Ирина Царева
Конспект занятия по математике «Величины. Длина» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по математике.
Тема: «Величины. Длина».
В подготовительной группе.
Цель: Закрепить представление о длине, полученные на предыдущем уроке.
Задачи.
- Научить на практике измерять и строить отрезки заданной длины с помощью линейки.
- Тренировать в решении задач на сравнение, сложение и вычитание длин отрезков, выраженных в сантиметрах.
Публикация «Конспект занятия по математике „Величины, Длина“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Величина, сравниваем по величине
- Величина. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
- Отрабатывать вычислительные навыки в пределах 9.
- Развивать речь, логическое мышление, память, внимание.
Ход занятия.
Воспитатель: Доброе утро, ребята! Давайте улыбнемся друг - другу. Я рада видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удач.
Воспитатель: Ребята, внимательно посмотрите на девиз нашего урока:
«Учитесь … открывать!»
Воспитатель: А что именно открывать, вы узнаете если расположите данные числа в порядке возрастания и прочитаете слово:
7 4 6 5 8
н т й а ы
Ответ детей: 4 5 6 7 8
т а й н ы
Воспитатель: Итак, запомните девиз урока:
«Учитесь тайны открывать!»
- А что такое тайна? (ответы детей)
Воспитатель: В словаре Сергея Ивановича Ожегова дано такое определение:
Тайна. Нечто неразгаданное, ещё не познанное. Тайны Вселенной.
Нечто скрываемое от других, известное не всем, секрет.
Хранить тайну. Держать в тайне.
Воспитатель: Ребята, для того, чтобы открыть новую математическую тайну, необходимо провести математическую разминку.
Задание 1. Устный счет.
- Счёт до 20 и обратно.
- Счет от 1 до 11, от 19 до 12.
- Назовите последующее число 14, предыдущее число 5.
- На сколько каждое последующее число больше предыдущего?
- На сколько каждое предыдущее число меньше последующего?
- Назовите соседей числа 9.
- Какое число больше 3, или 4.
- Расскажите все, что знаете о числе 7.
Воспитатель: Молодцы. Все задания выполнили. Я готова открыть вам 1 тайну.
Особенно большим почетом в древности была окружена семёрка. Не зря мы употребляем в речи пословицы и поговорки типа «Семь бед - один ответ», «На седьмом небе».
Воспитатель: Когда - то семерка была предельным числом, что подтверждают пословицы «Лук от семи недуг», «Семеро одного не ждут», где «семь» употребляется в значении «все».
По ним стали считать и время. Так родилась семидневная неделя.
Семь стало священным числом. Его считали магическим. Возможно, это объяснялось и тем, что человек воспринимает окружающий мир (свет, звуки, запахи, вкус) через 7 «отверстий» в голове (2 глаза, 2 уха, 2 ноздри, рот).
Рим и Киев были построены на семи холмах. Не случайно в радуге 7 цветов и на свете семь чудес.
Это волшебное число 7 широко использовалось в сказках, мифах древнего мира. (7 гномов, 7 богатырей).
Задание 2. Сравнение предметов по длине. Величина.
Воспитатель: А теперь чтобы открыть следующую тайну урока, надо выполнить следующее задание. Работа в паре.
- Какие предметы нарисованы на рисунке? Что можно о них рассказать (Стрелка длиннее карандаша, но короче кисточки; карандаш короче всех, кисточка длиннее всех.)
- Можно ли определить точную длину каждого предмета? Каким образом?
(Приложите линейку так, чтобы ее начало совпадало с началом измеряемого предмета.)
- Что вы можете сказать о длине каждого предмета? Какие единицы измерения используем?
(Стрелочка - 5 см, карандаш – 4 см, кисточка – 7 см)
- Что такое длина? (Это величина).
- Объясните, что такое величина. Как вы понимаете значение этого слова?
(Величина – это то, что можно измерить и результат выразить числом).
- Чем отличаются понятие «длина» от понятия «сантиметр»?
(Длина - величина, сантиметр – единица измерения длины).
Раскрыта вторая тайна.
Воспитатель: Чтобы раскрыть следующую тайну нам нужно выполнить следующие задания.
Задание 3.
Воспитатель: Давайте попробуем сравнить длины этих предметов, используя единицы измерения и знаки сравнения:
5 см и 4 см
4 см и 7 см
5 см и 7 см
- Расставьте знаки сравнения.
- На что обратили внимание? (Сравниваем, как обычные числа.)
Открыли следующую тайну.
Воспитатель: Следующее наше задание: работа в учебнике.
Задание 4.
Воспитатель: Рассмотрите рисунок. Что заметили? (Отрезок АВ – целое, состоит из двух отрезков АБ и БВ, которые является его частями.)
- Какие равенства можно составить?
АБ + БВ =АВ
БВ + АБ = АВ
АВ – АБ = БВ
АВ – БВ = АБ
Измерьте отрезки АБ и БВ.
2 см + 5 см = 7 см
5 см + 2 см = 5 см
7 см – 2 см = 5 см
7 см – 5 см = 2 см
- Какой вывод можно сделать?
( Вывод: единицы измерения можно складывать и вычитать, как обычные числа).
Физминутка
- Хорошо, что солнце светит? (изображают солнце).
- Хорошо! (хлопают в ладоши).
- Хорошо, что дует ветер? (изображают ветер).
- Хорошо! (хлопают в ладоши).
- Хорошо идти с друзьями? (шагают).
- Хорошо! (хлопают в ладоши).
- Хорошо прижаться к маме? (обнимают себя).
- Хорошо! (хлопают в ладоши).
- Хорошо в краю родном?
- Хорошо! (хлопают в ладоши).
- Хорошо там, где наш дом? (изображают дом).
- Хорошо! (хлопают в ладоши).
- Хорошо кружиться в танце? (кружатся).
- Хорошо! (хлопают в ладоши).
- Хорошо быть мишкинцем? (выставляют большие пальцы).
- Хорошо!
Задание 5. Первичное закрепление.
Воспитатель: Для того, чтобы построить отрезок, давайте вспомним алгоритм построения отрезка с помощью линейки.
- Взять линейку и положить ее на лист бумаги.
- Отметить точку около числа 0 на линейке – первый конец отрезка.
- Провести по линейке от этой точки прямую линию до числа а и отметить второй конец отрезка.
- Полученный отрезок – искомый.
Воспитатель: Следует отметить, что все данные отрезки имеют общее начало.
Задание 6. Повторение и закрепление пройденного. Работа в группе.
Решение задач
- Подберите схемы к задачам и решите их:
а) В пруду плавали 9 уток. На берег вышли 3 утки. Сколько уток осталось плавать в пруду?
б) На одной тарелке 5 помидоров, а на другой – 2 помидора. Сколько всего помидоров на двух тарелках?
в) У Бори 4 машины, а у Вовы – на 1 машину больше. Сколько машин у Вовы?
г) У Тани 6 флажков, а у Светы – 9. На сколько флажков у Светы больше, чем у Тани?
Задание 7.
Воспитатель: Данные фигуры можно назвать волшебными. По каким правилам можно вставить числа в белые части фигур?
(Сумма всех чисел, расположенных вдоль каждой стороны, должны равняться числу, записанному в центре).
- Заполните пропуски.
Итог.
Воспитатель: Вот все тайны нашего урока раскрыты.
- Чему мы учились на уроке?
(Измерять отрезки, производить действия с именованными числами).
- Где вам могу пригодиться полученные знания?
Оцените свою работу.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Все сегодня хорошо работали.
Занятие окончено.