Лариса Козлова
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Сюрпризы от Маши и Миши». Звуки [м]-[м’]. Буква М»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема. «Сюрпризы от Маши и Миши». «Звуки «М», «Мь». Буква М.
Цель. Закрепление навыков правильного произношения звуков [М], [ Мь],
знакомство с буквой М.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
закреплять навык:
- определения позиции звука в слове;
- анализа и синтеза слова «мука»;
- находить заданный звук в словах,
- дифференцировать твердость и мягкость звука,
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе „Сюрпризы от Маши и Миши“, Звуки [м]-[м’], Буква М“» размещена в разделах
- Буква М и звуки [М], [М’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- закрепить связь звукового образа со зрительным (графическим);
- совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;
- уточнить артикуляцию звуков [М], [М’];
- образовывать относительные прилагательные;
- обогащать словарь по теме «Продукты питания».
Коррекционно-развивающие:
Развивать:
- слуховую память, внимание, восприятие;
- умение концентрировать внимание;
- слухоречевую память, фонематическое восприятие, мимику, просодические компоненты речи (ритм, ударение, интонационную выразительность);
- речевое дыхание.
Коррекционно - воспитательные:
воспитывать:
- умение работать в группах;
- желание помогать друг другу;
- интерес к играм со звуками.
Предварительная работа: просмотр и беседа о мультфильме «Маша и медведь».
Оборудование:
- герои мультсериала Маша и Миша, Белка, Баба Яга, панно «Лесная школа»;
- муляжи и изображения продуктов, в названии которых есть звуки [М], [М’] : мука, молоко, мёд, майонез, вермишель, сметана, макароны, манка, малина, земляника, мороженое, семечки, мясо, джем, изюм.
- кассы букв;
- схема для характеристики звуков;
- пеналы с символами звуков;
- карточки с буквами М, у которых отсутствуют отдельные элементы;
- корзина для продуктов;
- слоги на индивидуальных карточках («земляника», «маслята»);
- простые карандаши;
- «домики-слова».
Ход занятия
1. Организационный момент.
А) – Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Б) Послушайте внимательно загадку и отгадайте, кто сегодня придет к нам в гости.
– Это герои мультфильма про супер активную девочку, которая никогда не сидит на месте и считает, что весь мир создан для неё одной и её друга, который постоянно за ней приглядывает.
Входят дети в масках Маши и медведя из мультфильма «Маша и медведь».
В) Психогимнастика.
– Ребята, изобразите веселую Машу. Грустную. А теперь Маша удивилась. А как выглядит сердитый Миша? А уставший от проделок Маши?
Дети изображают разные эмоции.
2. Сообщение темы занятия.
– Какой первый звук в имени Маша? (М).
– А какой первый звук в слове Миша? (Мь).
– Сегодня будем учиться различать эти звуки. И познакомимся с буквой М.
3. Артикуляция, характеристика звуков М, Мь.
– Ребята, в каком положении губы, когда мы произносим звук М? (Сомкнуты. Воздух выходит через нос. Голосовой «моторчик» работает»). А когда произносим Мь? (Сомкнуты и растягиваются в улыбке, воздух выходит через нос, «моторчик» работает).
– Давайте дадим им характеристику.
– Какой звук М? (Согласный, звонкий, твердый).
– Как мы его обозначим? (Синим квадратиком со звоночком).
– Какой звук Мь? (Согласный, звонкий, мягкий).
– Как обозначим? (Зеленым квадратиком со звоночком).
– Маша каждый день придумывает разные игры. Вот и сегодня она хочет поиграть с вами.
4. Игра «Накорми Машу и Мишу». Дифференциация звуков М-Мь в словах.
– Как одним словом назвать эти предметы? (Продукты).
– Если в названии продукта слышится твердый звук М, то его отдадим Маше, а если звук Мь – Мише.
Дети берут продукт, определяют, какой звук слышится в названии, и отдают одному из героев.
– Молодцы! Что мы сейчас с вами делали? (Определяли, какой звук в слове – М или Мь).
5. Игра «Где в слове звук живет?» Определение позиции звука в слове.
– Ребята, как называется дом у белки? (Дупло). Правильно. А Белка предлагает найти домик для слов-названий продуктов.
м--- ---м--- ---м
морковь лимон джем
мясо помидоры изюм
майонез вермишель
мандарины
манка
– Что мы сейчас делали? (Определяли место звука в слове).
6. Игра с мячом «Какой? Какая? Какое?». Образование относительных прилагательных.
– Маша и Миша решили приготовить обед. Давайте поможем правильно назвать их блюда.
– Какой суп получится из вермишели? (Вермишелевый).
– Какая каша из манки? (Манная).
– Какой бульон из мяса? (Мясной).
– Пряники из меда? (Медовые).
– Коктейль из молока? (Молочный).
– Варенье из малины? (Малиновое).
– Ребята, что мы сейчас с вами называли? (Слова-признаки.)
7. «Хорошо» и «Плохо».
– Ребята, Маша живет в доме у Мишки. Что в этом хорошего? (Ему не скучно, вместе можно поиграть, есть с кем пообщаться, поделиться радостью или горем и т. д.).
– А что в этом плохого? (Маша не дает Мишке покоя, что-то придумывает, создает беспорядок в доме и т. д.)
8. Мультзарядка «Мармеладный Мишка Гуми Бер».
9. «Лесная школа». Звукобуквенный анализ.
– Маша и Миша приглашают нас в Лесную школу.
Дети проходят и садятся за столы.
Звукобуквенный анализ слова МУКА.
– Как вы думаете, название какого продукта здесь зашифровано? Составьте слово по первым звукам названий картинок (матрешка, утенок, кошка, акула: мука).
– Давайте составим схему этого слова.
Один ребенок у доски, остальные за столами.
– Как мы обозначим все слово? (Длинной полоской).
– Что считаем, хлопая в ладоши? (Слоги).
– Какой первый звук в слове? (М). Какой это звук? (Согласный, твердый, звонкий). Как его обозначим? (Синим квадратиком со звоночком). Какой второй звук? (У). Третий? (К). Четвертый? (А).
– Сколько всего звуков в слове? (Четыре).
– Сколько согласных звуков? (Два).
– Сколько гласных? (Два).
– Какое правило мы знаем? (Сколько в слове гласных, столько и слогов).
– Молодцы. Что мы сейчас составляли? (Схему слова мука).
Знакомство с буквой М.
– Звуки М и Мь обозначаются буквой М.
Взявшись за руки, мы встали
И на М похожи стали.
– На что похожа буква М?
– Откройте кассы и покажите ее. Сложите букву М из палочек. Изобразите М с помощью пальцев рук.
11. «Подарки от Белочки». Чтение прямых и обратных слогов.
– Ребята, в названии какой ягоды есть звуки М-Мь? (Земляника). А грибов? (Маслята). Поднимите свои ягоды земляники или маслята те дети, у которых написан слог: АМ (УМ, ИМ, ОМ, МА, МУ, МИ).
– Что мы сейчас делали? (Читали слоги с буквой М).
12. «Проделки Бабы Яги».
– Пока мы составляли схему слова, Баба Яга испортила наши буквы. Допишите части буквы М на своих карточках.
– Что вы сейчас делали? (Дописывали части буквы М).
13. Итог занятия.
– В каком домике будет жить буква М в нашем Буквограде? (С сине-зеленой крышей). Почему? (Звук М – согласный, звонкий, твердый, а Мь – согласный, звонкий, мягкий).
Звенит звонок.
- Ребята, вот и закончился урок в Лесной школе. Миша и Маша довольны вашими знаниями и дарят вам карамель.