Ирина Бараковская
Мастер-класс для педагогов «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: дать участникам мастер - класса практические знания об опытно – экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста и возможности применения её на практике.
Задачи:
продемонстрировать некоторые виды экспериментирования, которые дают представление о свойствах веществ и их взаимодействии.
сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно – образовательном процессе опытно – экспериментальную деятельность, для развития познавательной активности дошкольников.
Практическая значимость.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Экспериментирование. Консультации для педагогов
- Экспериментирование. Мастер-классы для педагогов
- Темочки
Данный мастер – класс может быть интересен и педагогам, использующим экспериментирование в своей работе, возможно, они найдут для себя что-то новое, и не использующим в своей работе экспериментальную деятельность, так как поймут насколько это интересно и увлекательно.
Оборудование.
Пластиковые стаканчики, тарелки, масло подсолнечное, сода, марганец, молоко, восковые мелки, вода, лимонная кислота, пипетки.
Ход мастер-класса
Добрый день уважаемые коллеги. Сегодня вашему вниманию я хочу представить мастер класс по организации детской опытно-экспериментальной деятельности: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
“Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму”.
Китайская пословица
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», - гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», - утверждают педагоги-практики.
Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. Мир открывается им через опыт их личных ощущений, действий, переживаний.
В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (Почему? Зачем? Как? Что будет, почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями.
Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
По определению Н. Н. Подьякова детское экспериментирование - это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и знаний.
Детское экспериментирование – это детская деятельность, в результате которой ребенок самостоятельно или под незаметным для него руководством взрослого делает для себя открытие. Знания, не рассказанные воспитателем, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Я хочу сегодня показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми. Основное содержание данных исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений:
О свойствах веществ.
О взаимодействии веществ.
Дети очень любят играть, поэтому я решила все опыты показать в виде игры – циркового представления. Считаю это эффективным методом, потому что детям легче воспринимать и понимать новую информацию в игровой форме.
Приглашаю поиграть со мной всех участников нашего мастер-класса
(Звучит музыка «Цирк»)
Внимание! Внимание! Только сегодня на арене нашего цирка выступит клоун-фокусник.
Зал, ахнув, замирает, зачарован…
Там, на арене фокусник-клоун.
Он, наверное, с другой планеты,
Раз творит такие чудеса.
Никому не говорит секреты,
Он, как настоящий чародей.
Рядом с ним никто не знает скуки,
Так как у него полно идей.
Клоун: Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки!
А любите ли вы фокусы? Ну тогда слушайте и смотрите!
Выставляет на стол, накрытые салфеткой, два стаканчика один с чистой водой, в другом перекись водорода, предлагает отгадать загадки.
А умеете ли вы отгадывать загадки? Вот я сейчас и проверю.
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
Что это? (Вода)
Правильно это вода!
А давайте вспомним свойства воды.
Задаёт детям вопросы о свойствах воды.
Какая бывает вода? (жидкая, в виде льда и в виде пара)
Имеет ли вода запах? (Вода не имеет запаха)
Имеет ли вода форму? (Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита)
Имеет ли вода вкус? (вода безвкусна)
Имеет ли вода цвет? (вода прозрачная)
Опыт №1
А теперь – фокус!
В стакан с водой я добавлю несколько кристалликов этого чёрного порошка, и вода становится…
Клоун растворяет в воде кристаллики марганцовки, дети любуются, завороженные этим
Какого цвета получился раствор? (Дети: розовый).
А теперь в этот розовый раствор я добавлю прозрачную жидкость, похожую на воду (Клоун добавляет пипеткой в раствор немного уксуса+перекиси водорода) и жидкость становится прозрачной.
Не всегда в воде получается тот цвет, какой мы ожидаем увидеть. Некоторые вещества, соединяясь в воде, реагируют особым образом. Так, прозрачная жидкость – перекись водорода, попав в загрязнённую - окрашенную воду стала её очищать. Поэтому, когда вы летом разбиваете себе коленки вам обрабатывают их этой прозрачной жидкостью, чтобы уничтожить всех микробов.
Опыт №2 «Может ли вода течь вверх»
Клоун: как вы думаете может ли вода течь вверх? (ответы).
А хотите стать фокусниками и попробовать провести такой фокус?
1. Взять 2 стакана с водой.
2. Бумажное полотенце или салфетка.
3. Фломастеры (раскрасить с двух сторон салфетку в цвета радуги)
4. Опустить концы салфетки в стаканы.
Вывод: вода поднимается вверх.
Опыт №3 «Домашний вулкан»
Ну, а теперь следующий фокус!
Для этого фокуса нам понадобится:
Лимонная кислота
Пищевой краситель (гуашь)
Тёплая вода
Моющее средство
Сода
Давайте попробуем вместе сделать этот фокус!
Берём стакан и насыпаем в него лимонную кислоту+краситель (перемешиваем, +тёплая вода+ моющее средство+сода.
Какие вы можете сделать выводы по завершении нашего фокуса. Выводы:
Опыт №4. Занимательный и простой опыт.
Нам понадобится:
Стакан
Вода
Растительное масло
Красители (гуашь)
Соль
В стакан наливаем воду+раст. масло+пищевые красители+соль
Почему так происходит? Масло легче воды, поэтому сразу всплывает на поверхность. Но соль тяжелее масла, и если её добавить, она осядет на дно. Когда соль распадается, частицы масла поднимаются наверх.
Опыт №5.Восковые мелки+вода горячая
Вы задумывались, почему планеты и звёзды имеют форму шара?
Если объяснять детям что шар – это геометрическое тело у которой при наибольшем объёме имеется наименьшая площадь поверхности и т. д. то дети могут не понять это объяснение.
Можно продемонстрировать это эксперимент, сделав маленькие шарики из мелков.
Нам понадобится горячая вода и восковые мелки. Воск плавится от высокой температуры и становится жидким. Те частицы воска, которые окажутся в воде, приобретут форму шара.
Опыт № 6
Клоун: а на прощание я хочу научить одному увлекательному интересному и красивому фокусу
Для этого нам понадобится молоко, ватный диск и фломастеры.
Раскрашиваем ватный диск фломастерами и опускаем его в молоко.
На этом наше цирковое представление заканчивается, а путешествие в мир опытов и экспериментов нет.
Наблюдайте за миром вокруг, задавайте вопросы и задавайтесь вопросами, экспериментируйте и открывайте законы природы и мироздания! До новых встреч, друзья! (Звучит музыка клоун уходит)
В заключении хочу сказать, что экспериментирование можно включать в любые виды детской деятельности, не только в познании окружающего мира, но и в математике, и рисование, лепке.
Правильно организованная экспериментальная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. При этом ребенок выступает как исследователь.