Людмила Тараева
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки [Р] и [Р’]»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ: обобщить и закрепить знания о звуке, букве, слоге, слове, предложении.
ЗАДАЧИ:
Закрепить у детей навыки произношения звуков Р и РЬ в речи. Расширить и активизировать словарь детей.
Совершенствовать формирование фонематического слуха и восприятия.
Закрепить умения звукобуквенного анализа слов.
Совершенствовать навыки чтения.
Формировать умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.
Формировать коммуникативные навыки.
Ход ЗАНЯТИЯ
2. Организационный момент.
Дети стоят в кругу около логопеда.
- Ребята, какое сейчас время года?
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе „Звуки [Р] и [Р’]“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
-Весна.
-Назовите весенние месяцы.
-Март, апрель, май.
-Назовите месяц весны, в названии которого 6 букв и 5 звуков.
- Апрель.
- А почему? Докажите.
-В слове апрель в конце стоит мягкий знак, а он звука не имеет. Поэтому в слове 6 букв и 5 звуков.
-Назовите самый короткий месяц.
-Май.
-Почему? Докажите.
- В этом слове всего 3 звука.
- Покажите, как вы будете радоваться, когда закончится последний месяц весны и наступит лето.
- Дети изображают радость, веселье.
Дети садятся на свои места.
2.
Какое время года наступит после весны? Летом все едут куда-то отдыхать. Мои друзья Рома и Ирина поедут в гости к бабушке в деревню (Выводится на экран мальчик и девочка.)
- Познакомьтесь - это мои друзья Рома и Ирина. Скажите, что вы слышите общего в произношении имен РОМА, ИРИНА.
- В именах есть звук Р. (А)
- Произносится он одинаково? А как?
- В имени РОМА звук Р твердый. А в имени ИРИНА звук Р мягкий.
-Да, это любимые звуки наших друзей и мы сегодня постараемся порадовать их - как можно больше слов произносить с этими звуками.
-Зачем же они едут в деревню отдыхать, чем она им нравится? Давайте, сравним ГОРОД и ДЕРЕВНЮ.
(Выводится на экран изображение города и деревни)
- В городе (дома высокие, многоэтажные, много машин, дорог, разного транспорта, много магазинов, школ, детских садов, театров, концертных залов и т. д.)
- В деревне (дома не высокие, деревянные, могут быть и кирпичные, бревенчатые, дорог мало, можно увидеть машины, которых нет в городе – трактор, бульдозер. В деревне можно увидеть домашних животных, птиц, загорать и купаться на речке, играть в футбол, кататься на велосипеде, дышать свежим воздухом, ходить в лес за грибами и ягодами и т. д)
3. Сегодня РОМА и ИРИНА приглашают вас отправиться в деревню. Хотите?
- Каким транспортом мы будем добираться? Только есть одно условие: в названии транспорта должны быть звуки Р или РЬ.
- Трамваем, троллейбусом, электричкой, метро…
- На каком транспорте можно добраться именно до деревни?
- На электричке.
- Наша электричка будет делать остановки и дальше поедет только тогда, когда мы правильно выполним задание. Готовы?
4. Первая остановка (На экран выводится электричка, которая едет вдоль леса) станция «ЗВУКАРИКИ»
- Действительно, в лесу можно услышать большое разнообразие звуков.
На этой станции нам нужно выполнить такое задание: подобрать нужную звуковую схему к слову. Для этого пододвиньте к себе большие карточки и звуковые схемы. Обратите внимание, галочка на схеме должна находиться в левом вернем углу. Поменяйтесь карточками и проверьте задание друг у друга.
Задание выполнено, можно двигаться дальше.
Вторая остановка (На экран выводится электричка, которая останавливается на остановке) станция «ОТГАДАЙКА»
Здесь нам нужно отгадать, в каком доме и на каком этаже живут Рома и Ирина.
Какой материал использовали для постройки дома Ромы и Ирины, если в этом слове 2 слога, первый звук КЬ, а последний Ч. (кирпич) Значит, дом у них какой? (кирпичный)
На каком этаже живут дети, если в названии этажа есть звук РЬ. (Третьем). Почему не на тринадцатом? (В деревне нет таких высоких домов.)
Едем дальше. (На экран выводится электричка, которая едет вдоль реки)
Останавливается на станции: «СОБИРАЙКА»
- На этой станции нам нужно собрать картинку. Задание это не простое. Возьмите карточку, на которой написана часть предложения. Прочитайте. Затем встаньте и найдите себе пару – того, у которого вторая часть предложения.
Дети находят себе пару и читают получившееся предложение.
Переверните карточки на столе. Получилась картинка? Что делать? Задание не выполнено, электричка дальше не пойдет! Нужно найти недостающую часть, чтобы получилась целая картинка.
Дети составляют картинки и читают получившиеся предложения.
5. Мы можем ехать дальше!
Дети садятся за столы. Наконец последняя станция. Мы приехали в деревню, где отдыхают летом РОМА И ИРИНА у бабушки с дедушкой.
Остановка деревня «РОМАШКИНО»
ИРИНА и РОМА показывают нам замечательный сад, огород, животных и птиц, которые есть у бабушки в деревне. Помните, что в названии деревьев, ягод, цветов должны быть звуки Р или РЬ.
- Как вы думаете, какие фруктовые деревья растут у бабушки в саду.
- Груша, абрикосы, персики. (На экран выводятся фруктовые деревья)
А какие ягоды? Арбузы, крыжовник, смородина. (На экран выводятся картинки с ягодами) А каких ягод нет?
- Земляники, клубники, малины и т. д. Почему?
-В названии этих ягод нет звука Р и РЬ.
- Какие цветы растут в саду?
- Розы, хризантемы, ромашки, астры. (На экран выводятся картинки с цветами)
6. Физкультурная пауза.
Приглашаю вас поиграть. У бабушки растут цветы, а какие –узнаете, если из букв составите слово – название цветка. (По сигналу дети бегают и останавливаются, встают в определенном порядке так, чтобы получилось слово – название цветка)
Собираем слово АСТРА, РОМАШКА.
7. Ребята посмотрите, а слово РОМАШКА не простое в нем еще есть слова. Педагог выкладывает слово РОМАШКА на доске. Буквы этого слова есть у вас на столах. Попробуйте составить из них другие слова.
Дети садятся за столы, выкладывают слова из букв разрезной азбуки, называют их.
- (РОМА, МАШКА, МАША. КАША, КАМА, МАК, МАРШ, МОШКА ОМАР КОМАР КОРМ МРАК РАМА и т. д.)
8. А теперь нам пора возвращаться домой, но чтобы в пути не было скучно, послушаем шуточное стихотворение. (На экране электричка едет в обратном направлении)
ТАК БЫВАЕТ ИЛИ НЕТ (читает ребёнок)
Теплая весна сейчас, виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей «га-га-га» - пел соловей.
Быстро дайте мне ответ – это правда или нет.
Дети рассуждают, почему такого не может быть.
На экране здание нашего детского сада.
- Вот и закончилось наше путешествие. С кем мы сегодня путешествовали? Кто помнит, как назывались наши станции? Какое задание вам больше всего понравилось выполнять? А что было трудно? Вы молодцы, потому что выполнили все задания на станциях и электричка смогла доехать до деревни Ромы и Ирины.