Ольга Чиндяева
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной речевой группе «Город Буквоград»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:обобщение программного материала по обучению грамоте.
Задачи:
Коррекционно – образовательные: Закрепление знания пройденных звуков и букв; совершенствование навыков звукобуквенного анализа и синтеза, умения делить слова на слоги, разгадывать ребусы, умения читать слова и составлять предложения, совершенствование навыка анализа предложений.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной речевой группе „Город Буквоград“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Коррекционно-развивающие: развитие фонематических представлений, зрительного и слухового внимания, речевого дыхания, силы голоса, общей и мелкой моторики, развитие связной речи.
Воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, ответственности, взаимопомощи, инициативности и самостоятельности
Оборудование: презентация, аудиозапись, предметные и сюжетные картинки, наборы для составления схемы предложения и звуко-слогового анализа, индивидуальные карточки с заданиями, наборы дидактических игр «Слоговые домики», массажные мячики - Су Джок, индивидуальные зеркала, буквы.
Предварительная работа: дыхательной гимнастики, музыкальной игры «Шапочку передавайте».
Ход ЗАНЯТИЯ:
I. Организационный момент
Упражнение «Составь слово»
(Дети заходят в кабинет, в руках у них буквы).
1. Логопед:
За горами, за лесами,
За широкими морями,
Не на небе, на земле -
Есть страна – в ней буквы все :
Согласные и Гласные в городе живут
Город этот «Буквоград» зовут.
- Буквы все поставьте в ряд, составьте слово «Буквоград». (дети составляют слово)
- Приглашаю вас отправиться в путешествие в этот удивительный город. Сначала предлагаю выполнить гимнастику для язычка.
2. Артикуляционная гимнастика с зеркалами.
Логопед:
Раз – окошечко открыли.
Два – мы дудочку купили.
Три – в улыбке наши губки.
На четыре чистим зубки.
Пять – мы красим потолок.
Шесть – лошадка «скок да скок».
Семь – варенье очень любим.
Восемь – горку делать будем.
Девять – дружно мы болтаем.
Десять – ротик закрываем.
(Дети убирают зеркала и садятся за столы)
II. Основная часть
Логопед:
- Однажды в городе Буквограде был сильный ураган. Всех жителей унесло ветром и их домики опустели. Над городом сгустились тёмные тучи.
- Ребята я прошу вас о помощи! Для того, чтобы буквы смогли вернуться в свои дома, нужно разогнать все тучи, чтобы над городом вновь засияло солнце.
Очень хмурый день-денёчек.
Дунь-подунь, наш ветерочек.
Разгони все тучки прочь
Будет яркий день, не ночь!
Дыхательная гимнастика «Ветерок»
Логопед: Давайте попробуем разогнать тучи, все вместе подуем на них. Вдох через нос, длительный и плавный выдох через рот.
- Ну что ребята, получилось у нас разогнать тучи? (Нет)
Это не простые тучки! Для того, чтобы они исчезли, мы должны выполнить задания.
1 задание. Упражнение «Составь слово»
( Цель: развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза)
Логопед: Внимание, внимание первое задание!
- Посмотрите внимательно на картинки. Назовите их. (бабочка-улитка-клоун-волк
-арбуз). С названия каждой картинки нужно выделить первый звук, обозначить его буквой и написать соответствующую букву под картинкой… У доски будет выполнять задание …, остальные пишут буквы на карточках, которые лежат на столах.
- Если буквы эти с умом поставить в ряд,
Они составят слово и заговорят…
- Прочитаем слово все вместе: БУКВА.
Логопед: Давайте вспомним, чем буквы отличаются от звуков?
ЗВУК мы произносим, слышим.
Ну а БУКВЫ видим, пишем.
Очень важно буквы знать,
Чтобы звуки записать:
ГЛАСНЫЙ – буквой ГЛАСНОЙ,
СОГЛАСНЫЙ звук – СОГЛАСНОЙ.
Упражнение «Звуковая схема»
- Составьте звуковую схему слова «буква». Подберите фишку к слогу «бу»
- Подберите фишку к звуку «к». Подберите фишку к слогу «ва».
- Проверяем. (На экране – звуковая схема).
- Сколько гласных звуков в слове «буква»?
- Сколько согласных звуков в этом слове?
- Назови первый звук в слове «буква». Что можно сказать про звук «б», он какой? (согласный, твёрдый, звонкий)
- Назови последний звук в слове. Что можно сказать про звук «а», он какой? (гласный звук)
- Сколько всего звуков в данном слове?
- Молодцы! Вы отлично справились с заданием, вот и первая тучка исчезла.
2 задание. Упражнение «Буквы перепутались»
( Цель: совершенствование навыка составления и чтения слов с
пройденными буквами)
Логопед: Когда в Буквограде был сильный ураган, все буквы перепутались. Составьте из данных букв слова. Слова выкладываем с помощью пластиковых букв слева направо.
- Прочитайте слова, которые у вас получились.
- Вы справились и с этим заданием, тучки над Буквоградом постепенно исчезают.
3 задание. Игра «Слоговые домики»
( Цель: развитие фонематического слуха, навыков деления слов на слоги, определения количества слогов в слове)
Логопед: Внимание, внимание – следующее задание!
- Как мы определяем количество слогов в слове? Повторите правило. (Сколько в слове гласных, столько и слогов. Количество слогов определяется «прохлопыванием» слова).
- Предлагаю вам поиграть в игру «Слоговые домики». Перед вами 4 дома с разным количеством этажей. Определите количество слогов в названиях картинок и поместите картинки в соответствующие домики.
(На слайдах исчезает 3-я тучка)
4 задание. Музыкальная игра «Шапочку передавайте, слово называйте»
( Цель: развитие фонематического восприятия)
Логопед: Ребята, наши приключения продолжаются. Я предлагаю вам немного отдохнуть.
- Встанем вместе с вами в круг,
Я твой друг и ты мой друг! (Дети становятся в круг)
- Пока звучит музыка, передавайте шапку по кругу, на ком музыка остановится, тот называет слово на заданный звук.
5 задание. Игра «Разгадай ребус»
( Цель: развитие зрительного внимания и памяти).
Логопед: Скажите, что такое «ребус»? (Ребус- зашифрованное слово, которое нужно отгадать).
- Что означают запятые в ребусе? (Запятые справа или слева от картинки означают, что в загаданном, с помощью картинки, слове нужно удалить столько букв, сколько стоит запятых).
- Разгадайте ребус….(Букварь)
(На слайдах исчезает 4-ая тучка)
6 задание. Упражнение «Прочитай предложение, составь схему предложения»
( Цель: совершенствование навыка чтения предложений и составления схем предложений, совершенствование грамматического строя, расширение и актуализация словаря, развитие связной речи)
Логопед: Ребята, следующее задание непростое. Но я верю, что вы справитесь.
- Прочитайте предложение, которое вы видите на экране. (Грамоте учиться – всегда пригодится.)
- Сколько слов в этом предложении? (4)
- Назовите первое слово, второе слово, третье, четвёртое слово.
- С какой буквы мы начинаем писать первое слово в предложении? (С большой буквы)
- Какой знак мы ставим в конце предложения?
- Составьте схему этого предложения.
- Ребята, посмотрите! Все тучки исчезли и над Буквоградом вновь сияет солнце!
Логопед:
Вы, ребята, молодцы!
Вернуть буквы помогли,
Будем дружно мы читать,
Слова из букв составлять!
III. Заключительная часть
Итог занятия проводится в форме игры «Вопрос-ответ»
- Как называется книга, по которой мы с вами учимся читать?
- Тебе нравится читать? Родители тебе читают книги?
- Какие буквы не обозначают звуки?
- Какой гласный звук никогда не услышишь в начале слов?
- Сколько букв в алфавите?