Надежда Жилкина
Конспект занятия по обучению чувашскому языку в старшей группе «В гостях у бабушки»
▼ Скачать + Заказать документы
К О Н С П Е К Т
занятия по образовательной области «Речевое развитие»
обучение чувашскому языку в старшей группе
Тема: «В гостях у бабушки»
Цель: воспитание положительного отношения, интереса к изучению чувашского языка
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по обучению чувашскому языку в старшей группе „В гостях у бабушки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Чувашия. Чувашская Республика
- Чувашский язык. Материалы для изучения чувашского языка
- Темочки
Образовательные:
Активизация в речи слов на чувашском языке по лексической теме : «Домашние животные» : не, сысна, сур х, йыт, кушак. Введение в лексику новое слово: качака.
Продолжать работу по формированию фонематического слуха, правильного произношения чувашских звуков :, , по подражанию изолировано, в слогах, словах и фразовой речи; звука изолированно, в слогах, в словах в разной позиции.
Формирование правильного словопроизношения и словесного ударения. Усвоение выпросительных слов: кам? м н?
Обогащение словарного запаса словами, обозначающими существительные (животные, признак предмета (пыс к-п ч к; шур, глаголами (т рать, словами привествиями. Формировать умение аудирования выпросительных слов: м н т вать? и отвечать на них. Формировать умение и навыки понимания выпросительного слова м нле? и ответа на него. Закреплять умения строить предложения из знакомых конструкций, включая новое слово.
Развивающие:
Развивать умение понимать речь воспитателя и сверстников на чувашском языке; адекватно реагировать на ситуативные высказывания воспитателя на чувашском языке. Развивать диалогические умения: понять реплику, реагировать, начинать разговор.
Воспитательные:
Воспитывать положительное отношение к изучению чувашского языка. Воспитывать положительное отношение к животному миру.
Образовательные области:
• Социально-коммуникативное развитие (коммуникативная и игровая деятельность)
• Познавательное развитие (познавательно-исследовательская деятельность)
• Речевое развитие
Физическое развитие
Образовательные области:
• Социально-коммуникативное развитие (коммуникативная и игровая деятельность)
• Познавательное развитие (познавательно-исследовательская деятельность)
• Речевое развитие
• Физическое развитие (пальчиковая гимнастика, двигательная пауза)
Предшествующая работа:
1. введение чувашских слов по лексическим темам: игрушки, зима, животные.
2. Занятия по познавательному развитию «Дикие и домашние животные
3. Чтение художественной литературы
4. Рассматривание картин и иллюстраций по теме «Животные»
Изучение литературы:
• Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А, Вапсильевой. Москва-Синтез. 2015
• Программа образования ребенка-дошкольника. Л. В. Кузнецова. Чебоксары,2006г.
• С. Г. Михайлова. Учимся говорить по-чувашски. Чебоксары. 2008
Материал, оборудование:
-ноутбук.
- картинки с изображением домашних животных
Организация деятельности:
• По подгруппам
• Зоны деятельности, все пространство группы
Методические приемы по ходу деятельности:
1часть:
1. Сюрпризный момент: Приветствие бабушки на чувашском языке
2. Игровая мотивация: В гости к бабушке
2 часть:
3. Игрвой прием: Едем на автобусе
4. Аудирование стихотворение «Автобус»
5. Просмотр слайдов, картинок повторение слов по теме домашние животные
6. Фонетическое упражнение «Я начну, а ты продолжи»
7. Введение нового слова: коза
8. Знакомство с стихотворением П. Ялкир «Качака таки»
9. Хороводная игра «Качака»
3 часть:
10. Игровой прием (просмотр слайда) Бабушка благодарит на чувашском языке
11. Подарок для детей раскраски «Домашние животные»
12. Игровой прием: возвращаемся на автобусе. Аудирование стихотворение «Автобус»
Ход занятия.
Дети проходят в группу. На экране появляется слайд № 2 с изображением бабушки. Приветствует на чувашском язык и приглашает к себе в гости :
Воспитатель переводит.
Воспитатель: Бабушка здоровается с вами : «Здравствуйте, ребята!». Как мы с ней поздороваемся: «Ыр кун пулт р, асанне!»
