наталия колмыкова
Конспект ОД в старшей группе по речевому развитию с применением мнемотехники «Пересказ рассказа Е. И. Чарушина «Еж»
▼ Скачать + Заказать документы
Пересказ рассказа Е. И. Чарушина "Еж".
Цель: Формирование умения связно пересказывать короткий литературный текст с использованием мнемосхемы.
Задачи:
I. Образовательные:
- Формировать навык отвечать на вопросы фразой из 3 - 4 слов, объединять фразы в короткий рассказ из 4-5 предложений;
- Упражнять в согласовании существительных в косвенных падежах.
II. Воспитательные:
- Воспитывать культуру общения;
Публикация «Конспект ОД в старшей группе по речевому развитию с применением мнемотехники „Пересказ рассказа Е, И, Чарушина „Еж“» размещена в разделах
- Еж, ежик. Конспекты занятий, НОД
- Еж, ежик. Чтение, пересказ
- Еж, ёжики. Все о ежах для детей
- Еж, ёжики. Сказки, стихи, детская литература
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Чарушин Е.И.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2023
- Воспитывать интерес к рассказам про животных.
III. Развивающие :
- Создавать условия для развития логического мышления, внимания, сообразительности.
Виды детской деятельности: Коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, восприятие художественной литературы.
Планируемый результат: Пересказ детьми короткого рассказа с использованием мнемосхемы.
Материал и оборудование: портрет детского писателя Е. И. Чарушина, иллюстрации к рассказам писателя, мнемотаблица к чистоговорке, мнемосхема к рассказу, альбомные листы с изображением ежика без иголок, гуашь, вилка одноразовая, влажные салфетки.
Предварительная работа:
- Чтение рассказов, рассматривание иллюстраций из книги Е. Чарушина.
- Изучение темы «Дикие животные».
- Продуктивная деятельность (рисование по теме «Еж».)
Ход ОД:
1. Организационный момент.
Эмоциональный настрой.
Посмотрите, ребята к нам на занятие пришли гости. Давайте их поприветствуем.
Дети. Здравствуйте!
Воспитатель.
В нашем садике родном,
Очень весело живём!
Мы играем, мы считаем,
И дружить не забываем!
Очень любим мы гостей,
Жить нам с ними веселей!
2. Воспитатель: Сядьте рядышком друг с другом, словно месяц - полукругом.
Ребята, сегодня я хочу прочитать вам рассказ известного детского писателя Е. И. Чарушина (портрет, немного о писателе). Чтобы узнать о каком зверьке будет рассказ нужно отгадать загадку, только дослушайте до конца, будьте внимательны!
Этот маленький зверёк
Не лисица, не хорёк,
Любит кушать он мышат,
Червяков и лягушат.
Каждый год в своей норе
Спать ложится в ноябре.
Победить змею он может!
Он в колючках… Это –
Дети: ёжик.
Воспитатель: Какие вы у меня молодцы!
– Зачем у ежа на спине иголки? (Еж иголками защищается от врагов)
- Как еж спасается от врагов? (Еж сворачивается шариком, выставляет иголки, если дотронешься до иголок ежа, то можно больно уколоться)
- Что ест ежик? (Еж ест мышей, жуков, червяков, молоко.)
3. Дыхательное и имитационное упражнение «Ежик».
Давайте мы с вами на минутку превратимся в ежей.
-Покажите, как ежик сердится, пыхтит. Дети хмурят брови и произносят звукосочетания «пых-пых-пых».
-Когда ежик ищет еду, он морщит носик и фыркает. Дети, подражая воспитателю,морщат носик и прикусывают нижнюю губу, произносят звук «ф-ф-ф».
-Ежик надувает и сдувает щеки. Дети надувают щеки, затем делают выдох с призвуком «пу-у-у».
-Ёжик устал - выдох горлышком с призвуком «ха-а-а».
4. Кто помнит, что такое ЧИСТОГОВОРКА? От слова чисто говорю. А давайте с вами поговорим чисто с помощью мнемотаблицы :
Жаба в луже сидела,
на жука смотрела.
Жук жужжал, жужжал, жужжал
и на ужин к ней попал.
5. Чтение рассказа.
А сейчас я вам прочитаю рассказ детского писателя Евгения Ивановича Чарушина.
Рассказ называется «Еж».
Слушайте внимательно, для того, что бы потом вы смогли рассказать мне, нашим гостям, своим друзьям, родителям этот рассказ :
Ходили ребята по лесу, нашли под кустом ежа. Он там со страху шариком свернулся. Попробуй-ка возьми его руками - везде иголки торчат. Закатали ежа в шапку и домой принесли. Положили на пол, поставили молочка в поддонничке. А еж лежит шариком и не шевелится. Вот он час лежал и еще целый час. Потом вылез из колючек черный ежиный носик и задвигался. Чем это вкусным пахнет? Развернулся еж, увидел молоко и стал его есть. Поел и снова шариком свернулся. А потом ребята другим чем-то занялись, зазевались - ежик и удрал к себе обратно в лес.
6. Беседа по содержанию.
Развитие диалогической речи. Дети отвечают полным предложением.
- Куда пошли ребята? (Ребята пошли в лес)
- Кого они нашли? (Они нашли ежа)
-Где сидел ежик? (Ежик сидел под кустом)
- Что сделал ежик от страха? (Он со страху шариком свернулся)
-Можно было взять ежика голыми руками? (Нельзя, можно уколоться)
-Почему они не укололись? (Они закатили ежа в шапку)
-Куда дети принесли ежа? (Дети принесли ежа домой)
-Что они ему дали? (Ребята дали ему молока)
-Что было дальше? (Ежик развернулся, начал есть молоко, а потом убежал в лес.)
7. Физминутка «Звериная зарядка»
Раз - присядка, два – прыжок - это заячья зарядка.
А лисята как проснутся (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться (потянуться)
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе (переступание c ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало –
Начинает все сначала! (развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх)
Дети садятся на стульчики.
8. Повторное чтение рассказа. Составление мнемосхемы рассказа.
Чтобы вспомнить, что было вначале, в середине и в конце рассказа, я вам прочитаю рассказ еще раз и мы с вами будем составлять мнемосхему.
Воспитатель читает рассказ еще раз и при этом выставляет мнемосхему.
Дети договаривают начатые педагогом фразы.
Ходили ребята по лесу.
Нашли под кустом ежа.
Он со страху свернулся клубком.
Закатили ребята ежа в шапку, и принесли домой.
Дали ему молока.
Развернулся еж и начал есть молоко.
А потом ежик убежал к себе в лес.
10. Пересказ по плану с наглядной опорой (предложить по желанию рассказать)
- Ну а теперь попробуйте сами рассказать историю про ежа. Дети пересказывают текст, используя мнемосхему.
- Ребята, на прошлом занятии мы рисовали ежика, но не успели закончить работу. Посмотрите, чего не хватает у ежика? (Ответы детей).
- Правильно, иголок. Давайте дорисуем ему иголочки.
Дети приступают к работе (нетрадиционная техника рисования – рисование вилками). Воспитатель помогает затрудняющимся.
11. Заключительная часть.
- Молодцы, мы сегодня очень хорошо поработали. Кто не успел пересказать рассказ, сможет сделать это на прогулке или дома родителям. Ведь они не знают этот рассказ.
- Кто напомнит, как называется рассказ?
- А кто написал этот рассказ?
- Что больше всего запомнилось вам из рассказа?