Сжать кулаки)
В ладошке вода
(Разжать кулаки)
Растаяли хрупкие льдинки-лучи
(Потряхивания расслабленными ладонями)
Как видно, ладошки мои горячи.
(Показывают ладошки)
Рисование снежинки пальчиком на манке.
– Нарисуем пальчиком снежинку на дне тарелочки.
(Дети рисуют пальчиком снежинку по манке).
– Красивые получились снежинки. Все такие разные, непохожие друг на друга. (Дети рассматривают рисунки).
Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо справились с заданиями. Теперь Зима видит, что мы о ней много знаем. И еще много интересного будем узнавать. И, конечно же, Зима дарит вам подарок – раскраски.