Кукина Светлана
Консультация учителя-логопеда для родителей «В игры играем — речь развиваем»
▼ Скачать + Заказать документы
• Звуки поставлены и введены в речь, но если не контролировать речь ребёнка, он легко может их вновь утратить, и всё придётся начинать сначала.
• Не спешите выбрасывать тетрадь, папку с рекомендациями логопеда - в ней есть стихи, игры и упражнения, которые можно повторять летом.
Во время прогулок, поездок вы также можете контролировать произношение «трудного» звука у ребёнка в спонтанной речи, попросив рассказать о чём-то, описать предмет. Если вы отправляетесь на отдых, в отпуск - не упустите возможность использовать новые впечатления реб нка для развития выразительности речи. При описании, например, моря, гор, пейзажа обращайте внимание реб нка на использование прилагательных и других частей речи, делающих нашу речь богаче.
• Чаще говорите с ребёнком и не только на бытовом уровне, следите за собственной речью, избегайте слов-паразитов, ведь дети очень часто копируют речь родителей, их манеру общения.
• Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения.
• Обучающие презентации. «Презентация - это - обучающий мини мультик, это электронная звуковая книжка с красивыми картинками, это отличное пособие для мам рассказать своему ребенку об окружающем мире так, как она сама его видит, не выходя из дома и не летая в дальние страны». Применение обучающих мультимедийных презентаций позволяет повысить эффективность процесса обучения и развития ребенка, открывает новые возможности образования.
• Онлайн-игра «Алфавит-раскраска» - игра помогает запомнить названия букв русского алфавита, тренирует в подборе слов на заданную букву, развивает фонематическое восприятие.
• Онлайн-игра «Фонетическая раскраска» - игра помогает в развитии фонематического восприятия, формирует навык выделения звука в слове, помогает научиться производить фонетический анализ слова.
• Помните! Компьютер не заменит живого общения, игры с ребенком, но может стать помощником при соблюдении временных интервалов.
Игры со словами – игры, направленные на усвоение родного языка.
Ребенок не имеет врожденных знаний родного языка, но он обладает способностями к его освоению. Развитие речи происходит лишь при активном общении ребенка с окружающими людьми. Слово является выражением наших мыслей, таким образом, стимулируя речевое развитие ребенка, мы одновременно способствуем развитию мышления и интеллекта. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – игра. Поэтому естественно, что более эффективное освоение речи детьми тоже будет происходить в игре. Речь состоит из нескольких компонентов:
• Звукопроизношение;
• Фонематическое восприятие;
• Словарный запас;
• Грамматический строй речи;
• Связная речь.
Игры со словами почти не требуют специального оборудования. В эти игры можно играть в пути, во время ожидания, в любую свободную минутку.
Игры на закрепление правильного звукопроизношения
Игра «Обезьянки»
Для подготовки артикуляционного аппарата к произнесению звуков можно поиграть в игру «Обезьянки». Обезьянки любят кривляться и повторять друг за другом. Мама делает разные движения языком: вверх, вниз, за щеку, за верхнюю губу, за нижние зубки и др. А ребенок повторяет.
Игра «Котенок»
Можно поиграть в котенка. Язычок – котенок вышел погулять, на солнышке понежился (язык спокойно лежит на нижней губе, потянулся (язык тянется к носу, испугался и убежал (спрятать язык за зубы, выгнул спинку (язык упирается за нижними зубами, а спинка языка поднимается, лакал молочко (лакательные движения языком) и т. д. Или придумать и показывать свои сказки про приключения язычка.
Игры для развития фонематического восприятия
Фонематическое восприятие – различение речевых звуков на слух. Во время игр обязательно звуки нужно называть как звук «б», а не как букву «бэ».
