Немцева Анна Николаевна
Звуковая культура речи: дифференциация звуков [З]-[Ж]. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з] - [ж]. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.
Цель: формирование слухового восприятия детей с помощью упражнений на различение звуков [з] - [ж].
Задачи:
Образовательные:
• совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков [з] - [ж];
• совершенствование навыка звукового анализа слов, определять позицию звука в словах;
Темочки:
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
• учить делить слова на слоги;
• совершенствовать умение называть слова с заданным звуком;
• закреплять навык составления предложений по предметным картинкам.
Развивающие:
• развивать фонематический слух, восприятие, речевое дыхание, внимание, память;
• развивать связную речь;
• развивать монологическую форму речи;
• развивать мышление, память.
Воспитательные:
• воспитывать умение не перебивать взрослых и детей.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Оборудование:
Демонстрационный материал: картинки жука, комара, зубра, козы.
Раздаточный материал: картинка жука и комара, предметные картинки на звуки [з] - [ж], картинка для звукового анализа слова «зонт».
Содержание организованной образовательной деятельности
1. Организационный момент
Каждый день, всегда, везде
На занятиях, в игре -
Говорим все четко, внятно
Чтобы было всем понятно
2. Основная часть
Методические приемы
Воспитатель: Дети, какое сейчас время года? (Зима)
Воспитатель: А помните было тепло, хорошо, представьте себе, что мы с вами оказались на теплой солнечной поляне. Светит солнышко, руки подняли руки к солнцу, тепло, лучи солнца греют наши руки.
Давайте подышим (Дыхательное упражнение – вдыхаем через нос, выдыхаем через рот 2 -3 раза,
На солнечной поляне, по дороге ползёт жук. А навстречу ему комар. Решил жук познакомиться с комаром и запел свою песенку: ж-ж-ж…
Комар был вежливым и ответил своей звонкой песней: з-з-з…
А сейчас мы с вами превратимся в жука и споем песню
Дети: З-з-з. (С движением – отводят руки назад, голову вытягивают вперед).
Воспитатель: А сейчас превратились в жука и споем песню жука.
Дети: Ж-ж-ж. (С движением показывают крылья).
Жук жужжит.
Дети садятся за стол. На доске картинка жука и комарика.
Воспитатель: Посмотрите дети, к нам сегодня в гости прилетели жук и комарик. Они хотят послушать, как вы поете песенки. Мы сегодня повторим звуки [з] и [ж]; и будем учиться их различать. Давайте, мы споем песенку жука - ж-ж.
Воспитатель: Какие у нас губы? (Круглые)
Воспитатель: Где находится язычок (Язык широкий, вверху)
Дети повторяют хором и индивидуально
Воспитатель: Давайте проверим горлышко. Работает у нас, чувствуете, как дрожит горлышко? (Эта песенка звонкая, звук [ж] – звонкий)
Воспитатель: Давайте споем песенку комарика з-з. Какие губы? (Улыбаются)
Воспитатель: Где у нас язычок? (Спрятался за нижние зубки, зубки видны) Воспитатель: Проверим горлышко. (Песенка звонкая, звук [з] – звонкий)
Воспитатель: А сейчас я буду показывать картинки. Если вы увидите картинку жука – то споете песенку жука, если картинку комарика – споете песенку комарика.
Дети выполняют задание – по показу воспитателя дети повторяют звуки –
з – з; ж – ж.
Игра «Измени слово»
Воспитатель: Я буду называть слова, а вы будете так их изменять, чтобы появлялся звук [ж]. (Сапог – сапожок; луг - …; утюг - …;шаг - …; флаг - …;снег - …; долг -)
А сейчас поиграем в игру «Наоборот».
А вам буду произносить песенку жука и вы мне песенку комарика
жа-за; зо-жо; жу –зу; за-жа; зо-жо; зу-жу;аз-аж;ож-оз.
Воспитатель: Внимательно послушайте и правильно повторите за мной чистоговорки.
Жа-жа-за - вот идет коза
За-за-жа - мы увидели ежа
Жу-зу-зу - мы ведем козу
Зу-жу-жу - на лужок хожу.
Дети произносят хором и индивидуально.
Воспитатель: Вы хотите порадовать наших гостей, жука и комарика,
Нужно придумать слова, мальчики называют слова со звуком [ж]; девочки называют слова со звуком – [з].
Дети называют слова.
Физкультминутка
На лужайке, на ромашке (Кружение с поворотом)
Жук сидел в цветной рубашке (Приседание руки на пояс)
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Я с ромашками дружу
Тихо по ветру качаюсь. (Движения по тексту)
Низко - низко наклоняюсь.
Игра «Покажи картинку»
Воспитатель: Если услышите в слове звук [з], покажите картинку комара. А если услышите звук [ж], картинку жука. (Жираф, зверек, зима, пирожок, зонт, книга, желтый, звезда, чижик, рыжий, журавль, зуб, зерно, весна). Похвалить детей, которые первыми обнаружили лишние слова.
Воспитатель: А теперь выполняют задание только девочки, мальчики проверяют. (Журнал, заяц, зимовье, животное, кружка, Жанна, знак, ваза, флажок и т. д.)
Воспитатель: Сейчас выполняют задание мальчики, девочки проверяют.
(Ложка, зубы, жук, озорник, ужалить, пружина, Зина, зубр, сажа)
Воспитатель: Дети, вы знаете, что звуки живут в словах, эти звуки встречаются в начале, середине и в конце слова. Давайте вспомним, как мы ловили звук в слове. Нарисуем слово в воздухе. Нужно поймать звук – [ж] в слове: жираф, лыжник, морж.
Воспитатель: Нужно поймать звук – [з] в слове: мороз, зима, роза.
Дети выполняют задание.
Звуковой анализ слов «коза», «зубр» детьми у доски.
Звуковой анализ слова «зонт» (за столами в парах).
Упражнение «Сколько слогов в слове»
Дети на математическом веере показывают количество слогов в слове.
Повторите скороговорку
Зелёная жаба
С забавным жуком
Забыли к зиме
Подыскать себе дом.
(Проговорить 3-4 раза, хором и индивидуально).
Воспитатель: У вас на столах картинки, в названии которых есть звук з и ж, нужно назвать звук, и определить, где находится этот звук в начале, середине или в конце слова и положить фишку на нужный квадрат.
Дети работают с предметными картинками.
Воспитатель: А сейчас составьте предложения со своими картинками.
Пальчиковая гимнастика
Девочки и мальчики
Расправьте свои пальчики.
Пополам согните,
В кулачки сожмите,
Расправьте ладошки
И встряхните немножко.
Работа в тетради «Напиши букву «З».
3. Заключительная часть
Подведение итогов по теме. Обобщающие вопросы по теме.
Воспитатель: Что делали на занятии? (Ответы детей)
Воспитатель: Чьи песенки мы сегодня повторили? (Ответы детей)
Воспитатель: Какие звуки мы учились различать? (Ответы детей)
Воспитатель: Какие игры играли? (Ответы детей)
Воспитатель: Что нового узнали? (Ответы детей)
Рефлексия.
Воспитатель: Вам понравилось занятие? (Ответы детей)
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей)
Воспитатель: Что было сложным? (Ответы детей)