Марина Савинко
Проект «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект направлен на организацию оздоровительной работы на музыкальных занятиях, сохранение и укрепление психического и физического здоровья воспитанников. Проект долгосрочный, рассчитан на 1 год, где в рамках системы разработаны формы организации музыкально-оздоровительных мероприятий для детей старшего дошкольного возраста.
Содержание:
Пояснительная записка…
Цель и задачи проекта «Развитие творческих способностей средствами музыкально-театрализованной деятельности»…
Этапы реализации проекта….
Методы реализации проекта….
Ожидаемый результат…
Список литературы…
Приложение
Темочки:
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Музыка. Здоровьесберегающие технологии
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Образовательные технологии
- Музыка. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Приложение 1. Пальчиковые музыкальные игры для старшего возраста.
Приложение 2 Дыхательная гимнастика для детей 5-7 лет
Приложение 3. Музыкально подвижные игры
Приложение 4. Валелогические песенки распевки
Приложение 5. Песенно-речевые игры
Приложение 6. Сценарии, досуги и развлечения.
Приложение 7. Консультация для педагогов «О музыкальных способностей детей 5-7 лет»
Приложение 8. Консультация :для родителей: «Музыкально-игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей»
Приложение 9. Консультация для родителей: «Как научить ребенка правильно дышать и петь»
Приложение 10. Мастер класс: «Танцевально-образные игры, для родителей и детей 5-7 лет» …
Приложение 11. Упражнения для ритмопластики для детей старшего возраста
Пояснительная записка
Дошкольное детство – период интенсивного роста и развития организма и повышенной его чувствительности к влияниям природной и социальной среды, в том числе, к профилактическим и оздоровительным мероприятиям, проводимым в детском саду. Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России - первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание.
Здоровье ребенка – это не только отсутствие болезней, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Поэтому оздоровление детей в последние годы становится приоритетным направлением в работе многих ДОУ. Педагоги и медики ищут новые приемы сохранения и укрепления здоровья детей, создают благоприятные условия для их внедрения, основываясь на результатах диагностики состояния здоровья и индивидуальных особенностях каждого ребенка.
Сущность проекта : музыка-это одно из средств физического развития детей. Музыкальное развитие очень важно для любого ребенка. И это совсем не означает, что из малыша с пеленок необходимо растить гениального музыканта, но научить его слушать, понимать музыку, наслаждаться ей - в наших силах. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.
Проект направлен на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.
Проблема: по данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. В школу поступает только несколько процентов абсолютно здоровых первоклассников.
большинство родителей не заботятся в должной мере о здоровье своего ребенка, не прививают ему любви к окружающим его людям, природе и самому себе. Поэтому педагоги дошкольных учреждений, в том числе и музыкальные руководители, можем комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.
Все это определило актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья детей на любом занятии, в том числе и на музыкальном.
Цель:
Организация оздоровительной работы на музыкальных занятиях, сохранение и укрепление психического и физического здоровья воспитанников.
Задачи:
1. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.
2. Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие
каждого ребенка.
3. С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
4. Формировать правильную осанку, гигиенические навыки.
Новизна:
Развитие музыкальных способностей дошкольников и укрепление их здоровья будет более успешным при систематичном использовании на музыкальных занятиях здоровьесберегающих технологий в игровой форме.
Виды деятельности оздоровительной работы в процессе музыкального образования дошкольника
- музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий;
-развлечения и досуги с использованием этих технологий для детей и их родителей;
-музыкально- валеологические занятия;
-музыкотерапия в повседневной жизни дошкольников;
- музыкально- физкультурные развлечения.
Методы и приемы для реализации проекта
- упражнения на развитие дыхания (распевки)
- валелогические песенки
Песенно-речевые игры
- подвижные музыкальные игры
- релаксация
- игровой массаж
- ритмопластика
- музыкальные паузы вне занятий
- пальчиковая гимнастика
-физкультминутки
- игро-танцы
- музыкотерапия
- фонетическая ритмика
- лого ритмика
- утренняя гимнастика
- музыкальные оздоровительны занятия
- музыкальное сопровождение режимных моментов на занятиях.
- совместная музыкальная деятельность родителей и детей (досуги, праздники, развлечения)
- использование антистрессовой гимнастики.
- минуты шалости
Формы взаимодействия с родителями:
- индивидуальные беседы;
- консультации;
- наглядная информация:
- встречи на родительских собраниях, праздниках, открытых занятий.
- проведение мастер класс «Танцевально-образные игры для
родителей и детей 6-7 лет»
Участники проекта: дети старшей разновозрастной группы, музыкальный руководитель, воспитатели, родители.
Тип проекта: музыкально-творческий, долгосрочный.
Срок реализации проекта: 1 год (с сентября 2023г. по май 2024г)
Этапы реализации проекта
I этап – организационно-подготовительный
- изучение ситуации, изучение литературы
- знакомство с новыми здоровьесберегающими технологиями, оценка возможности их применения в музыкальном воспитании
- разработка проекта, знакомство с проектом
- накопление методического материала
- составление плана проведения музыкального занятия с использованием здоровьесберегающих технологий.
