Наталья Спирьянова
Конспект занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе «Звуки [Р], [Р» ]. Буква «Р»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе.
Тема: «Звуки [р], [р’], буква «Р»
Цель: дифференциация звуков «р – рь», знакомство с буквой «Р».
Задачи.
Образовательные:
- закрепление навыка произношения звуков «р – рь»;
- знакомство с графическим обозначением звука Р;
-выделение ударного гласного звука и ударного слога.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе „Звуки [Р], [Р“ ], Буква „Р“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
Развивающие:
- развитие связной речи;
- совершенствованиефонематического слуха и восприятия;
-развитие общей и мелкой моторики;
-развитие навыка звукового анализа и синтеза;
-развитие графических навыков;
- развитие логического мышления, внимания.
Воспитательные:
-формирование эмоционально – положительного настроя на игру;
-воспитание навыка самоконтроля за речью;
-воспитание умения работать индивидуально и в коллективе.
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное, речевое развитие, физическое развитие.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, игровая.
Методические приё мы: игровой, наглядный, словесный, практический.
Здоровьесберегающие технологии: психогимнастика, гимнастика для глаз, динамичная пауза, профилактика нарушения осанки.
Демонстрационный материал:игрушка Буратино, ранец, ручка, букварь, треугольник, резинка, тетрадь, краски, карандаш, магнитная доска, карточки с ребусами, мяч, сухой «бассейн».
Раздаточный материал:картинки со звуками «р» - «рь», пуговицы, верёвочки, ракушки, каштаны, крышки, счётные палочки, простые карандаши, схемы для звуко – слогового анализа слова, трафареты буквы Р, альбомные листы, мелкие игрушки из киндера– сюрпризов.
Предварительная работа с детьми : рассматривание картинок со звуками р – рь, проговаривание слов физминутки, составление звуко – слоговой схемы слов, придумывание предложений по картинкам со звуками «р» - «рь», заучивание чистоговорок, скороговорок, выделение звуков «р-рь» на слух, называние слов со звуком «р» из прочитанного воспитателем текста.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Дети стоят в кругу вместе с воспитателем.
Психогимнастика:
Воспитатель:- 1,2,3,4,5 – становитесь все играть! Дети, давайте улыбнёмся друг другу и гостям. Мы спокойны и добры, мы приветливы, здоровы. Сделайте глубокий вдох и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту, Выдохните все обиды и огорчения. Какое у вас настроение? С отличным настроением мы сейчас поиграем!
2. Основная часть.
Воспитатель:
- Дети, кто-то забыл в нашей группе ранец. Вы не знаете, чей он? (Нет.)
- Давайте посмотрим, что в нем находится и попробуем найти его хозяина (достать из ранца ручку, карандаш, краски, резинку, тетрадь, треугольник, букварь).
Дети называют предметы.
- Дети, скажите, какой одинаковый звук есть в названии этих предметов? Ответы детей.
- Правильно! В этих словах живут звуки [р] и [р’]. Скажите какой это звук? Почему?
- Звук [р] согласный, потому что произносится без голоса, его нельзя петь и есть во рту преграда для воздуха.
Характеристика звука «р» - согласный, звонкий, твёрдый.
Характеристика звука «рь» - согласный, звонкий, мягкий.
Воспитатель:
- Дети, мы уже знакомы с этими звуками? (Да) Сегодня будем закреплять умения правильно произносить звуки «р – рь» в словах, предложениях.
Дети, давайте поиграем в игру.
Дидактическая игра «Замени в слове первый звук на звук «р».
(с мячом).
Хобот – робот, забота – работа, лама – рама, мак – рак, Тома – Рома, мука –рука, танец – ранец, козы – розы, нога – рога, кот – рот, пугать – ругать, мычать – рычать.
Раздаётся стук в дверь. Звучит песня «Буратино». Появляется игрушка Буратино.
Буратино:
- Здравствуйте, дети! Вы не видели мой ранец? (ответы детей).
Воспитатель:
-Буратино, почему ты оставил свой ранец в нашей группе? Ты не хочешь в школу идти?
Буратино:
- Я очень хочу в школу, но очень мало знаю. Мне сказали друзья, что в вашей группе дети всё знают о звуках и буквах. Вы поможете мне подготовиться к школе?
