Галина Дидовна Максимова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Маленькие туристы, собираются в поход» с детьми старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Снежинка»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Маленькие туристы, собираются в поход» с детьми старшей группы
Составила: Максимова Г. Д.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Маленькие туристы, собираются в поход“ с детьми старшей группы» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Туристический поход. Конспекты занятий "Мы туристы"
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2024
Цель: Познакомить детей с понятиями «туризм», «туристы», «поход», «походное снаряжение». Систематизировать знания о разных видах туризма.
Задачи:
- Расширять знания детей об окружающем мире, экологические знания.
- Познакомить с туристическим снаряжением.
- Актуализировать знания о животных и растениях родного края.
- Формировать у дошкольников первоначальные навыки выживания в природных условиях (умение ориентироваться на местности, складывать костер).
- Обогащать нравственно - волевые качества дошкольников, через заботливое отношение к природе, людям, своей малой Родине.
- Закрепить правила поведения в лесу.
- Развить интерес к туризму.
- Развить смекалку и сообразительность детей, их эрудицию, расширять кругозор;
- Воспитывать смелость, целеустремлённость, волю к преодолению препятствий, взаимоуважение, к участникам образовательного процесса.
Материал и оборудование: две карты с препятствиями, иллюстрации с изображением туриста с рюкзаком, различными предметами туризма, туристического снаряжения, туристического инвентаря, карточки с изображением разных видов туризма, силуэтное изображение следов животных, картинки животных, экологические знаки, иллюстрации видов костров, «поленца» из бросового материала, магнитофон, корзина, карточки с топографическими знаками.
Предварительная работа: беседы, дидактические и подвижные игры на туристическую тематику, игры на умение ориентироваться в пространстве и по карте, изучение условных знаков, разучивание речёвок, песен.
Ход занятия Вводная часть:
Сюрпризный момент
Дети получают письмо от «Туриста Васи»
«Объявляется туристический поход для ребят дошколят. Всем желающим принять участие следует выполнить отборочные задания. Нам нужны самые умные, смелые и честные ребята. Высылаем вам задания. Турист Вася Спичкин».
- Ребята, вы хотите отправится в туристический поход, хотите стать настоящими туристами? Предлагаю вам сегодня выполнить задания, чтобы нас взяли в настоящий туристический поход! Но сразу вас предупреждаю, он будет трудный. Вы должны быть очень внимательными и ничего не бояться. На пути вы встретите различные испытания, с которыми должны будете справиться. Будьте готовы!
Основная часть:
- Ребята, если мы хотим отправиться в туристический поход, давайте начнем выполнять задания Туриста Васи! Собираясь в поход, важно всё предусмотреть, чтобы в походе чувствовать себя уверенно.
Д/и «Угадай-ка»
- Итак, первое задание называется «Угадай-ка». Я вам буду загадывать загадки о туристических снаряжениях, а вы будите угадывать, про какое туристическое снаряжение я говорю. Понятно вам задание? Поехали!
Загадки: В поход идут и дом берут,
В котором дома не живут. (палатка)
Ты идешь с друзьями в лес,
А он на плечи тебе влез,
Сам идти не хочет,
Он тяжелый очень. (рюкзак)
Наведет стеклянный глаз,
Щелкает раз- и помнит нас. (фотоаппарат)
Он в походе очень нужен,
Он с кострами очень дружен.
Можно в нем уху варить,
Чай душистый кипятить. (котелок)
Качается стрелка туда и сюда,
Укажет нам север и юг без труда. (компас)
Метко сыплют игроки
Мне ногами тумаки. (футбольный мяч)
- Что ещё мы должны с вами взять с собой в поход? (запас питьевой воды, сухой паек, аптечка).
Беседа «Туристы - кто такие»
- На пути нас ждет много интересного. Чтобы преодолеть все препятствия, нужно быть дружными, смелыми и сильными, выносливыми, сплочеными, обязательно помогать друг другу, быть внимательными.
- Ребята, я вам хочу рассказать, что такое туризм, и кто такие туристы. Туризм – это путешествия по своей стране или в другие страны. Поход – это активный способ передвижения по маршруту. Туристы – это люди, которые очень любят путешествовать, ходить в походы.
- Как вы думаете, что делают туристы в походе? (Ответы детей.)
- Верно, туристы знакомятся с достопримечательностями родного края, охраняют природу, проводят соревнования, готовят еду, поют песни у костра.
- Походы на природу закаляют человека, развивают его физические качества: силу, выносливость, быстроту, ловкость, помогают получить запас бодрости и хорошего настроения. Во время походов туристы знакомятся с природой родного края, историческими и природными достопримечательностями, любуются красотой природы, общаются с друзьями. Во время походов туристы организовывают интересные игры, соревнования, конкурсы, в лесу собирают грибы, ягоды, лекарственные травы.
- Если вы любите свой край, свою Родину, хотите увидеть каждый её уголок своими глазами, надо стать туристом.
- Чтобы познать необъятные просторы родного края, туристы могут передвигаться по маршруту пешком (пеший туризм); на велосипедах (велосипедный) ; на лодках, катамаранах, байдарках, катерах (водный) ; на лыжах (лыжный) ; на конях (конный) ; автомобилях, автобусах (автотуризм) ; мотоциклах (мототуризм) ; поездах (железнодорожный, в горах (горный туризм) и др.
Игра «Виды туризма»
- Следующее задание от туриста Васи, нам нужно с вами определить,каким же видом туризма любят заниматься его друзья. Он прислал карточки, на которых нарисованы различные снаряжения. Давайте попробуем разобраться, кто что любит.