- составление примерных схем музыкальных и музыкально-валеологических занятий, включающие в себя здоровьесберегающие технологии.
- приобретение инвентаря
- подготовка развивающей среды
II этап – основной
- создание методических разработок для реализации проекта
-музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий
- развлечения и досуги с использованием этих технологий для детей и их родителей
-музыкально- валеологические занятия.
- музыкотерапия в повседневной жизни дошкольников
- кружок «Карамелька» вокал
-музыкально- физкультурные развлечения
-музыкальные занятия, развлечения, консультации в течение всего периода
-дидактический материал
-консультации для педагогов и родителей.
III этап – заключительный
Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий
План реализации проекта
Планируемые мероприятия
сроки
1 этап – подготовительный (сентябрь - октябрь 2023г.)
Изучение ситуации, изучение литературы.
Сентябрь-2023г.
Разработка проекта, знакомство с проектом
Октябрь20-23г
Составление плана проведения музыкального занятия с использованием здоровьесберегающих технологий.
Составление примерных схем музыкальных и музыкально-валеологических занятий, включающие в себя здоровьесберегающие технологии.
Сентябрь- октябрь 2023г
Октябрь 2023г
Приобретение инвентаря
Октябрь-Ноябрь
2023г
Подготовка развивающей среды Сентябрь-Ноябрь
2023г
2 этап – основной, практический (ноябрь 2023– май 2024г.)
Образовательная деятельность с воспитанниками с ноябрь 2023 - Май 2024г Ноябрь 2023г
Пальчиковые музыкальные игры.
Дыхательная гимнастика.
Валелогические песенки распевки.
Подвижные музыкальные игры Ноябрь-декабрь 2023г
Декабрь 2023г-май 2024г
Песенно-речевые игры Декабрь-2023 май 2024г
Обогащение развивающей среды Декабрь 2023-май 2024г
Совместная музыкальная деятельность родителей и детей (праздники, досуги, развлечения)
Ноябрь 2023г- май 2024г
Работа с педагогами:
Консультации
«О музыкальных способностей детей 5-7 лет»
декабрь 2023г
январь 2024
Взаимодействие с родителями:
Консультация : «Музыкально-игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей»
Декабрь 2023-май 2024г
Консультация «Как научить ребенка правильно дышать и петь» Январь 2024г
3 - этап заключительный (март 2024г. - май 2024г.)
Поделиться опытом с другими педагогами ДОУ детский сад «Чайка».
Провести анализ занятий с позиций здоровьесбережения.
Сделать подборку психогмнастических упражнений для старшего возраста
. Сделать подборку упражнений по ритмопластике для старшего возраста.
Мастер класс «Танцевально-образные игро-танцы, для
родителей и детей» Март 2024
Апрель 2024г
Апрель 2024г
Презентация проекта «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в детском саду»
в ДОУ «Колосок»
Май -2024г
Предполагаемые результаты:
1. Стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка
2. Снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными болезнями)
3. Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей
4. Повышение уровня речевого развития
5. Стабильность физической и умственной работоспособности.
6. Развитие дыхательной системы детей.
7. Улучшение двигательных навыков и качеств (пластичность, координация, ориентирование в пространстве); совершенствование вокальных навыков и умений.
Результаты работы педагога :
1. Сделана подборка :пальчиковых игр для старшего дошкольного возраста., психогимнастических упражнений, упражнений по ритмопластике, дыхательной и артикуляционной гимнастике, музыкально-подвижных игр, пальчиковых музыкальных игр, валелогических песенок распевок.
2. Составлен алгоритм проведения музыкального занятия с использованием здоровьесберегающих технологий. (виды деятельности варьируются в зависимости от плана занятия и настроя детей)
3. Подобран материал для консультаций с воспитателями, родителями, наглядный материал.
4. Проведена совместная музыкальная деятельность родителей и детей (праздники, развлечения, досуги)
5. Результат работы : практическая деятельность мастер класс. «Танцевально-образные игро –танцы, для родителей и детей 5-7 лет»
В проекте использовались программы и методические пособия: по музыкальному воспитанию: «Методика музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугиной, «Праздник каждый день» И. Каплуновой, «Музыкальное воспитание в детском саду» М. Зацепиной, «Музыкальное воспитание дошкольников» О. Радыновой, Программа «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т. Тютюнниковой, Программа «Ритмическая мозаика», «Топ-хлоп, малыши» А. Бурениной; технологии Е. Железновой «Ритмика для малышей», «Пальчиковые игры», «Развивающие музыкальные игры», «Игры для здоровья», Т. Лобановой «развивающие игры, как здоровьесберегающая основа», В. В. Емельянов «Фонопедическое развитие голосового аппарата», Е. А. Алябьева «Коррекционные занятия», А. П. Зарина «Музыка и движения в коррекционной работе»