Надежда Ким
Конспект занятия по речевом развитию в старшей группе «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» с использованием мнемотехники»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ОО «Речевое развитие в старшей группе «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик»» (с использованием мнемотехники)
Цель: Создание условий для развития связной речи детей.
Публикация «Конспект занятия по речевом развитию в старшей группе „Пересказ сказки В, Сутеева „Кораблик“ с использованием мнемотехники“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Сутеев В.Г.
- «Кораблик», Сутеев
- Темочки
Программные задачи: познакомить детей со сказкой В. Сутеева «Кораблик», учить отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, связно рассказывать сказку, используя мнемотаблицу, соблюдать композицию сказки, выразительно передавать диалоги персонажей; учить понимать и объяснять смысл поговорок; подбирать и называть слова антонимы, развивать умение отгадывать загадки, фантазировать; развивать воображение, речь, мышление, память, моторику пальцев рук. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, умение работать в коллективе.
Словарная работа: сапоги – скороходы, ореховая скорлупа.
Оборудование и материалы: сундучок с корабликом, ковер – самолет, картинки – раскраски, магнитная доска, мнемотаблица сказки «Кораблик», ноутбук, экран, проектор, презентация, смайлики, указка.
Предполагаемый результат: познакомить с новым произведением, научить пересказывать сказку В. Сутеева «Кораблик», используя мнемотаблицу, вызвать интерес и желание взаимодействовать с педагогом и сверстниками в совместной деятельности.
Интеграция образовательных областей: «речевое развитие», «художественно – эстетическое развитие», «социально – коммуникативное развитие», «физическое развитие», «познавательное развитие».
Ход занятия
(Под музыку из заставки к передачи «В гостях у сказки» дети заходят в музыкальный зал)
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся с гостями.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие, а куда вы скоро узнаете!
(Звучит музыка из заставки к передачи «В гостях у сказки» воспитатель произносит слова)
Сказка в двери к нам стучится,
Скажем сказке : «Заходи»,
Это присказка, ребята,
Сказка будет впереди
(Заходит Сказочница)
Сказочница : Здравствуйте, ребята. Я – сказочница, я хочу пригласить вас в Страну Сказок. Но чтобы попасть в сказку, вам нужно получить пропуск, как в театр. А дают этот пропуск герои волшебных сказок. Угадайте их и назовите сказку!
Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка. (Дюймовочка)
Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
Лечит меленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои гладит
Добрый доктор… (Айболит)
Я от дедушки ушёл.
Я от бабушки ушёл,
Скоро и к вам приду. (Колобок)
В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил. (Красная шапочка)
Кто в корзине Машу нес,
Кто садился на пенек
И хотел съесть пирожок?
Кто же это был? (Медведь)
Сказочница : Молодцы, ребята. Вы справились с моим заданием. Увидимся с вами в сказочной стране. Эта страна волшебная и путь в неё не близкий. Счастливого пути в страну Сказок. (Сказочница уходит)
Воспитатель: Ребята, в страну Сказок можно отправиться только на сказочном транспортном средстве. Какой сказочный транспорт вы знаете? (Ответы детей)
Воспитатель: Посмотрите на экран и назовите сказочные транспортные средства (На печи, на метле, в ступе, на ковре – самолете, в сапогах - скороходах и т. д.)
Воспитатель: Что такое сапоги – скороходы? (Волшебная обувь, которая дает способность передвигаться с большой скоростью)
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отправится в страну Сказок на ковре самолете.
(Воспитатель встает посередине ковра, дети берутся за края ковра и под музыку делают круг)
Воспитатель: Где мы с вами, вы узнали?
В страну сказок мы попали!
(Заходит Сказочница и отдает волшебный сундучок)
Сказочница : Ребята, этот волшебный сундучок познакомит вас с новой сказкой.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что же в нем за сказка спряталась?
(Открывает его и находит кораблик из ореховой скорлупы, листика, соломинки).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой необычный кораблик, из чего он сделан? (Дети отвечаю)
Воспитатель: Что такое ореховая скорлупа? (Это твердая оболочка ореха)
Воспитатель: Ребята, это кораблик из сказки Владимира Сутеева «Кораблик». Хотите я вам ее расскажу. Сядьте поудобнее и послушайте.
(Воспитатель рассказывает сказку, а иллюстрации по ходу сказки появляются на экране.)