Игры:
• «Поймай звук» - договориться с ребенком, что как только слышится определенный звук, например, «С», нужно хлопнуть в ладоши, или топнуть, или подпрыгнуть, или присесть. Потом мама отчетливо произносит разные слова, как с искомым звуком, так и без него. А ребенок, услышав звук, топает, хлопает или прыгает. Сначала нужно стараться подбирать слова, чтобы заданный звук находился в начале слова. В дальнейшем игру можно усложнить и искать звук не только в начале, но и в середине или в конце слова.
«Звуковая мозаика» - можно использовать обычную мозаику и выкладывать узор. Договориться выкладывать узор с одного уголочка, например, справа налево, не пропуская ни одного отверстия. Сначала лучше брать фишки 2 цветов – красные, обозначают слова, начинающиеся на звук «К», синие, обозначают слова начинающиеся на «С». Мама называет слова: кот, слон, кабель, сок, конь, конфета, корабль, сани, куртка, стул, кровать, и т. д. Ребенок выкладывает соответствующий узор. В дальнейшем можно игру усложнить и добавить фишки других цветов: зеленые, для обозначения слов на звук «З», белые – на звук «Б».
В эту игру можно играть и на картонном поле, например, размером 3х3, 4х4 или 5х5 клеток. И для фишек использовать разноцветный картон: черный – для звука «Ч», розовый – для «Р», малиновый – для «М» и т. д.
• Звуковая цепочка» - каждое следующее слово начинается на последний звук предыдущего. Аист – танк – кот – трактор – рубаха – абрикос – самолет – трамвай – йогурт – тетрадь – дятел – лист – и т. д.
• «Доскажи словечко» - начинать рассказывать стихотворные строчки, а ребенок договаривает последнее слово. Например:
Красный клюв, из перьев шубка - ну, конечно, это… (утка).
Возводит дом для нас строитель, а у доски стоит (учитель).
Весело играла скрипка, на лице у всех… (улыбка).
Над котом кружилась муха, навострил Василий… (ухо).
На редкость сытна и вкусна из окуней и щук… (уха).
Свернулись под кустом ежи, а рядом — скользкие (ужи).
Можно использовать стихи К. Чуковского, А. Барто или С. Маршака.
• «Рифмы» - нужно подбирать слова, которые заканчиваются одинаково.
Например, лиса – краса, малыши – голыши, пень – день, палка – галка, и т. д.
• «Замени звук» - договориться заменить первый звук.
Например, на «К»:
Волос – колос,
Ложа – кожа,
Пол – кол,
Палач – калач,
Ворона – корона,
Маша – каша и т. д
Игры для расширения и активизации словарного запаса
Игры для расширения и активизации словарного запаса.
• «Наоборот» - предложить ребенку повредничать и называть слова наоборот:
Большой – маленький,
Широкий – узкий,
Длинный – короткий,
Веселый – грустный,
Здоровый – больной,
День – ночь,
Зима – лето,
Темно – светло,
Холодно – тепло,
Собирать – разбрасывать, и т. д.
Называть можно различные части речи прилагательные, наречия, глаголы, существительные.
• «Назови одним словом» - мама называет ряд слов, а ребенок определяет, к какому обобщающему понятию они относятся.
Морковь, капуста, огурец – овощи.
Яблоко, груша, апельсин – фрукты.
Малина, земляника, черника – ягоды.
Тополь, береза, ель – деревья.
Куртка, свитер, шорты – одежда.
Утюг, холодильник, пылесос – бытовая техника или электроприборы.
Зима, лето, осень – временя года.
Учитель, врач, продавец – профессии.
Гимнастика, биатлон, хоккей – виды спорта, и т. д.
• «Я знаю» - игра начинается словами «Я знаю…» называется число и обобщающая категория слов. Каждое слово в этой игре можно сопровождать хлопком в ладоши или ударом мяча
Например, «Я знаю 5 овощей: свекла - 1, репа – 2, редис – 3, картошка – 4, кабачок – 5». Или «Я знаю 7 цветков: ромашка - 1, колокольчик - 2, незабудка – 3, астра – 4, гладиолус – 4, роза – 5, фиалка – 6, георгин – 7», и т. д.