Любовь Наумова
Конспект занятия по обучению грамоте «Сказка про Слыша. Встреча Слыша и Буковки А» в старшей группе детей с ФФНР
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие «Сказка про Слыша. Встреча Слыша и Буковки «А»
Программное содержание :
1. Способствовать развитию звуко-буквенного анализа.
2. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность.
3. Познакомить с гласным звуком [А] и его условным обозначением – красный квадрат.
4. Вырабатывать умение определять место звука в словах.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Сказка про Слыша, Встреча Слыша и Буковки А“ в старшей группе детей с ФФНР» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
5. Познакомить с моделированием: обозначать на схеме (прямоугольнике) место звука в слове, используя условное обозначение – красный квадрат.
6. Вырабатывать умение внимательно слушать текст стихотворения, выделяя в нем слова, в которых есть звук (звуки) [А].
7. Познакомить с буквой «А» как письменным обозначением звука [А]. Знакомить детей с тем, как писать печатную букву «А», используя образец.
8. Объяснять, как писать на схеме букву «А» в месте, где слышится звук [А] (в начале, в середине, в конце слова).
9. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Материал: игрушки «Слыш», «Буковка», демонстрационный материал «Буквы», предметные картинки со звуком [А], карточки-таблички, фишки - красный квадрат, простой карандаш, красный карандаш, касса букв и слогов, логомарблс, плакат «Буквоград», рабочая тетрадь Е. Колесниковой «От А до Я».
Ход занятия:
1)Игровая обучающая ситуация «Знакомство со Слышем».
«В некотором царстве, в некотором государстве был город Буквоград. В этом городе жили 33 волшебные буквы. У каждой буквы было свое имя, на которое она отзывалась – звук. В этом городе было два королевства. В одном королевстве жили звуки, которые произносились легко и плавно, их имена можно легко пропеть. Жили они в красном королевстве, которое называлось «Гласное». Королевой гласных звуков и букв была Неваляшка в красном сарафане, и одежда у всех жителей этого королевства была красного цвета. Во втором королевстве жили звуки, которые пропеть нельзя, при их произношении произносятся шумы. В отличие от гласных им приходится пробираться через препятствия: губы, зубы, а иногда и нос. Жили они в Королевстве, которое называлось «Согласное». Но, в этом Королевстве было две королевы – Неваляшка в синем и Неваляшка в зеленом сарафанах. Звуки, которые произносились твердо, например, [М], [П], [Т], [К] и т. д., жили в синем королевстве, а звуки, которые произносились мягко, например, [Мь], [Пь], [Кь], [Ть] и т. д., – в зеленом королевстве.
У Неваляшек был друг Слыш с большими ушами, потому что он любил слушать, как звучат разные звуки. А еще у Слыша был большой рот, потому что он больше всего на свете любил произносить понравившиеся ему звуки. А помогал ему веселый язычок, который жил в ротике у Слыша. Слыш любил гулять в своем сказочном городе и в сказочном лесу, расположенном недалеко от города, он прислушивался к разным звукам, запоминал их и играл с ними.
Одним прекрасным утром Слыш сидел на маленькой скамеечке в парке и ел душистое ванильное
мороженое. Вдруг он услышал, что кто-то жалобно плачет: «а-а-а». Слыш оглянулся и увидел на лужайке
девочку с большими глазами. Она что-то искала в траве и всхлипывала. Слыш подошел к незнакомке и
спросил:
-Почему ты плачешь? Тебя кто-нибудь обидел?
-Нет, - ответила она. - Я ловила на лужайке бабочку и потеряла свой волшебный карандаш. А без него я не могу рисовать красивые картинки и писать буквы.
-Не плачь, - пожалел девочку Слыш. – Я помогу найти твой карандаш. А ты пока попробуй ванильное мороженое.
Слыш угостил незнакомку вкусным мороженым, и она перестала плакать. Тогда Слыш принялся искать волшебный карандаш. Недалеко от большого дерева он заметил упавший листочек, приподнял его и увидел красивый прутик. Он поднял его и спросил:
-Это случайно не твой карандаш?
-Да, да, это он! – обрадовалась девочка. – Спасибо, что ты помог мне, давай дружить. Меня зовут Буковка. А тебя?
-А меня - Слыш.
-Знаешь, Слыш, у меня раньше никогда не было друга, кроме моего карандаша. А почему у тебя такое интересное имя: Слыш? – спросила Буковка.
-Меня так назвали, потому что я очень люблю слушать и произносить разные звуки. А помогают мне большие уши и веселый язычок. А тебя почему зовут Буковкой?
-Потому что я очень люблю читать и писать буквы. А помогает мне волшебный карандаш.
-Я услышал, как ты плакала, вот так: «а-а-а». Получается интересный звук.
Знакомство со звуком [А].
(Губки в спокойном состоянии, ротик широко открыт, язычок спокойно лежит во рту, горлышко «работает». Звук [А] произносится плавно, протяжно, воздух, выходящий изо рта, не встречает преград.)
2)Задание «Произнеси звук». Просим детей произнести звук [А] правильно, следим за правильным положением губ, языка, работой горлышка и дыханием.
-«Опиши звук». Просим детей помочь Слышу описать звук.
-Когда мы произносим звук [А], как выходит из ротика воздух? (Легко и свободно).
-Есть ли преграда? (Воздух не встречает никакой преграды).
-Если при произнесении звука воздух из ротика выходит легко и свободно и не встречает преграды, такой звук называется гласным.
3)Игра «Найди и обведи». Логопед предлагает детям помочь Слышу рассмотреть картинки и определить, в названии каких картинок слышится звук [А] (Задание 1 в тетради «От А до Я»).
4)Игра «Определи место звука в слове» (Задание 2 в тетради «От А до Я»). (Слова на рисунке обозначены прямоугольником. Звук [А] обозначаем красным квадратом).
Назвать предмет, изображенный на картинке;
Определить место заданного звука в слове (в начале, в середине, в конце слова);
Нарисовать красный квадрат в прямоугольнике (в слове) на месте, где слышится звук [А].
- Для детей с ФФНР – выделение звука [А] на слух (с закрытыми глазами) : из ряда гласных: ау, уа, аи, иуа., из слов, ударного начального гласного в словах: азбука, ангел, индюк, умный, овощ. ; по предметным картинкам.
5)Игра «Кто внимательный»
-Послушать стихотворение и назвать слова, в которых слышится звук [А] :
Аист азбуку учил
И пятерку получил.
И сегодня без подсказки
Сам себе читает сказки.
6)Физкультминутка «Аист»
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Аист отвечает:— Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова правою ногой,
Снова левою ногой.
Вот тогда придешь домой.
(Дети повторяют движения аиста, поочередно топая левой и правой ногой.)
7)Знакомство с буквой «А».
Вот два столба наискосок.
А между ними поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква … («А»).
8) Д/у «Сложи букву «А»» (из логомарблс).
Печатание буквы «А» указательным пальчиком в воздухе.
Нахождение буквы «А» в кассе букв.
9)Д/и «Пишем букву «А»». (Задание 3 в тетради Е. Колесниковой «От А до Я»).
10)Д/и «Определи место буквы в слове» (Задание 4 в тетради Е. Колесниковой «От А до Я»).
11)Итог занятия.