Детям показываются карточки-иллюстрации с различным туристским снаряжением. Показывая их детям по одной, воспитатель предлагает догадаться какие виды туризма любят друзья Васи.
Например, лодка с веслом – водный туризм, каска – горный, велосипед – велосипедный и т. п.
Д/и «Проложи дорожку»
- Ребята, настоящие туристы умеют читать карты. Это необходимо, чтобы отправиться в настоящий поход Любая карта – это набор топографических знаков, которыми изображаются все местные предметы. Давайте и мы с вами попробуем! Нам Вася прислал две карты. Вот они. К каждой карте прилагается письмо. Нужно прочитать это письмо и на карте проложить дорогу к своему палаточному лагерю. (Дети на картах рисуют маршрут, обходя препятствия).
Физкультминутка «В лес шагаем по тропинке»
- Отлично ребята, путь проложен, можно идти!
По тропинке в лес шагаем ходьба, высоко поднимая колени
Ножки выше поднимаем.
На пути у нас ручей проходят по бревнышку
Ты его преодолей!
Мы по бревнышку пройдем
И в ручей не упадем!
Впереди у нас болото перепрыгивают по кочкам
Упасть в него нам не охота.
Мы по кочкам, прыг да скок
Вот и попали мы в лесок! разводим руки в стороны
Лес красивый, славный лес,
Запах тайны и чудес! дыхательные упражнения под звуки леса
Игра «Правила поведения в лесу» (по экологическим знакам)
- Ребята! Если мы пришли в лес нужно обязательно вспомнить правила поведения в лесу!
• В лес нужно заходить тихо, чтобы не испугать зверей и птиц.
• Нельзя беспокоить птиц, разорять их гнезда, лучше даже не заглядывать в них.
• Нельзя в лесу оставлять мусор.
• Нельзя рвать и топтать цветы, ломать ветки деревьев и кустарников.
• Не повреждай кору деревьев.
• В лесу старайся ходить по тропинке, чтобы не вытаптывать траву и почву. От вытаптывания погибают многие растения насекомые.
• Никогда не оставлять горящие костры после себя.
Д/и «Следопыты».
- Мы с вами пришли в лес. Кого мы можем встретить в наших лесах? (Дети перечисляют животных, птиц). А сейчас следующее задание от Васи. По следу вам нужно предположить, какое животное здесь прошло (Силуэтное изображение следов и животных, которые их оставили).
Игра «Что растёт в краю родном»
- Воспитатель показывает листья деревьев, кустарников. Дети должны определить дерево, выделить те, которые растут в нашей местности.
Упражнение «Не заблудись!»
- Чтобы стать настоящим туристом, нужно не только любить природу, уметь бережно с ней обращаться, но и уметь выстоять самому в сложных, экстремальных ситуациях. Вы не боитесь заблудиться в лесу, в горах, в походе? (Ответы детей.)
- Вы знаете, как вести себя, если заблудились или потерялись на маршруте? Ведь это самые главные правила, которые должен знать турист. Вася нам прислал картинки-подсказки, по ним мы научимся, чтобы если вдруг случилось так, что вы заблудились вы не терялись и знали как вам поступать.
Какие существуют правила?
Правило № 1 «Обними дерево».
Когда заблудишься в лесу,
Не бойся ты и не трясись,
А лучше оглянись вокруг
И к дереву скорей прижмись.
Правило № 2 «Оставь знак».
А это что за правило?
- Выложить сигнальные (распознавательные) знаки, украсить дерево, свистеть в свисток.
Если ты украсишь
Берёзу, ель, сосну,
То поможешь взрослым
Найти тебя в лесу.
- А из чего можно выкладывать сигнальные знаки?
- Из веток, шишек, камней.
Эстафета «Сложи костёр»
- Молодцы, вы запомнили два правила «Обними дерево» и «Оставь знак». Сегодня я вас познакомлю с третьим правилом, называется оно «Согрейся». Ребята, как в лесу можно согреться? (ответы детей)
- Правильно. Зажечь костёр. Для чего нужен ещё костёр в лесу? ( Дети отвечают: сварить еду, чтобы было светло, костёр отпугивает ночью хищных животных)
- Ребята, прежде чем зажечь костёр, надо правильно сложить дрова.
Показ картинок с изображением костров.
- А теперь попробуйте сложить костер сами. Поделитесь на две команды и по картинке сделайте свой костер.
Физкультминутка «Веселые туристы»
- А я знаю, как можно по-другому согреться, давайте подвигаемся под веселую песню. Повторяют движения за педагогом.
Итог занятия.
- Ребята, знаете, а мы полнили все задания Васи, теперь нас точно возьмут в настоящий поход! Давайте ему сообщим о том, что задания выполнены! Запишем видео –обращение!
- Настоящий турист - какой?
Смелый, ловкий, быстрый.
- Что нужно туристу для похода?
Рюкзак, палатка, котелок, теплая одежда.
- Туризм бывает, какой?
Водный, горный, велосипедный, пеший.
- Всем ребятам помнить нужно:
Чтоб с вами не случилась беда,
правила туриста соблюдай всегда!
Рефлексия.
- Кто нам прислал письмо?
- какое задание вам понравилось больше, почему?
- О каких видах туризма, вы узнали?
- Как вы понимаете слово «Согрейся»?
- В какое бы хотели отправиться в путешествие в следующем занятии?