МААМ-картинки

Консультация учителя-логопеда для родителей «В игры играем — речь развиваем»

Кукина Светлана
Консультация учителя-логопеда для родителей «В игры играем — речь развиваем»
▼ Скачать + Заказать документы

• Звуки поставлены и введены в речь, но если не контролировать речь ребёнка, он легко может их вновь утратить, и всё придётся начинать сначала.

• Не спешите выбрасывать тетрадь, папку с рекомендациями логопеда - в ней есть стихи, игры и упражнения, которые можно повторять летом.

Во время прогулок, поездок вы также можете контролировать произношение «трудного» звука у ребёнка в спонтанной речи, попросив рассказать о чём-то, описать предмет. Если вы отправляетесь на отдых, в отпуск - не упустите возможность использовать новые впечатления реб нка для развития выразительности речи. При описании, например, моря, гор, пейзажа обращайте внимание реб нка на использование прилагательных и других частей речи, делающих нашу речь богаче.

• Чаще говорите с ребёнком и не только на бытовом уровне, следите за собственной речью, избегайте слов-паразитов, ведь дети очень часто копируют речь родителей, их манеру общения.

• Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения.

• Обучающие презентации. «Презентация - это - обучающий мини мультик, это электронная звуковая книжка с красивыми картинками, это отличное пособие для мам рассказать своему ребенку об окружающем мире так, как она сама его видит, не выходя из дома и не летая в дальние страны». Применение обучающих мультимедийных презентаций позволяет повысить эффективность процесса обучения и развития ребенка, открывает новые возможности образования.

• Онлайн-игра «Алфавит-раскраска» - игра помогает запомнить названия букв русского алфавита, тренирует в подборе слов на заданную букву, развивает фонематическое восприятие.

• Онлайн-игра «Фонетическая раскраска» - игра помогает в развитии фонематического восприятия, формирует навык выделения звука в слове, помогает научиться производить фонетический анализ слова.

• Помните! Компьютер не заменит живого общения, игры с ребенком, но может стать помощником при соблюдении временных интервалов.

Игры со словами – игры, направленные на усвоение родного языка.

Ребенок не имеет врожденных знаний родного языка, но он обладает способностями к его освоению. Развитие речи происходит лишь при активном общении ребенка с окружающими людьми. Слово является выражением наших мыслей, таким образом, стимулируя речевое развитие ребенка, мы одновременно способствуем развитию мышления и интеллекта. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – игра. Поэтому естественно, что более эффективное освоение речи детьми тоже будет происходить в игре. Речь состоит из нескольких компонентов:

• Звукопроизношение;

• Фонематическое восприятие;

• Словарный запас;

• Грамматический строй речи;

• Связная речь.

Игры со словами почти не требуют специального оборудования. В эти игры можно играть в пути, во время ожидания, в любую свободную минутку.

Игры на закрепление правильного звукопроизношения

Игра «Обезьянки»

Для подготовки артикуляционного аппарата к произнесению звуков можно поиграть в игру «Обезьянки». Обезьянки любят кривляться и повторять друг за другом. Мама делает разные движения языком: вверх, вниз, за щеку, за верхнюю губу, за нижние зубки и др. А ребенок повторяет.

Игра «Котенок»

Можно поиграть в котенка. Язычок – котенок вышел погулять, на солнышке понежился (язык спокойно лежит на нижней губе, потянулся (язык тянется к носу, испугался и убежал (спрятать язык за зубы, выгнул спинку (язык упирается за нижними зубами, а спинка языка поднимается, лакал молочко (лакательные движения языком) и т. д. Или придумать и показывать свои сказки про приключения язычка.

Игры для развития фонематического восприятия

Фонематическое восприятие – различение речевых звуков на слух. Во время игр обязательно звуки нужно называть как звук «б», а не как букву «бэ».

Игры:

• «Поймай звук» - договориться с ребенком, что как только слышится определенный звук, например, «С», нужно хлопнуть в ладоши, или топнуть, или подпрыгнуть, или присесть. Потом мама отчетливо произносит разные слова, как с искомым звуком, так и без него. А ребенок, услышав звук, топает, хлопает или прыгает. Сначала нужно стараться подбирать слова, чтобы заданный звук находился в начале слова. В дальнейшем игру можно усложнить и искать звук не только в начале, но и в середине или в конце слова.

