Астахова Елена
Конспект занятия по обучению грамоте «Задания из волшебной страны Грамматики» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе
«Задания из волшебной страны Грамматики»
Цель :
Закрепление знаний о гласных звуках и буквах У, А, И, О,Э, Ы и согласных звуках и букв С,С*.
Коррекционно-образовательные задачи :
1. Закреплять понятия «гласный — согласный звук», «твердый — мягкий согласный звук».
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Задания из волшебной страны Грамматики“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
2. Способствовать закреплению представления о букве и о том, чем звук отличается от буквы.
3. Продолжать уметь различать и называть гласные и согласные звуки и буквы.
4. Развивать умение делить слова на слоги с ориентировкой на гласные звуки.
5. Закреплять графическое изображение букв.
6. Продолжать обучать навыка чтения сочетаний гласных и согласных букв.
Коррекционно-развивающие:
1. Продолжать развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление.
2. Развивать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза.
3. Развивать тонкую и общую моторику.
4. Развивать зрительное, слуховое внимание и восприятие, воображение, развитие артикуляционной моторики, способствовать развитию навыка чтения.
Коррекционно-воспитательные:
1. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности.
Оборудование:
Демонстрационный материал : «Письмо из одной замечательной волшебной страны Грамматики», «Делим слова на слоги», картинки для игры «Определи место звука в слове» (соловей, трясогуска, снегирь, сорока, ласточка), карточки к игре «Обведи все гласные и согласные звуки», - песня «Разноцветная игра» автор слов Рубальская Л., музыка Савельева Б.
Раздаточный материал: «Определи место звука в слове» (карточки на всех детей!карточки к игре «Обведи все гласные звуки», красный и синий карандаш по числу детей.
Содержание деятельности:
Артикуляционная гимнастика. (Развитие артикуляционной моторики.)
Логопед приглашает детей сесть за стол и сделать артикуляционную гимнастику для свистящих звуков. Логопед напоминает детям, что нужно сесть правильно, выпрямив спины, положив спокойные руки на колени. После каждого упражнения детям необходимо напомнить, чтобы они проглотили слюну. Каждое упражнение выполняется 4-5 раз.
Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков [С], [С’], [Ц].
1. «Заборчик» (развитие мышц губ, при произнесении звука)
Описание: Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. В слух (про себя) говорить: «И». Удерживать так под счет от 5 до 10 секунд.
2. «Блинчик» (развитие мышц языка)
Описание: Улыбнуться, широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удерживать под счет от 10 до 15 секунд.
3. «Остудим блинчик» (развитие направленной воздушной струи).
Описание: Улыбнуться, сделав блинчик, подуть, произнося длительно звук «Ф», щеки не надувать.
4. «Почистим нижние зубки»
Описание: Сделать улыбку, приоткрыть рот, двигать кончиком языка за нижними зубами влево - вправо, нижняя челюсть не двигается (зубы можно чистить и снаружи и внутри).
5. «Наказать непослушный язычок» (расслабление мышц языка).
Описание: Упр. «Блинчик», пошлепать по языку верхней губой со словами «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 10 секунд.
6. «Горка» (научиться удерживать язык в положении необходимом для правильного произнесения свистящих звуков, развитие силы мышц кончика языка).
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка упирается под нижние зубы, широкий язык приподнять «горкой». Удерживать язык 5-10 секунд.
7. «Иголочка» (развитие мышц языка, умение держать его в одном положении)
Описание: Язык высунуть, делать кончик языка острым и тянуться им вперёд
Зрительная гимнастика с тренажёром.
Логопед : Ребята, вчера я получила очень интересное письмо. (Показываю.) А на нем надпись – «Задания маленьким грамотеям» старшей логопедической группы «Звёздочки» из одной замечательной волшебной страны Грамматики. Там живут звуки, буквы и слова.
Они написали мне о том: «До нас дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Мы прислали для вас подарок в коробке, но чтобы его получить и открыть, надо выполнить наши задания». Все задания находятся в конверте.
(Показываю.)
