Ольга Мамонова
«Носы каждые нужны, носы каждые важны». Конспект познавательного занятия для детей старшей группы, органы дыхания
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
познакомить детей с органами дыхания человека и некоторых животных.
Задачи:
• углублять представления о многообразии живых существ, населяющих нашу планету;
• развивать способность к суждениям;
• воспитывать любовь к животным.
Оборудование:
иллюстрации «Звездонос», «Сайгак», «Слон», «Утконос»; книга Р. Киплинга «Лучшие сказки для детей»; распечатки с животными, на каждого ребенка.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Органы дыхания, лёгкие
- Старшая группа
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Темочки
Ход занятия
Педагог:
На лице он выдается,
Не в свои дела суется,
Но сопеть и нюхать тоже
С удовольствием он может (Нос.)
Нос, ребята, важный орган. Он одновременно и фильтр, и печка. Внутри носа находится множество ресничек, к ним, словно муха к липкой бумаге, прилипают частички пыли и грязи, которые содержатся в воздухе. Так нос оберегает легкие, чтобы в них не попадала грязь и микробы. Нос также согревает холодный воздух, чтобы дыхательные пути не переохлаждались. Вот почему так важно дышать носом.
Педагог: Нос нужен не только человеку, но и животным. И сегодня мы поговорим о носах разных представителей животного царства.
Крот звездонос, или звездорыл, получивший это название за свой примечательный нос. Нос крота состоит из 22 подвижных отростков, образующих вокруг ноздрей «звездочку». Сам же звездонос размером примерно с европейского крота. Нос звездоноса - это не украшение, а особый высокочувствительный орган, который заменяет кроту полноценное зрение и, вероятно, является самым высокоразвитым органом осязания среди млекопитающих.
Звездоносы обитают в Северной Америки, в заболоченных местах, прилегающих к водоемам. Они роют обширные системы туннелей на глубине 3-60 см и редко выходят на поверхность. Добывают пищу в иле или в воде. Питаются беспозвоночными: как мелкими насекомыми, так и дождевыми червями.
На ощупь нос утконоса напоминает резину и совершенно не похож на клюв птицы. Кожа на нем мягкая и покрыта чувствительными клетками. Это помогает утконосам находить пищу в условиях низкой видимости. В процессе кормежки зверек поднимает ил со дна и быстро выискивает в нем червей, моллюсков и личинок. Но есть добычу сразу утконосы не могут, поскольку они не способны жевать под водой. Чтобы справиться с этой задачей, зверек складывает добычу в защечные мешки и уже на суше спокойно ее пережевывает.
У сайгака большой выпуклый нос с направленными вниз ноздрями.
Нос содержит ряд камер со слизистыми железами для обогрева и увлажнения. Это помогает вдыхать холодный и сухой воздух.
Нос также спасает во время мощных пылевых бурь - не забивается песчинками.
Сайгаки - древние животные, которые существовали еще во времена мамонтов и шерстистых носорогов. Но только те вымерли к концу ледникового периода, а сайгаки сумели приспособиться к новому климату и выжить.
Но сейчас их осталось крайне мало - около 50 тысяч особей, которые, в основном, живут в степях Казахстана и Узбекистана, забегая на территории России и Монголии.
Хобот слона представляет собой верхнюю губу, сросшуюся в результате эволюции с носом. Таким образом, у слонов получился достаточно гибкий и длинный нос, состоящий из 500 разнообразных мышц.
Ноздри, как и у людей, разделены на два канала по всей длине. А на кончике хобота расположились небольшие, но очень сильные мышцы, которые служат слону как пальцы. С их помощью слон сможет почувствовать и поднять небольшую пуговицу или другой мелкий предмет.
Слон отличается от остальных млекопитающих тем, что употребляет еду преимущественно своим носом, которым он ее и добывает. Именно от вида слона зависит рацион питания этого животного. Поскольку слон – это млекопитающее, то и питается он в основном растениями, овощами и фруктами.
Обычно животное черпает воду хоботом и поглощает ее в объеме 150 литров в сутки. В засуху, чтобы утолить жажду, слоны способны своими бивнями вырывать ямы глубиной до одного метра в поисках грунтовой воды и пить ее, черпая хоботом.
В условиях дикой природы, помимо бивней, слон использует для защиты и свой хобот. Благодаря гибкости органа, животное может отразить удары с любой стороны, а количество мышц в хоботе придают ему огромную силу.
Далее педагог читает отрывки из сказки Редьярда Киплинга «Слоненок». Обсуждает прочитанное с детьми.
Педагог: Ребята, а сейчас, я предлагаю вам выполнить небольшое задание.
Рисование «Чей нос лучше»
Перед детьми изображения звездоноса, сайгака, слона и утконоса. Животным нужно дорисотвать нос и раскрасить их.
Педагог: Ребята, скажите, а чей нос вам понравился больше всего? Какой же нос самый нужный? (Ответы детей. )
Детей нужно подвести к выводу о том, что для того или иного животного свой нос - самый подходящий орган (местообитание пищевой рацион и форма, размер носа связаны).