Галина Смирных
Конспект занятия по обучению грамоте «Наши игрушки» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширять представления детей об игрушках и многообразии материалов, из которых они сделаны.
Образовательные задачи:
- обогащать знания детей о связи образа и материала игрушек с развитием общества;
- побуждать детей правильно подбирать прилагательные к игрушкам из разного материала;
- выявить способность детей выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения;
- учить детей логически мыслить и отвечать на поставленные задачи содержательными и развернутыми ответами;
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Наши игрушки“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- побуждать потребность детей к экспериментированию.
Развивающие задачи:
- развивать речь детей, обогащать и расширять словарный запас;
- развивать мышление, память, внимание посредством дидактических игр;
- развивать познавательный интерес, потребность в познании культурно-исторических ценностей народа посредством ознакомления с изготовлением игрушек в древности.
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к истории, народным промыслам нашей Родины;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, умение слушать друг друга.
- формировать у детей бережное, эмоционально-эстетическое отношение к игрушкам.
Оборудование: игрушки из разного материала, картинки с изображением игрушек разных эпох, аквариум (таз с водой, интерактивный стол.
Ход образовательной деятельности:
-Здравствуйте, ребята. Наше занятие я хочу начать с чтения известных детских стихотворений. Если они вам знакомы, то вы можете читать их вместе со мной.
Лошадка
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик,
И верхом поеду в гости.
Зайка
Зайку бросила хозяйка,-
Под дождём остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
-Прекрасно, что вам знакомы эти замечательные стихи.
- А кто знает, как они называются? Эти стихи объединены в одно название - «Игрушки». Их написала известная детская поэтесса Агния Львовна Барто. И мы не случайно начала наше занятие с них, потому что сегодня будем говорить об игрушках.
Беседа «История игрушек»
Как и сегодня, первой игрушкой ребенка в древности была погремушка. В Древней Греции погремушки дарили новорожденному в качестве оберегов: считалось, что своим шумом они отгоняют злых духов. Они изготавливались в форме различных животных: утки, лошади или свиньи. Их делали полыми, а внутрь помещали камешки или шарики.
В Древнем Египте были популярны фигурки животных, сделанных из дерева. Там же были найдены первые куклы. Куклы для игр изготавливались из глины и дерева, а руки и ноги прикреплялись к телу с помощью ниток и палок, и часто были подвижны.
В средние века основным местом производства игрушек стал Нюрнберг, город в Германии. Помимо места изготовления, этот город также являлся и игрушечным рынком всего мира.
А в России был очень развит народный промысел.
-Посмотрите на картинки, из чего сделаны эти старинные куклы? (из соломы, из ткани, тряпочек).
-Значит, они какие? (соломенные, тряпичные).
В деревнях люди плели игрушки из соломы, шили тряпичные куклы, мастерили игрушки из дерева и изготавливали их из глины.
- Назовите, пожалуйста, известную русскую игрушку, которую знает весь мир? Правильно, это матрешка.
-Из чего её изготавливали? (из дерева). -Значит она какая? (деревянная)
И у каждой области страны была своя работы. Так появилась Дымковская, Филимоновская, Богородская, Каргопольская и многие другие игрушки.
- Посмотрите, этими игрушками играли ваши бабушки и дедушки. Как вы думаете, из чего они сделаны? (железные солдатики, плюшевый медведь). А дальше уже советская мультипликация становятся источником для новых персонажей. Вам знакомы эти герои? (Вини Пух и Котенок Гав, Чебурашка и Крокодил Гена). Из какого материала изготовлены эти игрушки? (из резины, меха, ваты). Значит они какие? (резиновые, мягкие, меховые).
Сегодня, кроме наших игрушек в России появляются и многочисленные зарубежные персонажи.
Кто это? (Барби и феи Винкс, черепашки Ниндзя, Человек-паук, и бакуганы). Это ваши современные игрушки, которыми вы играете сейчас.
Вот мы с вами увидели, как изменялись игрушки на протяжении многих веков: менялся материал, из которого они создавались, менялась форма и внешний вид, игрушки становились ярче, красочнее, интереснее, удобнее. Но, несмотря на все трансформации, которые произошли с ними, их назначение осталось неизменным - все они призваны для того, чтобы помогать детям развиваться и учиться.
Ребята, а теперь скажите мне, вы любите купаться в ванне? И часто бывает так, что нам хочется взять с собой какую-нибудь игрушку. Но вот возникает вопрос, всякую ли игрушку можно взять с собой в воду? Я предлагаю вам провести эксперимент и выяснить, игрушками из какого материала можно играть в воде. (Дети подходят к столу, образуя полукруг. На столе игрушки, небольшой аквариум с водой).