Логопед. Готовы полнить задания? (Дети отвечают.) Логопед : Тогда начнем.
Задание 1. Логопед. Слушайте задание и отвечайте. Игра «Звуки, буквы и слова». (Дети отвечают на вопросы, которые говорит логопед.) (Развитие слухового внимания и восприятия.)
Послушайте и произнесите вместе со мной: А, У, И, О,Э, Ы, С, С*, Ц. Что мы произнесли? Дети. Это звуки.
Логопед. Какие звуки вы знаете? Дети. Гласные и согласные звуки. Согласные звуки бывают твердые и мягкие.
Логопед. А звуки мы соединяем и получаем что? Дети. Слоги и слова.
Логопед. Мы видим буквы или звуки? (буквы) Из чего состоит сказанное слово? (из звуков). Мы слышим звуки или буквы? Из чего состоит написанное слово? Какой первый гласный звук есть в слове Арбуз. Какой месяц между декабрем и февралем? Как называется время суток между утром и вечером? Как называется время суток после дня?
-Молодцы, с первым заданием вы справились!
Задание 2. Физкультминутка «Разноцветная игра». (использование записи) А теперь детвора поиграть пришла пора. Надо всем сейчас размяться. Дети будут танцевать, Гости будут помогать!»
Логопед приглашает детей выполнить физкультминутку «Разноцветная игра».
«Разноцветная игра». Автор слов Рубальская Л., музыка Савельева Б.
1к. Я с утра гляжу в окошко- Дети поднимают руки вверх и соединяют ладонями. Дождик льёт, как из ведра. 3р Выполняют наклоны вправо, влево. Только выручить нас может Разноцветная игра. 3р
Припев: Никому про наш секрет не говори, Грозят указательным пальцем правой руки. А стекляшек разноцветных набери. Грозят указательным пальцем левой руки. Ты зажмурься и три раза повернись, Закрывают глаза руками и кружатся вокруг себя. А теперь глаза открой и удивись! Открывают глаза и пожимают плечами. 2к. Две обычных серых кошки. Показывают рукой «Кошечку» правой и левой рукой Мокнут посреди двора. 3р. Сделать их цветными может Разноцветная игра. 3р.
Припев повторяется. Движения припева повторяются.
Задание 3.
Определи место звука в слове, в начале слова, в середине слова, в конце слова и делим слова на слоги.
Логопед показывает картинки.
Логопед показывает картинки соловей, трясогуска, снегирь, сорока, ласточка, а дети определяют, где стоит звук (с и ц) в словах. В начале слова, в середине слова или в конце слова.
Логопед спрашивает детей, какими способами можно узнать, сколько слогов в слове. Дети отвечают. Сколько гласных в слове, столько и слогов. Можно прохлопать слово, и узнать, сколько слогов в слове.
-Умницы и с этим заданием вы справились. Сейчас мы с вами поиграем, готовы.
(Да).
Задание 4
Выложить из букв на доске слово НОС и выполнить звуко-буквенный анализ слова.
Пальчиковая нейро-гимнастика: «Зайка, пистолет» или «Кулак, ладонь, ребро».
Задание 5.
Игра «Обведи все гласные и согласные звуки». Логопед раздает детям карточки с изображениями гласных и согласных букв. Логопед дает задание обвести красным карандашом гласные буквы, а синим карандашом согласные буквы. Дети обводят красным карандашом гласные буквы, а синим карандашом согласные буквы.
Итог занятия. Рефлексия.
1. Вам понравились задания из волшебной страны Грамматики?
2. В какие игры мы играли?
3. В какие игры хотели бы еще поиграть?
4. Логопед. Ребята, закончились все задания волшебной страны «Грамматики». Мы все вместе справились с заданиями, и мы все вместе можем открыть коробку с подарком, и посмотреть, что там (Дидактическая игра «Волшебные слова»).
Логопед показывает подарок детям, который прислали «звуки, буквы и слова из волшебной страны Грамматики».
Подарок будет вашей группе, и вы сможете в любой момент взять и поиграть.