Александра Осипова
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [ч] и буква Ч»
Тема: «Звук [ч] и буква Ч»
Доминирующая образовательная область: речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Виды деятельности детей: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.
Цель: ознакомление с артикуляцией звука [ч]; формирование умения выделять этот звук из ряда звуков, слогов, слов, определять его место
в слове
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе „Звук [ч] и буква Ч“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
Программное содержание :
Образовательные задачи: ознакомление с буквой Чч и звуком [ч]; формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой; закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных; совершенствование навыков звукового анализа и синтеза; совершенствование навыков конструирования и печатания.
Развивающие задачи: развитие фонематического восприятия, зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, навыков ориентировки на плоскости, тонкой и общей моторики, координации движений, творческого воображения, подражательности.
Воспитательные задачи: формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Предварительная работа: повторение подвижного упражнения
«Карусели».
Материалы и оборудование: картинки: Чебурашка, черепаха, часы, чайник; контейнер с палочками Кюизенера, материалы для определения места звука в слове, буквари и рабочие тетради по числу детей, контейнеры с карандашами, мяч.
Планируемые результаты: дети умеют узнавать звук [ч] в ряду звуков, слогов, слов, определять его место в слове.
Ход занятия
Водная часть
- Назовите что изображено на картинках. (Чебурашка. Черепаха. Часы. Чайник.)
- С какого звука начинаются эти слова? (Со звука [ч].)
- Вот об этом звуке и букве, которая его обозначает, мы и будем
говорить сегодня.
Основная часть
Игровое упражнение «Найди место звука»
Педагог приглашает детей за столы и раздает им материалы для звукового анализа.
- Еще раз произнесите название картинки и фишкой обозначьте на полоске место этого звука в слове.
Дети выполняют задание. Педагог оценивает их работу и убирает пособия.
Работа по книге «Мой букварь». Знакомство с буквой Чч
- В верхней части правой страницы вы видите букву Чч. Это новая согласная буква, с которой вы сегодня познакомитесь. Как вы думаете, почему под буквой только один зеленый кружок? (Значит буква Чч обозначает только один мягкий согласный звук [ч].)
- Правильно. Теперь положите руку на горлышко, произнесите
этот звук. Определите, это глухой или звонкий согласный. (Звук [ч] — глухой.)
Дети кладут руку на горлышко и произносят звук [ч].
- Верно. Звук [ч] — согласный глухой и всегда мягкий. Посмотрите на картинку рядом с буквой. Послушайте стихотворение к ней.
Чебурашка чашку чая
Черепашке наливает.
- Назовите все слова с буквой Чч.
Дети выполняют задание.
- Вы все сделали верно. Молодцы! Теперь рассмотрите картинку
в нижней части страницы. Кто спрятался среди цветов? (Среди цветов спряталась бабочка.)
- Разделите слово бабочка на слоги. (Ба-боч-ка. В этом слове три слога.)
- Теперь прочитайте слова с новой буквой на следующей странице. (Чудо. Туча. Куча. Чудак. Чашка. Точка. Бочка. Квочка. Ночка. Тучка. Удочка. Ванночка. Бабочка. Мамочка. Час. Стучи.)
- И наконец, прочитайте предложение все вместе, хором. (Вовочка чистит ботинки.)
- Вы хорошо читали сегодня. Обратите внимание, во всех словах, которые вы прочитали, после буквы Ч пишется буква А. Есть такое правило: ЧА пиши с А. Повторите его. (ЧА пиши с А.)
3. Упражнение «Светофорчики»
Педагог привлекает внимание детей к картинкам в нижней части страницы.
- Произнесите названия картинок, которые вы видите в нижней
части страницы. (Бочка, ключ, чайник.)
- Определите место звука [ч] в этих словах. Раскрасьте соответствующие квадратики в светофорчиках.
Дети выполняют задание. При необходимости педагога предлагает детям прокомментировать его. Затем педагог убирает буквари и контейнеры с карандашами.
Упражнение «Кто скорее?» Конструирование буквы Чч из палочек
Педагог ставит на стол контейнеры с палочками Кюизенера.
- Давайте проведем соревнование: кто скорее сложит букву Ч из
палочек. Какие палочки вам нужны для этого? (Нам нужны одна длинная палочка и две коротких палочки.)
- Обратите внимание на то, что элемент из коротких палочек вы
будете выкладывать слева от длинной палочки.
Дети берут палочки.
- Вы готовы? Раз, два, три. Начали.
Дети выполняют задание.
- Здорово. Вы одновременно закончили выполнение задания!
Значит, все стали победителями. Сложите палочки в контейнеры.
Дети складывают пособия в контейнер.
Подвижное упражнение «Карусели»
Педагог приглашает детей на ковер и предлагает выполнить знакомое упражнение.
В парке нашем карусели. Дети бегут по кругу, взявшись за руки,
На лошадок дети сели. все ускоряя бег.
Раскрутились карусели,
Поскакали, полетели.
Не коснувшися земли, Меняют направление движения.
Полетели, как могли, Опять ускоряют бег.
Над полями, над лесами,
Над горами и морями.
Только кончился завод, Расцепляют руки. Двигаются по кругу друг за
Замедляют кони ход. другом с высоким подниманием коленей.
Вот и кончилась игра. Ритмично кивают головой.
Отдыхать коням пора. Останавливаются. Показывают, как кони бьют копытом, стоя на месте.
Печатание буквы Чч в воздухе и в тетради
Педагог раздает детям тетради, ставит на столы контейнеры с карандашами.
- Что вы видите в верхней части страницы? (Чашку, чайник и букву Чч.)
- Подумайте, каким карандашом вы раскрасите букву Чч, какие
карандаши вам нужны для того, чтобы раскрасить картинки, и начинайте работу.
Дети выполняют задание. Педагог оценивает их работу.
- Давайте напишем четыре больших буквы Ч. Посмотрите, как я пишу букву Ч на доске. Сначала я пишу сверху вниз одну длинную палочку, потом слева от нее элемент, который вы выкладывали из двух коротких палочек. «Напишите» так же букву Ч в воздухе.
Дети «пишут» букву Ч в воздухе.
- Теперь вы можете написать буквы в тетради.
Дети выполняют задание. Аналогично педагог проводит работу по подготовке к печатанию маленькой буквы ч. Дети пишут 4 маленьких буквы.
- Вы очень старались и хорошо выполнили задание.
Педагог собирает тетради, убирает контейнеры с карандашами.
Работа в тетради. Упражнение «Составь схему»
Педагог предлагает детям перевернуть страницу.
- На середине страницы вы видите тучу. Произнесите это слово
и выполните его звуковой анализ. Раскрасьте кружки под рисунком.
Дети выполняют задание.
- Сколько всего звуков в слове туча? (В этом слове всего четыре звука.)
- Сколько гласных звуков? Какие? (Два гласных звука. Это [у] и [а].)
- Сколько согласных звуков? Какие? (Два согласных звука. Это твердый глухой согласный [т] и мягкий глухой согласный [ч].)
- Отлично. Вы выполнили очень сложное задание.
8. Работа в тетради. Упражнение «Разноцветные линии»
Педагог привлекает внимание детей к рисункам и буквам на следующей странице.
- Какую букву вы видите в верхней части страницы слева? (Букву Ч.)
- А в нижней части страницы справа? (Букву Ц.)
- Рассмотрите картинки, нарисованные между буквами. Соедините с буквой Ч те картинки, в названиях которых есть звук [ч], оранжевым карандашом, а с буквой Ц соедините те картинки, в названиях которых
есть звук [ц], фиолетовым карандашом.
Дети выполняют задание. Педагог оценивает их работу.
- Дома вы можете раскрасить картинки.
Педагог убирает тетради и контейнер с карандашами.
Упражнение «Веселый круг»
Педагог предлагает детям пройти на ковер и берет в руки мяч.
- Последняя игра сегодня называется «Веселый круг». Будем бросать мяч друг другу и вспоминать слова, содержащие звук [ч]. Чайка. (Бочка. Елочка. Ключ. Наволочка. Строчка. Пеночка. Врач. Выскочка.)
- Вот так молодцы! Поаплодируйте себе.
Дети аплодируют. Педагог убирает мяч.
Заключительная часть
Педагог предлагает детям перечислить задания, которые они выполняли, высказать свои впечатления от занятия и работы на занятии своих товарищей.