СВЕТЛАНА ПАУНЬКИНА
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с детьми с нарушением речи по теме «Звуки [н], [н’]. Буква Н»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей со звуками «н, нь», буквой Н.
Задачи:
Уточнить артикуляцию звука [Н].
-Научить детей четко произносить звук [Н];
-Учить детей выделять на слух звук (н)
-Закрепить понятие «твердый звук», «мягкий звук»
-Научить детей дифференцировать звук [Н] на слух и в произношении;
-Развивать навык звуко-буквенного анализа и синтеза прямых и обратных слогов АН, ОН, УН, НА, НО.
-Познакомить с буквой Н.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с детьми с нарушением речи по теме „Звуки [н], [н’], Буква Н“» размещена в разделах
- Буква Н и звуки [Н], [Н’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
-Развивать фонематический слух, общую и мелкую моторику, ориентировку.
в пространстве.
-Воспитывать умения взаимодействовать друг с другом.
Оборудование: зеркала, карточки с буквами, счетные палочки, карандаши.
Ход занятия
1. Организационный момент.
-а сейчас сядет тот, кто вспомнит о чем мы с вами говорили на прошлом занятии. Кто смотрел эту сказку. Как она называется. Как звали поросят из сказки «Три поросенка». (Наф-наф, Нуф-нуф и Ниф-ниф). Изобразите сердитого волка. А теперь покажите, как страшно было поросятам. Покажите, как они прятались. А теперь изобразите смелых поросят, радостных поросят.
Артикуляционная гимнастика
Ребята, у нас сегодня в гостях незнайка.
Незнайка: забыл буквы, которые мы учили.
Ребята, покажите и назовите буквы, которые мы уже знаем.
Почему буквы разделены на красные и синие? (потому что это гласные буквы). Назовите их.
1. Сообщение темы занятия :
- Молодцы! Какой звук слышен в словах : луна, струна, страна, дно, бревно, панно, окно, волна? (ответ ребё нка: Звук [Н]).
-Можно ли звук н спеть? (нет). Почему? Возьмите зеркала. Произнесите звук н. Как мы его произносим? Рот приоткрыт. Язычок поднимается к верхним зубкам и не дает воздуху пройти. Воздух встречает преграду и проходит через нос. Звук н- согласный.
- Верно! Ребята, звук [Н] – какой это звук : гласный или согласный; мягкий или твёрдый? Повторите звук [Н] с кулачком (дети повторяют звук [Н] несколько раз, стуча кулачком по столу, ассоциируя его с твёрдостью).
Верно! Звук [н] — это согласный звук. А теперь положите руку на горлышко и произнесите звук [н]. Горлышко «дрожит»? Значит звук [н] какой? Дети: Звук [н] — звонкий.
- Каким цветом обозначаем твёрдый согласный звук [Н]?
(Твёрдый согласный звук [Н] обозначаем синим цветом).
- А как будет звучать мягкий согласный [Нь]? Повторите его. (Дети вместе с логопедом повторяют несколько раз звук [Нь] в упражнении с кистями: все пальцы на каждой руке собирать в кольцо и при назывании звука раскрывать их веером.)
- Каким цветом обозначаем мягкий согласный звук [Нь]?
(Мягкий согласный звук [Нь] обозначаем зелёным цветом).
- Правильно! Ребята, звуки Н и НЬ живут в одном домике и обозначаются буквой Н.
Незнайка приготовил для вас интересные игры со звуками [Н] - [Нь]. Поиграем? (Да.)
-Звук Н хочет поиграть с вами в игры.
«Топни ногой» :
Услышав в слове звук Н, топни ногой: ноты, маки, мост, носки, батон, дом, носорог, маяк, нога, мыло, бант»
-посмотрите на картинку и найдите слова с мягким звуком НЬ, а теперь с твердым.
Выполнение звукового анализа слога АН :
- Звук Н предлагает вам выложить из кружочков слог АН.
- Какой первый звук в слоге АН? (В слоге АН первый звук А).
- Поставьте кружок на дорожке. Произнесите его. Расскажите все о звуке А (Звук А гласный).
- Какой второй звук в слоге АН? (В слоге АН второй звук Н).
- Поставьте кружок со звуком Н рядом с А.
- Расскажите все о звуке Н (Звук Н – согласный, звонкий, твердый).
- Прочитаем слог (АН).
- Где стоит звук Н в слоге АН? (В слоге АН звук Н стоит в конце слога).
-Поиграем в игру «Крестики-нолики». Я буду вам произносить различные звуки, а вы если услышите звук Н-ставите крестик, если какой-нибудь другой ставите нолик.
Н. О. А. Н. И. У. Н. П. Т
н о А
н и У
н п т
- Ребята, молодцы. А сейчас поиграем с мячом в игру
«Скажи наоборот»
Налево – направо
Высоко – низко
Высушить – намочить
Широкий-узкий
Вверху – внизу
Потерять – найти
Грустный-веселый
Больной-здоровый
Физминутка «Поросенок пятачок»
Поросенок пятачок отлежал себе бочок,
Встал на ножки, потянулся, (потянулись)
А потом присел, прогнулся, (имитируем движения)
И на ножках поскакал, и руками помахал (имитируем движения)
А потом опять прилег но уже на левый бок. (сложили ручки, положили под подбородок)
Молодцы, присаживаемся на свои места.
Работа с твердым и мягким звуком.
-Ребята, я буду называть вам звуки Н и Нь, если вы услышите звук н-поднимаем синий, если звук нь-зеленый карандаш.
Наф-Наф, набор, народ; нырять; ноги, ногти, ночь, нос, носки, ноль, норка, носорог; Нуф-Нуф.
няня; нить, Нина, Никита, нитки, Нил; небо,, Неимейка, Незнайка, небось, небосвод, невыносимый, небыль, нёс; Нюта, Нюся, Нюра.
-Скажите пожалуйста, чем отличаются звуки от букв? (Буквы мы видим и пишем, звуки слышим и произносим)
На что похожа буква Н?
- Из каких элементов состоит буква Н?
- Из двух длинных палочек и одной короткой.
Карточка. Пропиши букву Н.
Итог занятия.
С какими звуками и буквой мы познакомились? Какая эта буква? (согласная). Какие два звука обозначает? Что понравилось? Что было для вас сложно? Ребята, мне очень понравилось, как вы работали. Молодцы, вы очень старались, были активными, умными и внимательными.