Ирина Тарасова
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук и буква Ы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему «Звук [ы] и буква Ы»
Тема: Звук и буква Ы.
Цели: познакомить с гласным звуком и буквой Ы; научить узнавать, называть и писать букву Ы; осваивать чтение звукосочетаний; определять место звука в словах, соотнося их со схемами; уметь по артикуляции определить звук (А, У, О или Ы).
Демонстрацинный материал: игрушка мышка.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе „Звук и буква Ы“» размещена в разделах
- Буква Ы и звук [Ы]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
Ход занятия
1. Организационный игровой момент
Воспитатель: Сегодня к нам в гости забежала мышка. Давайте вместе произнесем: мЫшка. Она очень любит лакомиться сыром. Произнесем вместе слово: сЫр. А это у меня часы. Произнесем слово: часЫ. Какой звук общий в этих словах : мышка, сыр, часы? Когда мы произносим этот звук, наш подбородок «сердится» (напрягается). Потрогайте свой подбородок и еще раз произнесите эти слова.
Знакомим с гласным звуком Ы и его артикуляцией ( смотрим на картинку: подбородок «сердится»). Просим детей спеть звук Ы громко – тихо, отрывисто – протяжно, контролируя вибрацию голосовых связок ладошкой на шее. Вместе с детьми дедаем вывод: звук Ы мы произносим голосом и его можно петь, воздушная струя на пути не встречает препятствий, значит звук Ы – гласный и «одевается» в красные одежды.
2. Развитие фонематического слуха
Хлопните в ладоши, если услышите звук Ы. Дети выделяют гласный звук Ы из ряда гласных :
а, о, ы, у, э, ы, а, ы, у, э, ы, и, о, ы.
Хлопните в ладоши, если услышите звук Ы (выделение звука Ы из ряда слогов) :
ма, мы, ты, ну, ка, пы, ба, ды, вэ, бы.
Хлопните в ладоши, если услышите звук Ы (выделение гласного звука Ы из слова) :
Дом, дым, усы, быть, мак, бык, мох, эхо, дыня, зубы, весы.
3. Игра «Ходит ежик вдоль дорожек».
Определение места звука в слове. Дети определяют место звука Ы в словах : осы, шары, сыр, дым.
Осы – звук Ы в конце слова
Шары – звук Ы в конце слова
Сыр – звук Ы в середине слова
Дым – звук Ы в середине слова
Воспитатель: «А теперь попробуйте назвать слова, которые начинаются со звука Ы. – Да, таких слов нет!»
Вывод: Мы слыхали от совы
Что нет слов на букву Ы.
Расскажите детям, что в русском языке нет слов, которые начинаются со звука Ы. Этот звук может стоять или в середине, или в конце слова.
4. Физминутка
Дети проговаривают и отхлопывают слова, разделяя их на слоги.
«Со словами мы играем, их хлопками разделяем»
Слова: ША-РЫ, СЫР, МА-ШИ-НА, У-ШИ, ЗУ-БЫ, РЫ-БА, ДЫМ.
5. Игра «Один - много»
Я назову один предмет, а вы много этих предметов:
Кот – коты, дуб – дубы, сом – сомы, блин – блины, нос – носы, стол – столы).
6. Знакомство с буквой Ы.
Обведите по контуру буквы Ы (тактильные карточки, раскрашивание буквы красным карандашом, печатание буквы простым карандашом).
7. Итог занятия
С какой буквой мы сегодня познакомились? Заселение буквы Ы в домик гласных звуков.