- Ребята, как вы думаете, если положить деревянную матрёшку в воду, что с ней произойдёт? (ответы детей). Почему вы так считаете? (Дерево не тонет и деревянные предметы не утонут).
А что будет делать матрёшка? (Держаться на поверхности воды, плавать) Сейчас мы это проверим. Вы оказались правы, она не утонула.
А теперь, возьмите другую игрушку (кубик). Из чего он сделан? (из пластмассы). Значит он какой? (пластмассовый). Что произойдёт с пластмассовой игрушкой в воде?
(Ребёнок опускает пластмассовый кубик в воду. Все наблюдают за кубиком.)
-Какая еще из этих игрушек не утонет, как вы думаете? (Резиновый пингвинёнок).
Почему вы так считаете? (Он легкий, потому что он сделан из резины и внутри тоже есть воздух.) Сейчас проверим. (Ребёнок опускает игрушку в воду).
-А какие игрушки утонут в воде? (Металлическая машинка).
-Почему (она тяжелая).
-Вот теперь мы знаем, игрушки из какого материала можно брать с собой купаться в ванную. Повторите, какие это игрушки? (деревянные, пластмассовые, резиновые)
Физминутка «Игрушки» (изображаем игрушки)
Скачет конь наш, цок-цок-цок, (скачут как лошадки)
Слышен топот быстрых ног.
Кукла, кукла, попляши, (приседают с пружинкой,
Своей ручкой помаши.
Вот как кружится волчок - (кружатся,
Прожужжал и на пол лег.
Самолет летит, летит (руки в стороны).
Летчик смелый в нем сидит.
А теперь мы все матрешки (хлопают в ладоши,
Громко хлопаем в ладошки.
-Ребята, вы прекрасно помогаете мне на занятии, и теперь, я предлагаю поиграть вам с игрушками «виртуально», вы знаете как это? Это значит не
по- настоящему, а с помощью интерактивного стола.
Работа с интерактивным столом.
Игра «Разложи»
Ребята, представьте, что вы работаете в магазине игрушек. Нужно поставить кубики на верхнюю полку, а остальные игрушки на нижнюю полку. А теперь переставьте, что б кубики были на нижней полке, а остальные игрушки на верхней. Молодцы, справились с заданием.
Игра «Сообрази».
Перед вами таблица с различными игрушками, расположенными в квадратах в определенной последовательности (мяч – кубик – юла). В следующем ряду некоторые квадраты пустые. Вам нужно продолжить логический ряд и заполнить пустые квадраты.
Игра «Сделай разными».
Перед вами на экране расположены две одинаковые игрушки. Их нужно раскрасить так, что б цветовая гамма не совпадала.
Игра – пазл «Собери игрушку».
Вам необходимо из частей собрать клоуна с юлой. Готового образца картинки нет. Ориентироваться можно только по конфигурации разрезов. Ставите палец на нужный пазл и перетаскиваете его в нужное место.
-Молодцы, ребята, вы правильно выполнили все мои задания. Наше занятие подходит к концу. И в заключении, я хочу прочитать вам стихотворение Бориса Владимировича Заходера «Песня игрушек».
Дети любят игрушки -
Так все говорят.
Ну а разве игрушки
Не любят ребят?
Очень любят!
Души в них не чают!
Просто это не все замечают…
Мы молчим, мы не хнычем,
Когда нас бросают, -
Мы ведь знаем, что слезы
От бед не спасают …
Не заметишь обиды
По нашему виду -
Мы ребятам прощаем
Любую обиду.
Оттого-то, наверное,
Не все замечают,
Как игрушки страдают,
Тоскуют, скучают …
Оттого-то не знают (и знать не хотят,
Как мы верно и преданно,
Любим ребят.
-Как нужно относиться к игрушкам? (беречь, не ломать, не бросать). Правильно, дети, ведь игрушки это ваши самые первые друзья.
Скажите, пожалуйста, что понравилось вам сегодня на нашем занятии?
А какое задание трудно было выполнять?
Я приготовила мячики разного цвета, вам нужно выбрать только один.
Если вы считаете, что правильно выполняли все мои задания, верно отвечали на вопросы, вам было не сложно и интересно - то возьмите мячик красного цвета.
Если в ваших ответах встречались небольшие ошибки или вы испытали затруднения при выполнении заданий - то возьмите желтый мяч.
Если же вам было скучно на моём занятии, и вы не знали ответа на мои вопросы - то возьмите зеленый мячик.