Лучший педагог года

Мастер-класс для педагогов «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Ирина Бараковская
Мастер-класс для педагогов «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: дать участникам мастер - класса практические знания об опытно – экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста и возможности применения её на практике.

Задачи:

продемонстрировать некоторые виды экспериментирования, которые дают представление о свойствах веществ и их взаимодействии.

сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно – образовательном процессе опытно – экспериментальную деятельность, для развития познавательной активности дошкольников.

Практическая значимость.

Темочки:

Данный мастер – класс может быть интересен и педагогам, использующим экспериментирование в своей работе, возможно, они найдут для себя что-то новое, и не использующим в своей работе экспериментальную деятельность, так как поймут насколько это интересно и увлекательно.

Оборудование.

Пластиковые стаканчики, тарелки, масло подсолнечное, сода, марганец, молоко, восковые мелки, вода, лимонная кислота, пипетки.

Ход мастер-класса

Добрый день уважаемые коллеги. Сегодня вашему вниманию я хочу представить мастер класс по организации детской опытно-экспериментальной деятельности: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

“Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму”.

Китайская пословица

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», - гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», - утверждают педагоги-практики.

Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. Мир открывается им через опыт их личных ощущений, действий, переживаний.

В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (Почему? Зачем? Как? Что будет, почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями.

Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

По определению Н. Н. Подьякова детское экспериментирование - это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и знаний.

Детское экспериментирование – это детская деятельность, в результате которой ребенок самостоятельно или под незаметным для него руководством взрослого делает для себя открытие. Знания, не рассказанные воспитателем, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Я хочу сегодня показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми. Основное содержание данных исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений:

О свойствах веществ.

О взаимодействии веществ.

Дети очень любят играть, поэтому я решила все опыты показать в виде игры – циркового представления. Считаю это эффективным методом, потому что детям легче воспринимать и понимать новую информацию в игровой форме.

Приглашаю поиграть со мной всех участников нашего мастер-класса

(Звучит музыка «Цирк»)

Внимание! Внимание! Только сегодня на арене нашего цирка выступит клоун-фокусник.

Зал, ахнув, замирает, зачарован…

Там, на арене фокусник-клоун.

Он, наверное, с другой планеты,

Раз творит такие чудеса.

Никому не говорит секреты,

Он, как настоящий чародей.

Рядом с ним никто не знает скуки,

Так как у него полно идей.

Клоун: Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки!

А любите ли вы фокусы? Ну тогда слушайте и смотрите!

Выставляет на стол, накрытые салфеткой, два стаканчика один с чистой водой, в другом перекись водорода, предлагает отгадать загадки.

А умеете ли вы отгадывать загадки? Вот я сейчас и проверю.

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу!

Что это? (Вода)

Правильно это вода!

А давайте вспомним свойства воды.

Задаёт детям вопросы о свойствах воды.

Какая бывает вода? (жидкая, в виде льда и в виде пара)

Имеет ли вода запах? (Вода не имеет запаха)

Имеет ли вода форму? (Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита)

Имеет ли вода вкус? (вода безвкусна)

Имеет ли вода цвет? (вода прозрачная)

Опыт №1

А теперь – фокус!

В стакан с водой я добавлю несколько кристалликов этого чёрного порошка, и вода становится…

Клоун растворяет в воде кристаллики марганцовки, дети любуются, завороженные этим

Какого цвета получился раствор? (Дети: розовый).

А теперь в этот розовый раствор я добавлю прозрачную жидкость, похожую на воду (Клоун добавляет пипеткой в раствор немного уксуса+перекиси водорода) и жидкость становится прозрачной.

Не всегда в воде получается тот цвет, какой мы ожидаем увидеть. Некоторые вещества, соединяясь в воде, реагируют особым образом. Так, прозрачная жидкость – перекись водорода, попав в загрязнённую - окрашенную воду стала её очищать. Поэтому, когда вы летом разбиваете себе коленки вам обрабатывают их этой прозрачной жидкостью, чтобы уничтожить всех микробов.

Опыт №2 «Может ли вода течь вверх»

Клоун: как вы думаете может ли вода течь вверх? (ответы).

А хотите стать фокусниками и попробовать провести такой фокус?

1. Взять 2 стакана с водой.

2. Бумажное полотенце или салфетка.

3. Фломастеры (раскрасить с двух сторон салфетку в цвета радуги)

4. Опустить концы салфетки в стаканы.

Вывод: вода поднимается вверх.

Опыт №3 «Домашний вулкан»

Ну, а теперь следующий фокус!

Для этого фокуса нам понадобится:

Лимонная кислота

Пищевой краситель (гуашь)

Тёплая вода

Моющее средство

Сода

Давайте попробуем вместе сделать этот фокус!

Берём стакан и насыпаем в него лимонную кислоту+краситель (перемешиваем, +тёплая вода+ моющее средство+сода.

Какие вы можете сделать выводы по завершении нашего фокуса. Выводы:

Опыт №4. Занимательный и простой опыт.

Нам понадобится:

Стакан

Вода

Растительное масло

Красители (гуашь)

Соль

В стакан наливаем воду+раст. масло+пищевые красители+соль

Почему так происходит? Масло легче воды, поэтому сразу всплывает на поверхность. Но соль тяжелее масла, и если её добавить, она осядет на дно. Когда соль распадается, частицы масла поднимаются наверх.

Опыт №5.Восковые мелки+вода горячая

Вы задумывались, почему планеты и звёзды имеют форму шара?

Если объяснять детям что шар – это геометрическое тело у которой при наибольшем объёме имеется наименьшая площадь поверхности и т. д. то дети могут не понять это объяснение.

Можно продемонстрировать это эксперимент, сделав маленькие шарики из мелков.

Нам понадобится горячая вода и восковые мелки. Воск плавится от высокой температуры и становится жидким. Те частицы воска, которые окажутся в воде, приобретут форму шара.

Опыт № 6

Клоун: а на прощание я хочу научить одному увлекательному интересному и красивому фокусу

Для этого нам понадобится молоко, ватный диск и фломастеры.

Раскрашиваем ватный диск фломастерами и опускаем его в молоко.

На этом наше цирковое представление заканчивается, а путешествие в мир опытов и экспериментов нет.

Наблюдайте за миром вокруг, задавайте вопросы и задавайтесь вопросами, экспериментируйте и открывайте законы природы и мироздания! До новых встреч, друзья! (Звучит музыка клоун уходит)

В заключении хочу сказать, что экспериментирование можно включать в любые виды детской деятельности, не только в познании окружающего мира, но и в математике, и рисование, лепке.

Правильно организованная экспериментальная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. При этом ребенок выступает как исследователь.

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников » из опыта работы Тема моего педагогического опыта «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности.

Детское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольниковДетское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольников ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем.

Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста» Детское экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
Опубликовано: 28 января 2025 в 21:05
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Бараковская (УИ 1711048) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
05 марта 2025 среда
Встречаем первый месяц весны!
Проводим день без гаджетов!
06 марта 2025 четверг



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД