ольга тамбовцева
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей с ЗПР (6–7 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
и развитию речи для детей с ЗПР
(6- 7 лет)
Подготовила: Тамбовцева О. Н
Тема: «Перелётные и зимующие птицы»
Цель: Закреплять умение детей различать перелётных и зимующих птиц, активизировать словарь детей по теме.
Задачи:
Коррекционно-образовательная:
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей с ЗПР (6–7 лет)» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
-упражнять в образовании названий птенцов перелётных и зимующих птиц; существительных множественного числа; существительных в родительном падеже;
Коррекционно-развивающая :
-способствовать развитию непроизвольного внимания, логического мышления, зрительной памяти, координации движений, графомоторных навыков.
Коррекционно-воспитательная:
-воспитывать любовь и чувство бережного отношения к живой природе; -взаимопомощь, сотрудничество, умение работать в коллективе.
Оборудование:
-картонные птицы Воробей, Ласточка; предметные картинки: воробей, синица, сорока, ворона, дятел, голубь, сова, ласточка, кукушка, скворец, аист, грач; картинки к игре «Четвёртый лишний»; мяч; кубик с вставленными картинками птиц; картонная ветка; 8 картонных птиц (ворона, сорока, ласточка, кукушка, скворец, синица, воробей, аист); листы бумаги с контурами птиц, цветные карандаши.
Ход ЗАНЯТИЯ
I.Организационный момент.
II.Введение в тему.
- Ребята, сегодня к нам на занятие прилетели Воробей и Ласточка.
(Выставляются картонные птицы Воробей и Ласточка.)
- Скажите, ребята, кто такие Воробей и Ласточка? (Птицы.)
- К каким птицам относится Воробей? (Зимующим.)
- К каким птицам относится Ласточка? (Перелётным.)
- Как вы думаете, о ком сегодня на занятии мы будем говорить? (Ответы детей.)
- Правильно, сегодня на занятии мы поговорим о зимующих и перелётных птицах.
ІІІ. Основная часть.
1. Игра «Назови птицу».
(На двух мольбертах выставлены предметные картинки с изображением зимующих и перелётных птиц.)
- Ребята, я приглашаю вас вместе с Воробьём и Ласточкой поиграть в игру «Назови птицу». Нам нужно разделиться на две команды: команда «Воробушки» и команда «Ласточки».
- Команда «Воробушки» по моему сигналу будет снимать картинки с изображением зимующих птиц. Команда «Ласточки» по моему сигналу будет снимать картинки с изображением перелётных птиц. Будьте внимательны. Приготовились. Начали.
- Команда «Воробушки», картинки с какими птицами вам нужно было собрать? (Зимующими.)
- Назовите своих птиц. (Ворона, воробей, дятел, синица, голубь.)
- Картинки, с какими птицами остались на доске? (Кукушка, аист.) Почему вы их оставили? (Эти птицы перелётные.)
- Команда «Ласточки», картинки с какими птицами вам нужно было собрать? (Перелётными.)
- Назовите своих птиц. (Ласточка, кукушка, скворец, аист, грач.)
- Картинки, с какими птицами остались на доске? (Сова, сорока.) Почему вы их оставили? (Эти птицы зимующие.)
2. Беседа.
(Дети садятся на стульчики полукругом.)
- Ребята, давайте вспомним, почему мы птиц называем птицами? (Тело покрыто перьями; есть два крыла, умеют летать; есть клюв, две лапы, есть хвост.)
- Почему мы называем одних птиц «зимующими», а других «перелётными»? (Ответы детей).
- Чем питаются перелётные птицы? ( Насекомыми: жуками, червяками.)
- Чем питаются птицы зимой? (Ягодами, шишками, плодами деревьев, крошками.)
- Хватает ли им пищи? (Нет, не хватает.)
- Почему не хватает? (Земля покрыта снегом, им не удается достать из-под снега пищу.)
- Чем мы можем помочь птичкам? (Делать кормушки и подкармливать птиц.)
- Что делают птицы, когда возвращаются из тёплых краёв? ( Выставляется картинка-подсказка: дерево с гнёздами.) (Птицы вьют гнёзда.)
-Для чего птицы вьют и строят гнёзда? (Птицы вьют и строят гнёзда для того, чтобы выводить птенцов.)
3. Игра «Назови птенца».
- А сейчас Воробей и Ласточка хотят проверить, знаете ли вы, как называются птенцы у перелётных и зимующих птиц. В этом им поможет наш кубик. Становитесь полукругом. Сейчас вы по очереди будете бросать кубик, и называть птенца, той птицы картинка с которой вам выпала на кубике.
(Кукушонок, воронёнок, совёнок, скворчонок, грачонок, аистёнок.)
IV.Физминутка.
Подвижная игра «Перелётные, зимующие».
-Ребята, когда я буду произносить названия перелётных птиц – вы бегаете, когда я буду произносить названия зимующих птиц – вы стоите.
4. Игра «Четвёртый лишний».
(Дети сидят на стульчиках полукругом.)
- Мы вместе с Воробьём и Ласточкой будем показывать вам картинки. На каждой картинки нарисовано по четыре птицы. Одна из птиц не подходит к остальным, она «лишняя». Посмотрите внимательно на картинки. Ответьте, какая птица «лишняя»? Объясните, почему она лишняя?
Ворона, сорока, ласточка, синица. (Лишняя ласточка, потому что она относится к перелётным птицам, а все остальные к зимующим.)
Скворец, дятел, аист, кукушка. (Лишний дятел, потому что он относится к зимующим птицам, а все остальные к перелётным.)
Голубь, снегирь, грач, кукушонок. (Лишний кукушонок, потому что он птенец, а все остальные взрослые птицы.)
5. Игра «Один — много» (с мячом)
(Дети стоят полукругом.)
- Я буду называть один предмет, и бросать кому-то из вас мяч. Тот, кому я брошу мяч, называете много предметов и бросаете мне мяч обратно. Например, я говорю «сорока» и бросаю мяч Наташе. Наташа называет много предметов «сороки» и бросает мне мяч обратно. Задание понятно? (Ответы детей.)
Ворона – вороны скворец – скворцы
Воробей – воробьи ласточка – ласточки
Грач – грачи аист – аисты
Дятел – дятлы сова – совы
Кукушка – кукушки голубь – голуби
Синица – синицы журавль – журавли
Сорока – сороки снегирь – снегири
6. Игра «Какой птицы нет на ветке?»
(Дети сидят на стульчиках полукругом. На доске картонная ветка с восемью картонными птицами.)
- Мы вместе с Воробьём и Ласточкой приготовили для вас следующую игру.
- Посмотрите внимательно на птиц. Запомните их. Закройте глаза. По моей команде откройте глаза. Посмотрите опять на птиц. Какой птицы нет на ветке?
(Дети отвечают полными ответами на вопросы. Например: «На ветке нет вороны».)
7. Игра «Раскрась и назови».
-Ребята, давайте нарисуем для Воробья и Ласточки портреты их друзей. Садитесь за столы. Для каждого из вас на столе лежит лист бумаги, с нарисованными контурами птиц. Возьмите карандаши обведите по контуру птиц и раскрасьте их.
(Дети рисуют, дефектолог подходит к каждому ребёнку и уточняет название птицы, к каким птицам относится перелётным или зимующим.)
V.Итог занятия.
- О каких птицах мы говорили на занятии? (О зимующих и перелётных). Положительная оценка деятельности детей со стороны Воробья и Ласточки.