Воспитатель: Как называется сказка? (Сказка называется «Кораблик»)
Воспитатель: О ком рассказывается в этой сказке? (В этой сказке рассказывается о Лягушонке, Цыпленке, Мышонке, Муравье и Жучке).
Воспитатель: Что придумали друзья? (Друзья построили кораблик)
Воспитатель: Как они строили кораблик? (Цыпленок принес листочек, мышонок ореховую скорлупу, муравей соломинку, а жучок – веревочку. В скорлупу воткнули соломинку, листок веревочкой привязали)
Воспитатель: Чем закончилась сказка? Какими слова? (Друзья сели на кораблик и поплыли. И не догонишь.)
Воспитатель: Каким показан лягушонок в этой сказке? (Лягушонок показан хвастливым, насмешливым, озорным)
Воспитатель: А его друзья? (Друзья смелые, находчивые, трудолюбивые, дружные.)
Воспитатель: Как вы понимаете, что означает поговорка «Один за всех – и все за одного»?
Воспитатель: В сказке «Кораблик» про кого можно сказать – «Один за всех – и все за одного»(Дети перечисляют героев)
Воспитатель: А к лягушонку подходит эта поговорка, как вы думаете? Почему не подходит, объясните. (Лягушонок не помогал друзьям, смеялся над ними.)
Воспитатель: Послушайте еще раз эту сказку. Сказочница после моего рассказа сказки поможет стать сказочниками, а я помогу вам рассказать эту сказку по волшебным подсказкам.
(После рассказа, воспитатель предлагает детям рассказать сказку, Сказочница одевает на голову ребенка колпачок. Сказку рассказывают 2- 3 ребенка.)
Динамическая пауза (под музыку)
Ветер по морю гуляет (Руки наверху раскачиваем, ноги очереди сгибаем)
И кораблик подгоняет (Дуем)
Он бежит себе в волнах (Руки на пояс и легкий бег)
на раздутых парусах
Начался вдруг сильный (Сильно раскачиваем руками и делаем круговые
шторм, движения с поднятыми руками)
Прогремел на небе гром.
Наш кораблик закачался, (Руки в стороны прямые, ноги врозь, качаемся
будто сейчас упадем)
Вверх с волной сперва (Руки волнообразно поднимаем вверх, вправо,
умчался, влево)
А потом упал он вниз. (Сели)
Вверх – вниз, вверх – вниз (Приседаем)
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Какая сказка спряталась?»
(Дети расшифровывают мнемотаблицу и называют сказку)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы знаете сказки, а сейчас дополните названия сказочных героев Сивка…. Гуси …. Кот…. Аленький …. Снежная…. Красная…. Золотой…. Баба…. Избушка….
Пальчиковая гимнастика
1,2,3,4,5, сжимаем, разжимаем пальцы
Сказки детям надо знать соединяем поочередно пальцы с большим
О козлятах, теремке пальцем руки
Об избушке, пауке,
Ступе, бабушке Яге
И конечно доброте. Дети хлопают в ладоши.
Воспитатель: Ребята, давайте подружим наших героев сказки и отправим их вместе в путешествие. Что должен был сделать лягушонок, чтобы не поссорится с друзьями? А как теперь исправить ситуацию? (Попросить прощение.)
Воспитатель: Научите лягушонка просить прощение.
Игра «Я бы сказал….»
Варианты ответов детей: извините; простите меня; я был не прав, пожалуйста, извините меня; я понял, что был не прав, я больше так не буду.
Воспитатель: Сказочница спасибо за такое волшебное путешествие. А нам с вами пора возвращаться в детский сад. Занимайте места в ковре – самолете и в путь! До свидание!
«Наш ковер по небу мчится,
В детский сад чтоб возвратиться».
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, вам понравилось путешествие?
Где мы с вами побывали?
Что за сказку вы узнали?
Воспитатель: Ребята, какое у вас настроение?
Если настроение у вас хорошее, вы справились со всеми заданиями выберите смайлики с хорошим настроение, если вы испытали затруднения и у вас немного испортилось настроение, выберите смайлики грустные. Мы с вами обязательно встретимся и узнаем новые сказки.
Воспитатель: На память о нашем путешествии, я хочу подарить вам эти картины с изображением сказочных героев, дорисуйте их.
(Воспитатель раздает детям раскраски с изображением героев сказки).