Ответы детей.
Игра «Разбери слово».
Воспитатель:
-Буратино, дети покажут, как правильно делать звуко – слоговой анализ слова–«руки».
Дети выполняют задание.
«Руки» – это слово, обозначаем длинной полоской, слово состоит из слогов, в слове два слога. Слоги обозначаем короткой полоской. Почему в этом слове два слога? (потому что два гласных звука)
Вспомним правило - «Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов»
Слоги состоят из звуков.
В первом слоге: «ру» два звука. Первый звук – «р» - согласный, твёрдый, обозначаем квадратиком синего цвета. Второй звук – «у» - гласный, обозначаем красным цветом.
Во втором слоге: «ки» два звука. Первый звук –«кь» - согласный, мягкий, обозначаем квадратиком зелёного цвета. Второй звук – гласный, обозначаем красным цветом.
На какой звук падает ударение? Какой слог ударный? Какой слог безударный?
2. Динамическая пауза «Буратино».
Попрошу вас тихо встать.
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Рано утром умывался,
Полотенцем обтирался,
Вправо, влево наклонялся
И обратно возвращался.
Ножками топал,
Ладошками хлопал.
Руки в стороны
В локтях сгибаются
А в плечах вращаются.
Руки в стороны,
В кулачок и на бочок.
Вот здоровья в чем секрет
Всем друзьям физкульт привет.
Буратино:
- А звук «Р» можно как – то обозначить?
Воспитатель:
- Дети, как на письме можно обозначить звук? (буквой).
Показываю букву Р. Из каких элементов состоит буква Р? (Палочки, полукруг)
А как мы различаем звуки и буквы?
-Звуки мы слышим, произносим.
-Буквы мы видим, читаем, пишем.
«Буква «Р» согнула ручку,
Ну – ка с кем пройтись под ручку?»
-На что похожа буква Р?
3. Гимнастика для глаз.
Глаза закроем и откроем, посмотрите вверх, вниз, вправо, влево, прямо
Воспитатель:
- Ребята, давайте выложим букву «Р» из счётных палочек, пуговиц, верёвочек, каштанов, прищепок.
Дети выполняют задание, каждый говорит из чего выложил букву.
Игра «Живые буквы»
Воспитатель:
-Ребята, давайте покажем Буратино, как вы умеете составлять из букв слова. На столе лежат карточки с буквами, нужно составить слова: школа, буква.
Дети выполняют задание.
Игра «Ребусы»
Буратино:
- Ребята, вы умеете разгадывать ребусы?
(на доске карточки с ребусами – шарф, рыбак, дрова, тигр, экран,гроза.
Ответы детей.
Воспитатель:
- Дети, на столах трафареты с буквой Р,нужно обвести букву на лист бумаги и заштриховать. Как нужно заштриховать верхнюю часть буквы? (слева направо). А нижнюю часть буквы – наискосок влево вниз.
Воспитатель:
Перед работой сделаем гимнастику для пальчиков.
2. Пальчиковая гимнастика «Наши пальчики»
Кулачки мы вместе сложим, (сжать в кулачки)
Нашим пальчикам поможем (разжать кулачок)
Разогнуться и подняться
И друг с другом повстречаться, (соединить каждый пальчик)
Пальчик к пальчику прижмём.
Разгибаем, загибаем, разгибаем,
Снова в кулачок сжимаем-
Заниматься начинаем. (сжать в кулачок)
Упражнение: «Сделай штриховку»
Дети заштриховывают буквы.
Буратино, эти красивые буквы тебе в подарок.
Буратино благодарит детей за подарки.
5. Итог занятия.
Воспитатель:
- С каким звуком мы играли на занятии?
Что понравилось на занятии?
Дети, вы сегодня очень хорошо занимались, правильно произносили звуки «р – рь». Молодцы!
Буратино, что ты нового узнал?
Буратино: Спасибо вам, ребята! Много нового я узнал о звуках и букве, в чём их различие. Я теперь готов идти в школу. Я приготовил для вас сюрприз, который найдёте в сухом «бассейне». До свидания! Дети благодарят и прощаются с Буратино. Дети находят в сухом «бассейне» игрушки.