Папки-передвижки

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук и буква Ш»

Екатерина Королькова
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук и буква Ш»
▼ Скачать + Заказать документы

Задачи НОД

Образовательные:

1. Формировать умение определять место звука "Ш" в слове (в начале, в середине, в конце).

2. Продолжить знакомство с понятием "согласный звук".

3. Познакомить с буквой Ш и со звуком "Ш".

Развивающие:

1. Совершенствовать фонематический слух, тактильные ощущения.

2. Развивать слуховое внимание, память, речь.

3. Обогащать словарный запас детей.

Воспитательные:

1. Вызывать эмоциональный настрой детей на занятии.

2. Воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи.

Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе „Звук и буква Ш“» размещена в разделах

3. Воспитывать культуру речевого общения.

Ход занятия:

I. Оргмомент.

Воспитатель и дети сидят в кругу на стульях.

- Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться.

Доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам.

Доброе утро, улыбчивым лицам!

II. 1. Введение в тему.

- Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой. Но сначала вспомним, чем отличается звук от буквы. (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).

- На какие две группы делятся все звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные).

- Чем отличаются гласные звуки от согласных? (При произнесении гласного звука воздух не встречает преград и поэтому звук можно долго тянуть. Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия).

-Давайте поиграем: я показываю букву, а вы по очереди называете звук и слово, которое начинается с этого звука.

2. Знакомство с буквой

- Ребята, я сегодня утром пришла в детский сад и обнаружила письмо. Давайте его прочитаем?

У меня стряслась беда

Помогите, детвора,

В детский сад ворвался ветер

Всё разрушил, разбросал,

Звук в словах заколдовал.

- Ребята, какой-то звук попал в беду. Ему нужна наша помощь. А какой попал в беду догадайтесь сами. Сейчас я назову слова, а вы внимательно послушайте. (шапка, шарф, шкаф, шар, мышка, шуба)

- В звучании этих слов повторяется один и тот же звук. Какой?

Дети: Звук "Ш".

- Так какой звук у нас попал в беду?

Дети: Звук "Ш".

Игра "Поймай звук"

- Хлопните в ладоши, если услышите звук Ш

а, у, ш, к, к, м, и, ж. ш ….

- А теперь усложняем задачу. Нужно поймать звук Ш в слогах.

ка, ко, ша, му, кы, аш, ак, ок, уш.

- А теперь придумайте слова со звуком Ш и определите его место в слове.

3. Характеристика звука «Ш»

– Давайте произнесем звук «Ш».

– Что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш] ?

– Губы выдвигаются вперед. Они похожи на бублик или на трубочку?

– Верно, они круглые как бублик.

– Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]?

– Откройте рот, покажите, где у вас находится язык, когда мы произносим звук[ш].

– Язык поднимается к небу, за верхние зубы. А какой воздух – теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим звук [ш]? Поднесем ладонь ко рту и скажем все шшшш.

– Воздух теплый.

– Правильно, когда мы говорим [ш], губы округлены, слегка выдвинуты вперед, широкий язык поднимается к бугоркам за верхние зубы. Струя воздуха выходит теплая.

– Ребята, а звук [ш] какой он : гласный или согласный? Почему?

Дети: Мы не можем его пропеть, у нас во рту зубки смыкаются и не дают воздуху выйти.

4. Физкульминутка

Прыг –да скок, прыг – да скок

Мышка прыгнула на пенек.

В барабан она громко бьет,

В чехарду играть зовет.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки, подтянись!

Лапки ставим на бочок,

На носочках прыг-скок-скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки.

5. Продолжение знакомства с буквой «Ш»

– Ребята, звук [ш] обозначается вот так – буквой Ш. А на что похожа буква Ш?

«Буква Ш в таких словах : школа, шесть, шарада, шах.

Букву Ш я написала – три шеста и снизу шпала».

3 палочки коротких смотрят в верх

1 палочка длинная «лежит»

- Каким цветом мы всегда раскрашиваем согласные буквы? (синим). Перед тем, как мы приступим с вами к заданиям, давайте сделаем пальчиковую гимнастику:

Маша варежку надела:

«Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал». Сжать пальцы в кулачок.

Маша варежку сняла: Все пальцы разжать, кроме большого.

«Поглядите – ка, нашла! Разогнуть большой палец.

Ищешь, ищешь и найдёшь, Сжать пальцы в кулачок, отделить большой палец.

Здравствуй, пальчик, как живёшь?

- У вас на столах лежат листочки с заданиями. Раскрасьте у себя в задании букву «Ш» синим цветом. Попробуйте прописать букву «Ш» в своих заданиях.

7. Чтение слогов

- Буква "Ш" говорит вам большое спасибо, теперь можно и слоги почитать. (Чтение слогов на мольберте)

ШО ОШ

ША АШ

ШУ УШ

Буква "Ш" :

Вот, спасибо, помогли!

От беды меня спасли,

Вам я очень благодарна,

Вы, ребята, молодцы!

III. Рефлексия

- С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились?

- Какое задание для вас показалось трудным?

- С каким заданием вам было справиться легко?

Вы помогли мне навести порядок, всё расставить на свои места. Вы сегодня прекрасно работали и правильно выполнили все задания. Я хочу поблагодарить вас за помощь. Вы теперь знаете, как звучит звук Ш, как пишется буква, можете самостоятельно выполнить задание – посмотреть на картинки и определить место звука «Ш» в словах)

Самостоятельная работа детей.

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Звук [С] и буква «С»Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Звук [С] и буква «С» Цели занятия: Обучающие: • Познакомить детей со звуком и буквой «С» • Научить характеризовать его по акустическим и артикуляционным признакам.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук и буква А»Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук и буква А» Конспект по обучению грамоте в старшей группе «Звук [А] и буква А» Цель: Познакомить детей со звуком и буквой А Задачи: 1. Познакомить детей.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]» Цель: закрепить понятие о букве Е Задачи: познакомить детей с буквой Е, совершенствовать навыки звукового анализа слова закрепить зрительный.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с нарушением зрения «Звук [М] и буква М»Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с нарушением зрения «Звук [М] и буква М» Задачи. 1. Закрепить правильное произношение звука «М»; развивать фонематический слух: учить выделять звук из ряда звуков и в начале слове;.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Ц] и буква Ц»Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Ц] и буква Ц» Цель: -Уточнить артикуляцию звука Ц. -Познакомить с буквой Ц; -Учить проводить анализ простого предложения, использовать интонацию обращения.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Х] и буква Х»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Х] и буква Х» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве X (ХЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Л] и буква Л»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Л] и буква Л» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Л (ЛЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [С] и буква С»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [С] и буква С» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве С (СЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ш] и буква Ш»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ш] и буква Ш» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ш Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Ж] и буква Ж»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Ж] и буква Ж» Обучение грамоте в подготовительной группе Тема: «Звук [Ж] и буква Ж» Цель: познакомить детей со звуком [ж] и буквой Ж,ж. Задачи: 1. Образовательные:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук и буква Ш»
Опубликовано: 27 февраля 2023 в 13:21
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук и буква Ш»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Королькова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД