Наталья Хомич
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквами М, м»
Программное содержание
• познакомить детей с буквой м и тем, что она обозначает звуки «м» и «мь»;
• закреплять умение проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука;
• учить читать слоги и слова с буквой м.
Демонстрационный материал: пенал с фишками, касса с гласными буквами; буквы М (две, м (четыре); указка; фишки или мелкие игрушки.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе „Знакомство с буквами М, м“» размещена в разделах
- Буква М и звуки [М], [М’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
Раздаточный материал: пенал с фишками; касса с гласными и согласными буквами; буквы М (две,м (четыре, рабочие тетради
Ход занятия
I. Вводная часть. Игра с мячом "Назови пару". (твердые -мягкие согласные звуки)
II.Основная часть
1. Звуковой анализ слов мама и мимо.
Дети разбирают эти слова. Обратить внимание на то, что в слове мимо слышится безударный звук «а», но пишется (выкладывается) буква о. Предлагаю детям объяснить значение слова мимо; в случае затруднения детей сама объясняю значение этого слова.
-Какие согласные звуки в слове мама? («м», «м»).
-Какие согласные звуки в слове мимо? («мь», «м»).
2. Знакомство с буквой М. Звуки «м» и «мь» обозначаются буквой м. (Название буквы произносится с призвуком «э» — «мэ».) Показываю букву м
-На что похожа буква м? Рассматривание картинок, чтение стихотворений.
Дети рассматривают ее, говорят, из каких частей она состоит, где ее видели (в названии магазина, обозначении метро, в книгах и т. д., заменяют фишки буквами м и читают слова с выделением ударных гласных звуков. Затем воспитатель показывает детям заглавную букву М и говорит, что она пишется так, как и маленькая буква м, но ставится только в начале слов, обозначающих имена, фамилии, названия городов, рек и т. д.
3. Игра «Назови слова со звуком «м» (беглый опрос — 8-10 слов,
со звуком «мь» (беглый опрос — 8-10 слов).
4. Физкульминутка «Физкультпривет!»
На болоте две подружки, две весёлые лягушки
Утром рано умывались, полотенцем растирались.
Ножками топали, ручками хлопали,
Вправо,влево наклонялись и обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет!
Всем друзьям физкультпривет!
5. Работа в тетрадях. Дети самостоятельно выполняют задание
6. Чтение слогов с буквой м.
Воспитатель на доске слева в окошко вставляет букву м, а справа в ряд вставляет гласные буквы, соединяет линиями их с м. Указкой показывает, какой слог читать. Читают вначале сильные дети (примерно по 5 слогов). Затем все дети группы (по 3—5 слогов). Нельзя допускать хорового чтения, каждый вызванный ребенок читает индивидуально. Если ребенок затрудняется, воспитатель может назвать гласный звук и спросить, какой нужно читать согласный — твердый или мягкий. Например, ребенок не может прочитать слог му. Воспитатель говорит: «у», — значит, как ты будешь читать букву м, твердо или мягко? Если «у», — значит, букву м читай твердо». Если ребенок не может прочитать слог мю, воспитатель проделывает ту же самую работу: «ю», — значит, букву м читай мягко».
III. Заключительная часть. Итог. Что нового вы узнали? А что было трудно выполнять на занятии?