Юлия Черевко
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой с детьми старшей группы «Ненецкая народная сказка «Кукушка»
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой
с детьми старшей группы.
НЕНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «КУКУШКА»
(в обработке К. Шаврова)
Цель: Развивать интерес к художественной литературе, формировать эмоциональное отношение к прочитанному.
Программные задачи:
- Познакомить детей с ненецкой народной сказкой.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой с детьми старшей группы „Ненецкая народная сказка „Кукушка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Ненецкий край. Ненецкий автономный округ
- Перелетные птицы
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Старшая группа
- Темочки
- Продолжать учить внимательно слушать текст и отвечать на вопросы.
- Помочь понять и оценить поступки героев сказки.
- Воспитывать любовь и чуткое отношение к маме, к её просьбам.
- Развивать у детей интерес к жизни других народов.
- Обогатить речь детей словами «ненцы», «чум», «малица», «тундра».
Оборудование и материалы:
Видеопроектор, экран, ноутбук, кукушка из картона, записи мелодии из мультфильма «Кукушка» и пение кукушки в лесу, цветные карандаши и альбомные листы, распечатки на каждого ребёнка с изображением мультяшной кукушки.
Предварительная работа:
- Рассматривание картин и иллюстраций с изображением птиц.
- Игра «Угадай, какая птица так поёт».
- Подвижная игра «Птички».
- Чтение стихотворения «Мама очень устаёт…» Р. Новикова
- Рассматривание открыток с изображение людей других народов, их национальной одежды и домов.
Ход:
Мотивационно-ориентировочный этап
Звучит музыка из мультфильма «Кукушка» и дети приглашаются в читательный зал (берут стульчики и рассаживаются перед экраном).
Воспитатель: Ребята, добро пожаловать в наш читательный зал!
Основной этап
Появляется образ кукушки под запись её пения в лесу.
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите! У нас сегодня гостья… Вы узнали кто это?
Дети: Да. Наша гостья птица кукушка.
Воспитатель: Правильно, к нам сегодня прилетела кукушка. А что это за птица такая, в чём её особенность?
- Давайте узнаем из одной загадки про кукушку…
«Никогда не вьёт гнезда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает.»
Воспитатель: Вот такая особенная птица у нас сегодня в гостях. А к нам она прилетела, чтоб познакомить со сказкой.
- Садитесь, ребята, поудобнее и слушайте!
- Сказка, которая так и называется «Кукушка».
На экран выводится презентация 1 (Текст сказки с иллюстрациями в электронном варианте). Воспитатель читает текст:
«Жила на земле бедная женщина. Было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера, одежду помочат, а мать суши. Снегу натащат, а мать убирай. И рыбу мать сама на реке ловила. Тяжело ей было, а дети ей не помогали. От жизни такой тяжёлой заболела мать. Лежит она в чуме, детей зовёт, просит: «детки, пересохло у меня горло, принесите мне водички». Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Наконец захотел старший сын есть, заглянул в чум, а мать стоит посреди чума, малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берёт мать доску, на которой шубы скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железный ей клювом стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума.
- Братья смотрите, улетает наша мать птицей! – закричал старший сын. Тут побежали дети за матерью.
- Мама, мы тебе водички принесли!
- Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я…
Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где побегут, там красный след остаётся.
Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тундре с той поры красный мох стелется.
Воспитатель: Какое настроение у вас вызвала эта сказка?
- Почему?
Дети: Настроение печальное и грустное. Эта сказка имеет несчастливый конец.
Воспитатель: В сказке мама заботливая, трудолюбивая, любящая.
- А как вели себя дети?
Дети: Дети были ленивые, не слушались, невнимательно относились к маме.
Воспитатель: Как вы думаете, они изменили своё отношение к маме, после того как она превратилась в кукушку?
Дети: Они пожалели о том, что не помогали маме, и не принесли ей воды попить, когда она их просила.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой?
Ответы детей.
Воспитатель: Как могла бы закончиться сказка, если бы дети ухаживали за мамой, когда она заболела?
Ответы детей.
Воспитатель: В народе говорят: «Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок». Чему учит нас эта сказка?
(Она учит нас быть добрее, помогать родным и близким людям, ценить их)
Воспитатель: А вы помогаете своим мамам?
Ответы детей.
Воспитатель: А как помогаете, чем?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы ребята! Любите своих мам, помогайте им, цените и не огорчайте. Мама – это самый близкий и родной человек, который вас любит безгранично.
Сегодня мы с вами знакомились со сказкой, которая называется? (Кукушка)
«Кукушка» - это ненецкая народная сказка. Сочинил её …ненецкий народ.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА.
На экран выводится презентация 2.
1 слайд с изображением людей.
Воспитатель: Ненцы… (это жители Севера).
2 слайд с изображением чума.
Воспитатель: Чум - это жилище северных народов, покрытое шкурами оленей, по форме похож на шалаш (Из такого чума и вылетела мать-кукушка)
3 слайд с демонстрацией одежды.
Воспитатель: Малица – верхняя длинная одежда из шкуры оленя у жителей крайнего Севера.
- Теперь, ребята, я предлагаю всем отдохнуть немного. Давайте встанем и поиграем в игру.
Физкультминутка «Птички»
Маленькие птички, (Дети встали и изображают птичек)
Птички-невелички, (Машут ручками и встают- приседают, «летают»)
По лесу летают,
Песни распевают.
Буйный ветер налетел, (Руки вверх, раскачиваются из стороны в сторону)
Птичек унести хотел. (Двумя руками обнимают себя)
Птички спрятались в дупло, (Дети садятся на свои стульчик)
Там не тронет их никто. (Прячутся»- закрывают голову ручками)
Воспитатель: А сейчас кукушка приглашает всех за столы, где Вас ждут альбомные листы и цветные карандаши. Она предлагает нам стать художниками-иллюстраторами и создать свои картинки по сказке. Давайте каждый из Вас вспомнит моменты из сказки, которые запомнились больше всего и нарисует рисунок. А после мы организуем выставку по ненецкой народной сказке «Кукушка».
Дети возвращаются за столы и начинают рисовать. После работы сдают воспитателю.
Заключительный этап
- Какую интересную сказку принесла нам кукушка?
- Понравилась Вам сказка?
- Вы запомнили, как называется сказка?
- Чему учит эта сказка?
- Эта сказка учит нас быть заботливыми, помогать друг другу, любить!
- Кому бы Вам хотелось рассказать эту сказку?
- А вы расскажите её родителям, сестрам и братьям?
- Что было самым интересным на занятии?
Воспитатель: Ребята, вот и закончилось наше занятие. Кукушке пора возвращаться обратно в лес. На память она хочет подарить Вам картинки, с изображением мультяшной кукушки, их можно использовать как закладку для книги. Пусть они напоминают Вам об этой сказке и о том, что нужно заботиться о близких людях.
- Давайте попрощаемся с нашей гостьей.
(кукушка улетает под звуки своего пения)
Воспитатель: Ребята, Вы все большие молодцы! Спасибо Вам за работу. Будьте, пожалуйста, добрее и внимательнее к маме! Помогайте своим мамам и заботьтесь о них.
- Я уверенна, что у вас всё получится.
Последующая работа:
- Организация выставки с рисунками детей по ненецкой народной сказке «Кукушка".