Екатерина Королькова
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук и буква Ш»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи НОД
Образовательные:
1. Формировать умение определять место звука "Ш" в слове (в начале, в середине, в конце).
2. Продолжить знакомство с понятием "согласный звук".
3. Познакомить с буквой Ш и со звуком "Ш".
Развивающие:
1. Совершенствовать фонематический слух, тактильные ощущения.
2. Развивать слуховое внимание, память, речь.
3. Обогащать словарный запас детей.
Воспитательные:
1. Вызывать эмоциональный настрой детей на занятии.
2. Воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе „Звук и буква Ш“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
3. Воспитывать культуру речевого общения.
Ход занятия:
I. Оргмомент.
Воспитатель и дети сидят в кругу на стульях.
- Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться.
Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам.
Доброе утро, улыбчивым лицам!
II. 1. Введение в тему.
- Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой. Но сначала вспомним, чем отличается звук от буквы. (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).
- На какие две группы делятся все звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные).
- Чем отличаются гласные звуки от согласных? (При произнесении гласного звука воздух не встречает преград и поэтому звук можно долго тянуть. Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия).
-Давайте поиграем: я показываю букву, а вы по очереди называете звук и слово, которое начинается с этого звука.
2. Знакомство с буквой
- Ребята, я сегодня утром пришла в детский сад и обнаружила письмо. Давайте его прочитаем?
У меня стряслась беда
Помогите, детвора,
В детский сад ворвался ветер
Всё разрушил, разбросал,
Звук в словах заколдовал.
- Ребята, какой-то звук попал в беду. Ему нужна наша помощь. А какой попал в беду догадайтесь сами. Сейчас я назову слова, а вы внимательно послушайте. (шапка, шарф, шкаф, шар, мышка, шуба)
- В звучании этих слов повторяется один и тот же звук. Какой?
Дети: Звук "Ш".
- Так какой звук у нас попал в беду?
Дети: Звук "Ш".
Игра "Поймай звук"
- Хлопните в ладоши, если услышите звук Ш
а, у, ш, к, к, м, и, ж. ш ….
- А теперь усложняем задачу. Нужно поймать звук Ш в слогах.
ка, ко, ша, му, кы, аш, ак, ок, уш.
- А теперь придумайте слова со звуком Ш и определите его место в слове.
3. Характеристика звука «Ш»
– Давайте произнесем звук «Ш».
– Что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш] ?
– Губы выдвигаются вперед. Они похожи на бублик или на трубочку?
– Верно, они круглые как бублик.
– Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]?
– Откройте рот, покажите, где у вас находится язык, когда мы произносим звук[ш].
– Язык поднимается к небу, за верхние зубы. А какой воздух – теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим звук [ш]? Поднесем ладонь ко рту и скажем все шшшш.
– Воздух теплый.
– Правильно, когда мы говорим [ш], губы округлены, слегка выдвинуты вперед, широкий язык поднимается к бугоркам за верхние зубы. Струя воздуха выходит теплая.
– Ребята, а звук [ш] какой он : гласный или согласный? Почему?
Дети: Мы не можем его пропеть, у нас во рту зубки смыкаются и не дают воздуху выйти.
4. Физкульминутка
Прыг –да скок, прыг – да скок
Мышка прыгнула на пенек.
В барабан она громко бьет,
В чехарду играть зовет.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки, подтянись!
Лапки ставим на бочок,
На носочках прыг-скок-скок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли лапки.
5. Продолжение знакомства с буквой «Ш»
– Ребята, звук [ш] обозначается вот так – буквой Ш. А на что похожа буква Ш?
«Буква Ш в таких словах : школа, шесть, шарада, шах.
Букву Ш я написала – три шеста и снизу шпала».
3 палочки коротких смотрят в верх
1 палочка длинная «лежит»
- Каким цветом мы всегда раскрашиваем согласные буквы? (синим). Перед тем, как мы приступим с вами к заданиям, давайте сделаем пальчиковую гимнастику:
Маша варежку надела:
«Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал». Сжать пальцы в кулачок.
Маша варежку сняла: Все пальцы разжать, кроме большого.
«Поглядите – ка, нашла! Разогнуть большой палец.
Ищешь, ищешь и найдёшь, Сжать пальцы в кулачок, отделить большой палец.
Здравствуй, пальчик, как живёшь?
- У вас на столах лежат листочки с заданиями. Раскрасьте у себя в задании букву «Ш» синим цветом. Попробуйте прописать букву «Ш» в своих заданиях.
7. Чтение слогов
- Буква "Ш" говорит вам большое спасибо, теперь можно и слоги почитать. (Чтение слогов на мольберте)
ШО ОШ
ША АШ
ШУ УШ
Буква "Ш" :
Вот, спасибо, помогли!
От беды меня спасли,
Вам я очень благодарна,
Вы, ребята, молодцы!
III. Рефлексия
- С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились?
- Какое задание для вас показалось трудным?
- С каким заданием вам было справиться легко?
Вы помогли мне навести порядок, всё расставить на свои места. Вы сегодня прекрасно работали и правильно выполнили все задания. Я хочу поблагодарить вас за помощь. Вы теперь знаете, как звучит звук Ш, как пишется буква, можете самостоятельно выполнить задание – посмотреть на картинки и определить место звука «Ш» в словах)
Самостоятельная работа детей.