«Звуковая мозаика» - можно использовать обычную мозаику и выкладывать узор. Договориться выкладывать узор с одного уголочка, например, справа налево, не пропуская ни одного отверстия. Сначала лучше брать фишки 2 цветов – красные, обозначают слова, начинающиеся на звук «К», синие, обозначают слова начинающиеся на «С». Мама называет слова: кот, слон, кабель, сок, конь, конфета, корабль, сани, куртка, стул, кровать, и т. д. Ребенок выкладывает соответствующий узор. В дальнейшем можно игру усложнить и добавить фишки других цветов: зеленые, для обозначения слов на звук «З», белые – на звук «Б».

В эту игру можно играть и на картонном поле, например, размером 3х3, 4х4 или 5х5 клеток. И для фишек использовать разноцветный картон: черный – для звука «Ч», розовый – для «Р», малиновый – для «М» и т. д.

• Звуковая цепочка» - каждое следующее слово начинается на последний звук предыдущего. Аист – танк – кот – трактор – рубаха – абрикос – самолет – трамвай – йогурт – тетрадь – дятел – лист – и т. д.

• «Доскажи словечко» - начинать рассказывать стихотворные строчки, а ребенок договаривает последнее слово. Например:

Красный клюв, из перьев шубка - ну, конечно, это… (утка).

Возводит дом для нас строитель, а у доски стоит (учитель).

Весело играла скрипка, на лице у всех… (улыбка).

Над котом кружилась муха, навострил Василий… (ухо).

На редкость сытна и вкусна из окуней и щук… (уха).

Свернулись под кустом ежи, а рядом — скользкие (ужи).

Можно использовать стихи К. Чуковского, А. Барто или С. Маршака.

• «Рифмы» - нужно подбирать слова, которые заканчиваются одинаково.

Например, лиса – краса, малыши – голыши, пень – день, палка – галка, и т. д.

• «Замени звук» - договориться заменить первый звук.

Например, на «К»:

Волос – колос,

Ложа – кожа,

Пол – кол,

Палач – калач,

Ворона – корона,

Маша – каша и т. д

Игры для расширения и активизации словарного запаса

Игры для расширения и активизации словарного запаса.

• «Наоборот» - предложить ребенку повредничать и называть слова наоборот:

Большой – маленький,

Широкий – узкий,

Длинный – короткий,

Веселый – грустный,

Здоровый – больной,

День – ночь,

Зима – лето,

Темно – светло,

Холодно – тепло,

Собирать – разбрасывать, и т. д.

Называть можно различные части речи прилагательные, наречия, глаголы, существительные.

• «Назови одним словом» - мама называет ряд слов, а ребенок определяет, к какому обобщающему понятию они относятся.

Морковь, капуста, огурец – овощи.

Яблоко, груша, апельсин – фрукты.

Малина, земляника, черника – ягоды.

Тополь, береза, ель – деревья.

Куртка, свитер, шорты – одежда.

Утюг, холодильник, пылесос – бытовая техника или электроприборы.

Зима, лето, осень – временя года.

Учитель, врач, продавец – профессии.

Гимнастика, биатлон, хоккей – виды спорта, и т. д.

• «Я знаю» - игра начинается словами «Я знаю…» называется число и обобщающая категория слов. Каждое слово в этой игре можно сопровождать хлопком в ладоши или ударом мяча

Например, «Я знаю 5 овощей: свекла - 1, репа – 2, редис – 3, картошка – 4, кабачок – 5». Или «Я знаю 7 цветков: ромашка - 1, колокольчик - 2, незабудка – 3, астра – 4, гладиолус – 4, роза – 5, фиалка – 6, георгин – 7», и т. д.

Публикации по теме:

Картотека словесных игр для дошкольников «В игры играем — речь развиваем» Составляем смысловые ряды. Инструкция. Я назову тебе три слова, а ты догадайся, какое будет четвертое. Белка-дупло, человек — …; солнце-светло,.

Консультация для родителей «Играем — речь развиваем» Уважаемые родители! Скоро ваш малыш скоро пойдет в школу, и вы, конечно же, хотите, чтобы школьная жизнь началась для него безболезненно.

Консультация для родителей «С пальчиками играем — речь развиваем» При изучении деятельности головного мозга и психики детей ученые отмечают большое стимулирующее влияние на них функции руки. Существует.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация учителя-логопеда для родителей «В игры играем — речь развиваем»
Опубликовано: 18 декабря 2024 в 20:03
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация учителя-логопеда для родителей «В игры играем — речь развиваем»» (включая файлы) размещена пользователем Кукина Светлана (УИ 3515232) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД