Галина Масленникова
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Скоро в школу»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Тема : «Скоро в школу»
Цель: закрепление и обобщение полученных детьми знаний и умений; систематизировать и закрепить представление детей о школе, учебе, о школьных принадлежностях.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе „Скоро в школу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Школа. Конспекты занятий про школу
- Школа. Скоро в школу
- Темочки
Образовательные: расширение представлений о школе, ее необходимости и общественной значимости; обогатить словарный запас и расширить кругозор по теме «Школа»; закреплять знания детей о звуках и буквах, умение составлять рассказ по картине,делить слова на слоги и определять местонахождение звука в слове.
Развивающие: развивать связную речь, зрительное и слуховое восприятие, внимание, мелкую моторику; развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза.
Воспитывающие: воспитывать у детей желание учиться в школе; формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, активности, доброжелательности.
Оборудование: презентация, компьютер, проектор, текст письма в конверте, карточки с заданием «Узнавай-ка», карандаши, магнитный алфавит-перевертыш.
Ход занятия
1. Создание мотивации к занятию.
Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг, образуем хоровод. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о друга. Что вы чувствуете? (Тепло)
Это тепло добрых рук и добрых сердец. Мы предлагаем свое тепло, свои ладоши друзьям и говорим:
Утро настает,
Солнышко встает.
Мы собираемся,
В добрый путь отправляемся.
Воспитатель: Внимание, ребята! Хочу вам сообщить, сегодня путешествие хотим мы совершить. Внимание на экран!
На экране микросюжет из мультфильма «Маша и Медведь. Первый раз в первый класс» (1 минута, где Маша хочет идти в школу.
- Сегодня на адрес нашего детского сада пришло письмо от Маши.
(слайд № 1)
Смотрите, вот оно, на конверте написано, что пришло письмо из сказочного леса для детей подготовительной группы, то есть для вас! Прочитаем письмо? (Педагог открывает конверт, достает письмо, читает его)
Текст письма:
Здравствуйте, ребята! Я собираюсь в школу и знаю все-все про нее. И хочу с вами поделиться: в школе дети не спят, есть большие каникулы. В школу нужно приходить утром, и обязательно принести пакет игрушек. А вы что знаете о школе?
2. Постановка проблемной ситуации.
Воспитатель:
- Ребята, как вы считаете, это так? Расскажем Маше о школе? (слайд №2. Школьная картина)
- Давайте рассмотрим картину? Посмотрите, кто на ней изображен? (На картинке изображены учитель и дети) Почему профессия «учитель» так называется? (учитель очень много учит, очень много знает и умеет) Чем он занимается в школе?
Воспитатель: Хороший учитель много знает и умеет правильно передавать свои знания детям. Чтобы дети не отвлекались, чтобы было им интересно в школе. Ребята, сегодня вы еще ходите в детский сад. Здесь вас воспитывают, поэтому вас можно назвать воспитанниками детского сада. Как называют детей в школе? (Учениками или школьниками)
Где учит детей учитель? (В классе)
Чем отличается группа детского сада, посмотрите вокруг, от класса в школе? (Много парт, большая доска, на стенах учебные плакаты)
В школу дети приходят учится, сначала их учат читать, считать, писать, потом у них появляются новые интересные уроки. Какие?
В школе дети тоже могут позавтракать и пообедать. А вот поиграть могут? (Поиграть могут немного, только в перерывах между уроками)
Как называется этот перерыв? (Перемена)
В школу ходит много детей. И те, кто пришел в первый раз, и те, кто учится давно. Поэтому в школе много разных классов. Вы пойдете в школу в первый раз, поэтому ваш класс тоже будет называться первым, а вы как? (Первоклассники)
Ребята, посмотрите на картину и скажите, а в чем дети ходят в школу? Как называется эта одежда? (Школьная форма)
Первая книжка, с которой вы там познакомитесь, книжка, по которой вас научат читать – это Букварь. (Азбука. Показ букваря)
4. Развивающие игры и задания.
Дидактическая игра. Составь предложение (из двух, трех слов по схеме)
Упражнение «Произнеси предложение с разной интонацией «Скоро в школу» (точка, восклицание, вопрос)
Состав рассказа по картине (2-4 человека)
Физкультминутка. Дидактическая игра «Подбери слово»
Воспитатель: Я буду бросать мяч и называть слова, характеризующие детский сад. А вы должны подобрать похожие слова, характеризующие школу. Например: воспитатель – учитель, игрушки – учебники, детский сад – школа, стол – парта, дошкольник – школьник, группа – класс, прогулка – перемена, игрушки – учебники.
Дидактическая игра «Подбери слово»
Школьная - … (форма, парта, домашнее - … (задание, интересный - … (урок, умный - … (ученик, первый - … (урок, звонок, день, большой - … (ранец, портфель, рюкзак, класс)
3. Открытие нового.
Дидактическая игра «Отправляем поезд в школу»
Пано с изображением паровоза и трех вагонов (слайд №4). Сортируем школьные принадлежности по количеству слогов, поместив их в нужный вагон.
- Ой, смотрите, а вот и поезд, давайте отправим на нем школьные принадлежности для жителей сказочного леса! (слайд №3) Чтобы отправить их туда, нужно отгадать загадки
Дети отгадывают загадки о школьных принадлежностях. Кто отгадал берет картинку, делит отгаданное слово на слоги, помещает в нужный вагон и садится на место.
1) Черный Ивашка,
Деревянная рубашка.
Где носом поведет,
Там заметку кладет (Карандаш)
2) Линейка….
3) Белый камешек растаял,
На доске следы оставил. (мел)
4) То я в клетку, то в линейку,
Написать по ним сумей-ка,
Можешь и нарисовать,
Что такое я? (тетрадь)
5) В снежном поле по дороге,
Мчится конь мой одноногий,
И на много-много лет,
Оставляет синий след. (Ручка)
6) Новый дом несу в руке,
Двери дома на замке,
А оживут в доме том,
Книжки, ручки и альбом. (Ранец)
7) Рисовать решил я дома,
Открываю свой… (Альбом)
8) На коробку я похож,
Ручки ты в меня кладешь. (пенал)
Зрительная гимнастика.
«Пока мы занимались, наши глазки устали. Давайте их закроем и выполним зрительную гимнастику».
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса. (Закрываем оба глаза)
Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют. (Продолжаем стоять с закрытыми глазами)
А теперь мы их откроем, через речку мост построим. (Открываем глаза, взглядом рисуем мост)
Нарисуем букву О, получается легко. (Глазами рисуем букву О)
Вверх поднимем, глянем вниз. (Глаза поднимаем вверх, опускаем вниз)
Вправо, влево повернем. (Глаза смотрят вправо- влево)
Заниматься вновь начнем. (Повторить упр. 3 раза)
Воспитатель: Ребята,а давайте свами поиграем в школу.
-У меня в руках звонок,начинается урок. (звенит колокольчик).
Задание №1 «Найди ошибку» в тетрадях
Задание №2 Впиши слова и сделать звуко-буквенный анализ слова БАРАБАН
Воспитатель: (звенит колокольчик)
Физкультминутка «Переменка»
Вот Грамматики зарядка, выполняйте по порядку.
Быстро встаньте, улыбнитесь, выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите, поднимите, опустите.
Влево, вправо повернитесь, руками коленей коснитесь.
Сели - встали, сели - встали. Вы, надеюсь, не устали?
Надо вам свободней встать и спокойнее дышать.
-Ребята, хотели бы вы знать кому поезд привез школьные принадлежности?
Дидактическая игра «Магнитный алфавит-перевертыш».
Дети по первым буквам слов складывают пазл-перевертыш и получается картинка из сказки «Коза с козлятами». –Вот кому мы помогли!
ИТОГ. Рефлексия. Молодца ребята! Со всеми заданиями вы справились удачно. Но нам пора отправляться обратно в детский сад. Обратно мы вернемся при помощи волшебного зонтика. Подойдите все ко мне, закройте глазки, зонтик быстро раскручу, в детский сад ребят верну. Вот мы и вернулись! Понравилось вам наше путешествие?
Физминутка.
(Под фонограмму песни «Алфавит» дети поют и выполняют музыкально-ритмические движения) :
Тридцать три родных сестрицы, писаных красавицы,
На одной живут странице, а повсюду славятся.
К вам они сейчас спешат, славные страницы
Очень просят всех ребят с ними подружиться
А, Б, В, Г, Д, Е, Ж – прикатили на еже,
З, И, Ка, эЛ, эМ, эН, О – дружно вылезли в окно,
П, Р, С, Т, У, Ф, Ха – оседлали петуха,
Ц, Ч, Щ, Ы, Э, Ю, Я – вот и все они друзья!
- Ребята, а Знайка снова приготовил какое-то задание, давайте поможем Незнайке справится с ним.
- Садитесь за столы и поиграем сначала с мячиками.
Игра с мячиком (для развития мелкой моторики)
• «Крепко мячик мой сожми и по дорожке прокати».
• «Шарик пальчиком кати и фигуру обведи» - катать массажный шарик по контуру рисунка.
• «Мячик я кручу, кручу, каждый пальчик научу» - прокатывать мячик по спирали.
• «Под ладошку мяч кладу и по кругу проведу» - прокатывать мяч по кругу.
• «Мячик мой не отдыхает, меж ладошками летает» - перекидывание массажного мячика из ладошки в ладошку.
• «Ловко с мячиком играю, его по пальчикам катаю» - катать массажный мячик по каждому пальцу.
• «Мячик сильно я сжимаю и ладошку поменяю» - с силой сжимать мячик каждой рукой.
Игра на развитие мелкой моторики рук «Выложи букву»
- Ребята, переверните листья, какие они на ощупь? Предлагаю вам выложить любую гласную букву, которую мы прикрепляли к звуковичкам на бархатистых листочках, из ниток шерстяных.
5. Итог занятия.
- Какие звуки мы вспомнили (гласные)
- Какие это звуки? Почему (а, о, у, и, э, ы)
- С каким новым словом познакомились?
- Чем звуки обозначаются на письме?
- Чем звуки отличаются от букв?
- Какие задания были интересными, и понравились вам больше?
- Что вызвало трудности?
Рефлексия.
- Ребята, в корзине у Незнайки лежат ещё смайлики, но они разные. Посмотрим.
- Чем они отличаются? ( настроением: радость, задумчивость, грусть)
- Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями – возьмите
радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть –
задумчивого смайлика, а если совсем трудно-грустного.
Молодцы! Продолжаем наше путешествие. (слайд № 12)
Наши умные головки,
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик будет говорить,
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.
Занятие начинается.
думчивого смайлика, а если совсем трудно – грустного.