Она приглашает вас к себе в гости в деревню. Поедем к бабушке? На чем мы к ней поедем? Я предлагаю вам поехать на автобусе (слайд 3)
Дети рассаживаются на стульчики, имитирующие автобус. Звучит мелодия. Дети поют песню на чувашском языке «Автобус»
Т р тик с улпала
П р автобус в терет,
Х йне ир к ул пама
В л та та анах систерет.
Ту-ту-ту,ту-ту-ту
Таптанат н в т, асту!
Воспитатель: Вот мы и приехали (слайд 4) Проходите ребята. У бабушке во дворе домашние животные живут (на экране появляется слайд 5). Ачасем асанне пат нче м нле ч р чунсем пур на е? Ассане пат нче камсем пур на е? (Ребята кто же живет у бабушки, какие животные) (корова, свинья, овца, собака, кошка).
Воспитатель: Маттур ачасем! Молодцы, ребята!
Воспитатель: Ку м н? (рассматривают картинку коровы) не. не м нле? (пыс к)
Воспитатель: Ку м н? (рассматривают картинку свиньи) сысна. Сысна м нле? (пыс к).
Воспитатель: Ку м н? (рассматривают картинку овцы) сур х. Сур х м н т сл? (шур т сл).
Воспитатель: Ку м н? (рассматривают картинку собаки) йыт. Йыт м н т сл? (х м р т сл).
Воспитатель: Ку м н? (рассматривают картинку кошки) кушак. Кушак м нле? Кушак пыс к е п ч к? (кушак п ч к).
/Хоровое и индивидуальное повторение/
Воспитатель: Маттур ачасем! Молодцы, ребята!
Воспитатель: Давайте поиграем? Игра называется «Я начну – а ты продолжи»
Например: к- к- к - (вы заканчиваете) ку кур к.
х- х - х - ку ч х
т -т - т – ку йыт
ак –ак-ак – ку кушак
на-на-на – ку сысна
х- х- х – ку сур х
Воспитатель: Маттур ачасем! Молодцы, ребята!
Воспитатель: Бабушка купила недавно себе козу. (слайд № 7). На чувашском языке - коза - качака /Хоровое и индивидуальное повторение/
Воспитатель: Ку м н? (качака). Качака пыс к е п ч к? (качака п ч к). Качака м н т сл? (х м р т сл). Качака м н т вать? (качака т р ть) /Хоровое и индивидуальное повторение/
Воспитатель: Маттур ачасем! Молодцы, ребята!
Воспитатель: Ребята вспомним и расскажем стихотворение про козу.
П. Ялкир. «Качаки таки»
Качака таки пур манн,
на эп хам п хат п
ухалсан в л нс ртран
Кур к хушшинче шырат п.
Воспитатель: Козочка хочет с вами поиграть. Игра «Качака» (слайд 8)
/ Дети становятся в круг, один ребенок остается в середине круга – он берет на себя роль козы. Дети водят хоровод со словами:
Кача ура качака
Ик в р м м йрака
Ачасене х валать
Ме-ке-кек тесе калать.
/После этих слов коза выбирает и сажает на стульчик одного ребенка. Игра проводится 2- 3 раза/
На экране появляется слайд № 9 с изображением бабушки. Благодарит детей на чувашском языке и прощается.
Бабушка : Маттур ачасем!
Бабушка : Тавтапу ачасем! Дети : Тавтапу асанне!
Бабушка : Эп сире вали парне хат рлер м. Дети: Тавтапу асанне!
Бабушка : Сыв пул р ачасем! Дети: Сыв пул асанне!
Воспитатель: нам пора возвращать в группу. Доедем мы назад в детский сад на автобусе.
/Дети рассаживаются на стульчики. Поют песню «Автобус»/ Слайд 10
Т р тик с улпала
П р автобус в терет,
Х йне ир к ул пама
В л та та анах систерет.
Ту-ту-ту,ту-ту-ту
Таптанат н в т, асту!
Воспитатель: Вот мы доехали в детский сад. Маттур ачасем!
Итог: Ребята, где мы с вами были? Кто живет у бабушки? (Ассане пат нче камсем пур на е) Дети повторяют слова на чувашском (не, сысна, сур х, йыт, кушак). Какое домашнее животное купила бабушка? (качака). Мы еще съездим к бабушке?