Марина Леонтьевна Чеботарёва
Конспект занятия по математическому развитию в средней группе «Пространственные отношения: внутри, снаружи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Уточнить понимание смысла слов «внутри», «снаружи», и грамотно употреблять их в речи.
Задачи:
• закрепить представления об овале, счетные умения в пределах 5, умение соотносить цифру с количеством предметов, определять, называть и сравнивать свойства предметов, упорядочивать предметы по размеру;
• тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, фантазию, воображение, мелкую моторику и мимику лица.
Материалы к занятию :
Публикация «Конспект занятия по математическому развитию в средней группе „Пространственные отношения: внутри, снаружи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Темочки
Демонстрационный: обручи разного цвета, картинка с изображением банки с яблоками и грушами.
Раздаточный: по 5 овалов разного цвета и размера, фишки.
Ход занятия:
Приветствие:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнется –
Утро доброе начнется.
- Доброе утро!
1. Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать знания детей о признаках осени.
Дети садятся на ковер.
- Какое сейчас время года? (Зима.)
- Как звери готовятся к зиме? (Делают запасы орехов, грибов и т. д.)
После ответов детей воспитатель предлагает детям представить, что все они – белочки, которые днем делают запасы орехов, грибов, а ночью ложатся спать.
- Хотите стать белочками?
2. Актуализация знаний.
2.1. Игра «Белочки».
Дидактические задачи:
1. уточнить понимание смысла слов «внутри», «снаружи», провести эти понятия через движения детей;
2. закрепить умение определять, называть и сравнивать свойства предметов;
3. тренировать мыслительные операции анализ и синтез, развивать внимание, память, речь, фантазию и воображение.
- Где у белки дом? (В дупле.)
Воспитатель раскладывает на полу обручи четырех цветов – это дупла.
- Чем похожи (чем отличаются) дупла? (Похожи формой и размером, отличаются цветом.)
По сигналу «день» дети бегают по группе собирают грибы и орехи. По сигналу «ночь» дети должны залезть в дупло, то есть встать внутрь обруча.
Воспитатель задает детям вопросы :
- Внутри какого дупла ты находишься?
- Кто находится внутри красного (зеленого) дупла?
- Кто находится снаружи дупла? (Воспитатель.)
- Что находится снаружи дупла? (Столы, стулья и т. д.)
Игра проводится несколько раз.
Воспитатель собирает около себя детей и говорит, что они снова превратились в детей.
- Что находится внутри (снаружи) нашего детского сада?
2.1. Игра «Бабушкины запасы»
Дидактические задачи:
1. закрепить умение правильно понимать смысл слов «внутри» и «снаружи» и грамотно употреблять их в речи;
2. закрепить представления об овале, счетные умения в пределах 5, умение соотносить цифру с количеством предметов, определять, называть и сравнивать свойства предметов, упорядочивать предметы по размеру;
3. тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, речь, воображение.
Дети садятся за столы. Перед каждым лежит по 4 овала разного размера. На середине стола находятся мелкие предметы – фишки.
Воспитатель рассказывает детям, что не только звери делают запасы.
- У кого из вас бабушка или мама варят компоты и варенья, солят на зиму огурцы и капусту?
Воспитатель предлагает детям помочь бабушке засолить огурцы и, показывая на овалы, говорит, что это банки.
- Какую форму имеют банки? (Форму овала, овальную.)
- Чем отличаются банки? (Цветом и размером)
- Разложите банки от самой маленькой до самой большой.
Овалы раскладываются слева направо.
- Сколько у вас банок? (Четыре.)
Воспитатель говорит, что бабушке нужно 5 банок.
- Что нужно сделать, чтобы банок стало 5? (Добавить еще одну банку.)
Воспитатель кладет на стол овалы одинакового размера. Дети должны взять по одному овалу и найти его место в ряду.
- В желтую банку бабушка попросила положить вот столько (5) огурцов.
Дети отсчитывают от общего количества 5 фишек и кладут на желтый овал.
- В красную банку положите три огурца.
- В зеленую банку положите вот столько (4) огурцов.
- В самую маленькую банку положите один огурец.
- В синюю банку – вот столько (2) огурцов.
- Сколько огурцов находится внутри красной (зеленой) банки?
- Внутри какой банки лежат два огурца?
Воспитатель показывает детям рисунок, на котором изображена банка, в которой находятся два яблока и одна груша. Рядом с банкой лежат кочан капусты и морковка. Воспитатель говорит, что у бабушки есть еще одна банка.
- Что находится внутри банки? (2 яблока и 1 груша.)
- Как вы думаете, что собирается делать бабушка из яблок и груш? (Компот.)
- Что находится снаружи банки? (Капуста и морковка.)
2.3. Игра «Засолка капусты».
Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать фантазию, мелкую моторику рук и мимику лица.
Воспитатель предлагает детям помочь бабушке засолить капусту.
Мы капусту рубим, рубим.
Мы капусту мнем, мнем.
Мы капусту солим, солим.
Мы морковку трем, трем.
Воспитатель предлагает детям попробовать капусту.
- Не пересолили?
Оказывается, что соли многовато: дети показывают это мимикой лица.
- Что можно сделать, чтобы исправить положение?
Выслушиваются все предложения детей, после чего решаем нарубить еще капусты и добавить уже в готовую. Игра проводится еще один раз.
Бабушка благодарит детей за помощь.
8. Итог занятия.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.
Дети собираются около воспитателя.
-Во что вы сегодня играли?
- Что вам больше всего понравилось на занятии?
Воспитатель хвалит детей и говорит, что они смогли помочь бабушке, потому что понимают значение слов «внутри» и «снаружи», а также умеют считать до пяти и знают, как эти числа записываются.