Ольга Трофимова
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук «М» и буква [М]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук и буква М».
Цель: Познакомить детей со звуком [М], с буквой М. Сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте
Задачи:
закрепить произношение гласных звуков, понятие «согласный звук»
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе „Звук „М“ и буква [М]“» размещена в разделах
- Буква М и звуки [М], [М’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
учить детей правильно произносить и различать звук, выделять нужный согласный звук в слогах, словах
учить определять первый и последний звук в слове, гласный звук в середине слова
развивать фонематическое восприятие
развивать зрительное восприятие, память
развивать общую и мелкую моторику
развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Ход занятия:
Ребята, сегодня к нам на занятие пришел гость, но для того чтобы узнать кто он, давайте отгадаем загадку:
В чаще он лесной живет,
Сладкоежкою слывет.
Летом ест малину, мед,
Лапу зиму всю сосет.
Может громко зареветь,
А зовут его …. (медведь)
Воспитатель: Сегодня мы вместе с Мишкой отправимся в путешествие в волшебную страну звуков и букв, вспомним, что уже изучили и познакомимся с новым звуком и буквой. А скажите, чем отличается буква от звука?
Дети: звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, пишем, читаем.
Воспитатель: С некоторыми звуками мы уже познакомились, перечислите АУО – они какие? (гласные).
Кроме гласных звуков есть еще согласные звуки.
Чем же отличаются согласный звук от гласного?
При произношении согласных звуков воздух встречается с преградой, а при произношении гласных звуков воздух выходит свободно и их можно пропеть.
Мишка нам принес загадку, давайте я вам ее загадаю:
Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи (малина)
Давайте произнесем это слово-отгадку и выделим первый звук.
Малина - [М].
Вот именно с этим звуком мы с вами познакомимся.
Воспитатель: чтоб, продолжить наше занятие, нужно подготовить язычок.
Артикуляционная гимнастика (проговаривание чистоговорки)
МЫ – мы-мы-мы в реке плавают сомы,
МО – мо-мо-мо – Маша ела эскимо,
МИ – ми-ми-ми машет птица крыльями.
Воспитатель: вернемся к нашему звуку.
Послушайте, как я его произношу. Посмотрите, открыт ли у меня рот, когда я произношу этот звук? (Нет, закрыт).
Сейчас каждый из вас произнесет этот звук.
Что происходит с нашими губами? (Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.)
Да, а воздух выходит свободно? (нет)
Что ему мешает? (губы).
А пропеть этот звук можно? Давайте попробуем.
(Вместе с детьми педагог пытается «пропеть» звук м). (Не получается).
Звуки, которые нельзя петь, тянуть, которые встречают преграду, называются? (согласными). Звук м – согласный. Согласные звуки обозначаются синим значком (Педагог выставляет на доску условное обозначение согласного звука).
Игра "Поймай звук"
- А давайте научим Мишу всегда слышать звук М. Я вам бросаю звуки, а вы ловите только звук [М]. Хлопните в ладоши, когда услышите звук [М].
Звуки : а, м, у, о, м, у, м, а, м
Физминутка
Вот какой коташка, (Идут «кошачим» шагом)
Круглая мордашка, (Гладят лицо)
А на каждой лапке (Изображают когти)
Коготки – царапки.
Все ему игрушки – (Прыжки на месте)
Кубик и катушка.
Котик, словно мячик, (Прыгают друг за другом по кругу)
По квартире скачет.
Игра на развитие фонематического слуха «Где находится звук «м»?»
Воспитатель: Я буду говорить вам слова, а вы должны будете:
1. Встать, если звук М находится в начале слова
2. Присесть на стул, если в середине слова
3. Присесть на корточки, если в конце слова.
(машины, кормушка, дым, сумки, самолет, муравьи, мел, помидор, кометы, мельница).
А теперь послушайте стихотворение про букву «М»
Палочка и палочка
Между ними галочка
И понятно сразу всем
Получилась буква М.
Воспитатель: давайте вместе с вами напишем букву М в воздухе.
Пальчиковая гимнастика «Поросята»
Пальцы рук растопырены; поочередно "идём" по столику или коленочкам каждым из пальчиков.
Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял,
(Мизинцы).
Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал.
(Безымянные).
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю
("Фонарики").
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю,
(Сжимаем и разжимаем кулачки).
Этот толстый поросёнок носом землю ковырял,
(Средние).
Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал.
(Указательные).
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю,
(Сжимаем и разжимаем кулачки).
Этот толстый поросёнок - лежебока и нахал,
(Большие).
Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал.
(Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь).
Итог занятия :
С каким звуком мы сегодня познакомились?
Какой это звук?
Давайте, скажем Мише спасибо и до свидания!