Маргарита Деветьярова
Конспект занятия «Народные промыслы. Русские мастера» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект «Народные промыслы. Русские мастера» для старшей группы.
Цель: познакомить и расширить кругозор детей о русских народных промыслах.
Задачи:
- Расширять знания детей об истории народного промысла. Научить выделять характерные особенности изделий хохломских, гжельских и дымковских мастеров.
- Развивать речь, внимание, память, мышление; развивать общую и мелкую моторику.
- Воспитывать эстетическое отношение к изделиям народно-прикладного искусства. Прививать любовь к русскому народному фольклору.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Народные промыслы. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Воспитывать чувства привязанности к родным местам, уважительного отношения к своим национальным корням.
Оборудование: иллюстрации и изделия дымковских, гжельских, хохломских мастеров. Для поделки (бумага, краски, кожницы).
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель:
Чем Россия-матушка прекрасна?
И любой, кого ты ни спроси,
Сразу даст ответ предельно ясно —
Промыслами древними Руси.
Сколько замечательных талантов
в русских сёлах, городах.
Ими Русь бескрайняя богата,
Славилась умельцами в веках.
Ребята, сегодня мы побеседуем о русских промыслах. Посмотрите, какие у меня здесь собраны иллюстрации и изделия. А сделали их русские мастера – умельцы!
Издавна славятся красотой изделия русских мастеров: украшенная яркими узорами посуда, игрушки, шкатулки и др.
Русское народное искусство тесно связано с народными праздниками, обычаями и обрядами, и народной музыкой. Все изделия русских мастеров делались вручную. В каждое мастер вкладывал всю свою душу и умение. А украшал свои изделия особенной росписью. Назывались изделия по имени селений, где их создавали. У каждого мастера была своя отличная манера изготовления.
Сейчас мы для начала рассмотрим Хохломскую роспись.
Хохломская роспись — это декоративная роспись деревянной посуды и мебели, выполненная красными, зелёными и золотистыми тонами по чёрному фону.
Художники рисуют растительные орнаменты: листики, изогнутые веточки, землянички, малинки, рябинки, сердечки цветов. Узоры то тянутся вверх, то бегут по кругу, то извиваются. Готовые изделия везли для продажи в крупное торговое село Хохлома, поэтому роспись и получила своё название.
В: ребята, а теперь давайте немного отвлечемся и проведем физкультминутку.
Физкультминутка.
Хлопают в ладоши
Дружные матрешки.
На ногах сапожки
Топают матрешки.
Вправо, влево наклонились
Всем знакомым поклонились
Девчонки озорные
Матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых
Вы похожи, словно сестры.
Ладушки, ладушки
Веселые матрешки.
В: отлично! А кто угадает загадку:
Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички
И живут семьёй одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той ещё сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы — … (матрёшки).
В: молодцы ребята, а сейчас мы поговорим о Сине-голубое чудо Гжели!
Посмотрите, какую красивую посуду и фигурки – игрушки они делают (просмотр иллюстраций).
Из белой глины умельцы лепили самую разную посуду, которую украшали лепными деталями. Лепили фигурки людей, животных, птиц. Украшали их узорами сине-голубого цвета.
А еще есть сказка-легенда:
«Пошли как-то девушки, жившие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя – и небо в ней синее. Показали девушки мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда-то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы – травинки и былинки в поле, цветы на лугу и в саду.
В: ребята, а вы знаете, что были еще Дымковские игрушки!
Мастера делали дымковские игрушки из глины.
Давайте посмотрим, какие замечательные игрушки делают дымковские мастера. (просмотр иллюстраций)
В это время воспитатель зачитывает стихотворение:
Приготовьте, детки, ушки,
Это интересно знать:
Всё о дымковской игрушке
Я хочу вам рассказать.
В Дымково, вблизи от Вятки,
Лет четыреста назад
К празднику весны «Свистунье»,
Их лепили стар и млад.
Эти вятские игрушки,
Словно радуга весной:
Посмотрите, вот индюшка,
Хвост, как веер расписной,
Удлинённая бородка,
Как султанчик, гребешок,
Крылья с яркою подводкой —
Вся игрушка, как цветок!
Рядом барышня — красотка,
Подбоченившись, стоит;
Фартук, юбка и кокошник:
Всё сверкает и горит.
Брови чёрные дугою,
Глазки, щёчки, алый рот —
Кажется, взмахнёт рукою
И немедля в пляс пойдёт.
Скоморохи, водоноски,
Барыни и петухи —
Украшают их полоски,
Клетки, точки и круги.
Красный, жёлтый и зелёный,
Алый, синий, голубой —
Все цвета на белом фоне
Этой дымки расписной.
Знает промысел народный
Вся страна и целый мир; Вы увидели сегодня
Этот русский сувенир.
В: ребята, как вы думаете, из чего их делают? (Из глины)
Какие они? (Глиняные)
Сначала игрушку лепили, а потом расписывали узорами. Какими? (Кружочками, квадратиками, полосками).
В: все правильно, молодцы ребята! А теперь давайте с вами сделаем свою дымковскую игрушку из бумаги.