Приложение МААМ

Мастер-класс для педагогов «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Ирина Бараковская
Мастер-класс для педагогов «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: дать участникам мастер - класса практические знания об опытно – экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста и возможности применения её на практике.

Задачи:

продемонстрировать некоторые виды экспериментирования, которые дают представление о свойствах веществ и их взаимодействии.

сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно – образовательном процессе опытно – экспериментальную деятельность, для развития познавательной активности дошкольников.

Практическая значимость.

Темочки:

Данный мастер – класс может быть интересен и педагогам, использующим экспериментирование в своей работе, возможно, они найдут для себя что-то новое, и не использующим в своей работе экспериментальную деятельность, так как поймут насколько это интересно и увлекательно.

Оборудование.

Пластиковые стаканчики, тарелки, масло подсолнечное, сода, марганец, молоко, восковые мелки, вода, лимонная кислота, пипетки.

Ход мастер-класса

Добрый день уважаемые коллеги. Сегодня вашему вниманию я хочу представить мастер класс по организации детской опытно-экспериментальной деятельности: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

“Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму”.

Китайская пословица

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», - гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», - утверждают педагоги-практики.

Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. Мир открывается им через опыт их личных ощущений, действий, переживаний.

В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (Почему? Зачем? Как? Что будет, почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями.

Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

По определению Н. Н. Подьякова детское экспериментирование - это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и знаний.

Детское экспериментирование – это детская деятельность, в результате которой ребенок самостоятельно или под незаметным для него руководством взрослого делает для себя открытие. Знания, не рассказанные воспитателем, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Я хочу сегодня показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми. Основное содержание данных исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений:

О свойствах веществ.

О взаимодействии веществ.

Дети очень любят играть, поэтому я решила все опыты показать в виде игры – циркового представления. Считаю это эффективным методом, потому что детям легче воспринимать и понимать новую информацию в игровой форме.

Приглашаю поиграть со мной всех участников нашего мастер-класса

(Звучит музыка «Цирк»)

Внимание! Внимание! Только сегодня на арене нашего цирка выступит клоун-фокусник.

Зал, ахнув, замирает, зачарован…

Там, на арене фокусник-клоун.

Он, наверное, с другой планеты,

Раз творит такие чудеса.

Никому не говорит секреты,

Он, как настоящий чародей.

Рядом с ним никто не знает скуки,

Так как у него полно идей.

Клоун: Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки!

А любите ли вы фокусы? Ну тогда слушайте и смотрите!

Выставляет на стол, накрытые салфеткой, два стаканчика один с чистой водой, в другом перекись водорода, предлагает отгадать загадки.

А умеете ли вы отгадывать загадки? Вот я сейчас и проверю.

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу!

Что это? (Вода)

Правильно это вода!

А давайте вспомним свойства воды.

Задаёт детям вопросы о свойствах воды.

Какая бывает вода? (жидкая, в виде льда и в виде пара)

Имеет ли вода запах? (Вода не имеет запаха)

Имеет ли вода форму? (Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита)

Имеет ли вода вкус? (вода безвкусна)

Имеет ли вода цвет? (вода прозрачная)

Опыт №1

А теперь – фокус!

В стакан с водой я добавлю несколько кристалликов этого чёрного порошка, и вода становится…

Клоун растворяет в воде кристаллики марганцовки, дети любуются, завороженные этим

Какого цвета получился раствор? (Дети: розовый).

А теперь в этот розовый раствор я добавлю прозрачную жидкость, похожую на воду (Клоун добавляет пипеткой в раствор немного уксуса+перекиси водорода) и жидкость становится прозрачной.

Не всегда в воде получается тот цвет, какой мы ожидаем увидеть. Некоторые вещества, соединяясь в воде, реагируют особым образом. Так, прозрачная жидкость – перекись водорода, попав в загрязнённую - окрашенную воду стала её очищать. Поэтому, когда вы летом разбиваете себе коленки вам обрабатывают их этой прозрачной жидкостью, чтобы уничтожить всех микробов.

Опыт №2 «Может ли вода течь вверх»

Клоун: как вы думаете может ли вода течь вверх? (ответы).

А хотите стать фокусниками и попробовать провести такой фокус?

1. Взять 2 стакана с водой.

2. Бумажное полотенце или салфетка.

3. Фломастеры (раскрасить с двух сторон салфетку в цвета радуги)

4. Опустить концы салфетки в стаканы.

Вывод: вода поднимается вверх.

Опыт №3 «Домашний вулкан»

Ну, а теперь следующий фокус!

Для этого фокуса нам понадобится:

Лимонная кислота

Пищевой краситель (гуашь)

Тёплая вода

Моющее средство

Сода

Давайте попробуем вместе сделать этот фокус!

Берём стакан и насыпаем в него лимонную кислоту+краситель (перемешиваем, +тёплая вода+ моющее средство+сода.

Какие вы можете сделать выводы по завершении нашего фокуса. Выводы:

Опыт №4. Занимательный и простой опыт.

Нам понадобится:

Стакан

Вода

Растительное масло

Красители (гуашь)

Соль

В стакан наливаем воду+раст. масло+пищевые красители+соль

Почему так происходит? Масло легче воды, поэтому сразу всплывает на поверхность. Но соль тяжелее масла, и если её добавить, она осядет на дно. Когда соль распадается, частицы масла поднимаются наверх.

Опыт №5.Восковые мелки+вода горячая

Вы задумывались, почему планеты и звёзды имеют форму шара?

Если объяснять детям что шар – это геометрическое тело у которой при наибольшем объёме имеется наименьшая площадь поверхности и т. д. то дети могут не понять это объяснение.

Можно продемонстрировать это эксперимент, сделав маленькие шарики из мелков.

Нам понадобится горячая вода и восковые мелки. Воск плавится от высокой температуры и становится жидким. Те частицы воска, которые окажутся в воде, приобретут форму шара.

Опыт № 6

Клоун: а на прощание я хочу научить одному увлекательному интересному и красивому фокусу

Для этого нам понадобится молоко, ватный диск и фломастеры.

Раскрашиваем ватный диск фломастерами и опускаем его в молоко.

На этом наше цирковое представление заканчивается, а путешествие в мир опытов и экспериментов нет.

Наблюдайте за миром вокруг, задавайте вопросы и задавайтесь вопросами, экспериментируйте и открывайте законы природы и мироздания! До новых встреч, друзья! (Звучит музыка клоун уходит)

В заключении хочу сказать, что экспериментирование можно включать в любые виды детской деятельности, не только в познании окружающего мира, но и в математике, и рисование, лепке.

Правильно организованная экспериментальная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. При этом ребенок выступает как исследователь.

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников » из опыта работы Тема моего педагогического опыта «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности.

Детское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольниковДетское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольников ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем.

Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста» Детское экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
Опубликовано: 28 января 2025 в 21:05
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Бараковская (УИ 1711048) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
01 февраля 2025 суббота
Последний месяц зимушки — февраль.
02 февраля 2025 воскресенье
Вот ёжик — ни головы, ни ножек!
Победа в Сталинградской битве!
Знакомимся с таинственным миром болот!
*



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД