Нажия Момогид
НОД по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста «Звуки [Н]-[Н’]. Буква Н»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию фонематической стороны речи
и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Составила: учитель-логопед Момогид Н. А.
Тема: Звуки Н-НЬ. Буква Н.
Задачи:
1. ОО «Речевое развитие»:
-развивать у детей умения правильно произносить звук, характеризовать его по акустическим и атрикуляционным признакам с опорой на схему;
Публикация «НОД по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста „Звуки [Н]-[Н’], Буква Н“» размещена в разделах
- Буква Н и звуки [Н], [Н’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
-формировать умения выделять звук в ряде других звуков, слогов, слов;
-ввести термины: звонкий согласный, глухой согласный, твёрдый-мягкий согласный;
-совершенствовать навыки звукового анализа слогов АН-НА.
-развивать зрительную и слуховую память.
2. ОО «Познавательное развитие»:
-познакомить детей с согласными звуками Н-НЬ в твёрдом и мягком варианте, зрительным образом буквы Н с установкой на запоминание.
3. ОО «Социально-коммуникативное развитие»:
-воспитывать умение с уважением относиться к сверстникам, выслушать ответы друг друга, работать в коллективе.
Оборудование:
предметные картинки со звуками Н-НЬ, таблица-мнемосхема, буква Н, звуковые символы звуков Н-НЬ.
Ход:
1. Оргмомент: назовите слова, где слышится звук М.
2. Актуализация опорных знаний:
--Какие бывают звуки? (гласные и согласные).
-Почему так называются? (ответы детей).
3. Артикуляционная гимнастика:
-«Чашка», «Качели», «Вкусное варенье».
4. Знакомство со звуками Н-НЬ:
-Логопед демонстрирует картинки со звуками Н-НЬ, чётко произносит вместе с детьми и спрашивает какой один и тот же звук повторяется в этих словах (Н и НЬ).
-Логопед характеризует звуки и одновременно вводит термины «согласный, звонкий, твёрдый-мягкий».
-Почему так думаете? (ответы детей).
-Логопед обобщает ответы детей: звук Н- согласный, звонкий, произносится голосом и шумом. Можно проверить: поднести к горлу руку тыльной стороной и произнести его. В словах звук Н бывает твёрдым и мягким НЬ. Послушайте внимательно слоги, если услышите твёрдый звук Н-поднимите синий флажок, а если мягкий НЬ-поднимите зелёный флажок.
Вывод: выставлятся мнемотаблица (звук Н-согласный, обозначается синим кружком; звонкий, обозначается колокольчиком; бывает твёрдым, как лёд и мягким как снег).
-Сначала звук характеризует логопед, затем дети характеризуют звук по схеме самостоятельно.
-Логопед читает стихотворение про звук Н.
Напряжённо языком
На десну наверх нажмём.
Н- мы звонко произносим.
(Звуку помогает носик)
Физкультминутка
(выполнение движений по инструкции логопеда)
Встаньте прямо, потянитесь.
Пошагайте, наклонитесь.
Руки вправо, руки влево.
Встаньте, снова потянитесь
И друг другу улыбнитесь
Логоритмика «Жираф» (под музыкальное сопровождение)
5. Упражнение «Наоборот». Логопед называет слог с твёрдым звуком Н, а дети с мягким.
6. Игра «Будь внимательным!»
-Логопед произносит звуки, слоги, слова, а дети поднимают руки, если услашат звуки Н-НЬ:
• А, у, н, о, н, м, э, и, н, ы, н;
• Ау, ам, унь, от, ан, ог, им, он;
• Нож, вилка, нитка, насос, нос, небо, нора, пояс, стол и тд.
7. Знакомство со зрительным образом буквы Н.
-Логопед демонстрирует букву и читает стихотворение:
«Н»- легко запомнить можно.
Слушай: нож, напильник, ножницы.
«Н»- в начале слов ты слышишь?
Букву «Н» вот так напишешь:
Ножка, ножка,
Поперёк
Мы положим поясок.
8. Работа за столами (дети выкладывают букву из счётных палочек). Логопед обращает внимание детей на количество элементов буквы, на их расположение на листе бумаги, отыскивают предметы в группе на что похожа буква.
9. Итог НОД:
-Логопед спрашивает у детей с какими звуками и буквой они познакомились. Вспоминают слова со звуками и благодарит детей за участие на НОД.