Получи документы

Консультация «Значение индивидуальных консультаций для родителей и особенности их проведения»

Марина Горева
Консультация «Значение индивидуальных консультаций для родителей и особенности их проведения»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема взаимоотношений и сотрудничества педагога с родителями обусловливается тем, что одним из приоритетных направлений развития образования во всем мире является повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста. В статье 44 закона «Об образовании в Российской Федерации» указано, «что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального личностного развития ребенка».

В современных условиях за воспитание и образование детей несут ответственность именно родители, а все другие социальные институты призваны поддержать, направить и дополнить их воспитательную деятельность.

Согласно нормативным документам, в настоящее время главная роль в поддержке и помощи семье ребенка-дошкольника отводится государственным дошкольным образовательным учреждениям. ФГОС Дошкольное образование (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г. N 30384, определяет современные ориентиры построения взаимоотношений дошкольной образовательной организации с семьей. К важнейшим задачам, решаемым ФГОС ДО, относятся: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития, образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Эти задачи по-новому определяют работу ДОО с семьей: от традиционной помощи семье в процессе воспитания детей к формированию компетентного родителя и осознанного родительства – основных факторов успешной социализации ребенка.

Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций.

Особенности общения педагогов с родителями, их профессиональную компетентность по данному вопросу рассматриваются в работах следующих авторов: Е. В. Поповой, Д. Соловьевой, Ю. П. Азарова. В работах Т. Н. Дороновой говорится о проблемах взаимодействия педагогов с семьей в дошкольных учреждениях, педагогом С. Г. Молчановым изучаются вопросы внедрения нравственного воспитания в учебные заведения и социализации детей.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что максимальное внимание уделяется освещению проблем педагогического консультирования школьников, их родителей, взрослых людей разного возраста и с разными проблемами. Проблемы же, связанные с ранними аспектами развития ребенка, с консультированием родителей в ДОО, мало освещены, и исследований по этому вопросу недостаточно.

К тому же и в практике воспитательной работы, связанной с развитием дошкольника, возникает ряд противоречий. С одной стороны, консультирование в детском саду предполагает активное взаимодействие с взрослыми, непосредственно контактирующими с ребенком. С другой стороны, родители зачастую боятся идти к педагогу, опасаясь услышать, что с их ребенком «что-то не так», считают это ненужным и неуместным, к тому же родители мало мотивированы на долгосрочную работу.

В ФГОС ДО сказано, что индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

Современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка, проявляющихся в многообразии форм взаимодействия с дошкольной образовательной организацией. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку; чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания, но главное ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту, чуткость). Такое доверие само по себе не приходит: воспитатель завоевывает его добрым, неравнодушным к ребенку отношением, умением растить в нем хорошее, великодушием и милосердием.

Одной из форм работы, которая помогает реализовать индивидуальный подход как в работе с ребёнком, так и с его семьёй, является индивидуальное консультирование. Часть консультации посвящается трудностям обучения детей. Индивидуальные консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, как эффективнее обучать и воспитывать своих детей.

Индивидуальная консультация помогает родителям и педагогу принять общее верное решение той или иной возникшей проблемы так, чтобы не нанести вред ребенку.

Многим родителям индивидуальная консультация помогает раскрыться. Родители, прислушиваясь к педагогу, начинают понимать проблемную ситуацию так, как она выглядит на самом деле, а не так как они видят ее со своей стороны.

Принципы консультирования родителей:

Безопасность

Педагог не дает оценки поведению родителя и/или ребенка, не осуждает родителя и не нагружает его чувством вины)

Отказываемся от позиции «сверху» (не поучаем)

Демонстрируем безоценочное отношение (избегаем понятий «правильно» – «неправильно»)

Отказываемся от морализирования (слова «нужно», «должен», «обязан», «следует» заменяем более мягкими вариантами «важно», «хорошо, если», «по возможности», «имеет смысл»).

Нейтральная позиция

Важно, чтобы педагог не вставал ни на чью сторону и ни с кем не был за одно; был готов к рассмотрению различных точек зрения.

Принцип распределения ответственности

Педагог не должен брать на себя всю ответственность за благополучие ребенка: «Я могу многое, но не все. Я не могу сделать так, чтобы поведение ребенка волшебным образом изменилось, но я могу помочь понять, почему он так себя ведет, и вместе с вами поискать пути изменения нежелательного поведения»

Как помочь родителю увидеть наличие проблемы?

Откажитесь от прямой конфронтации («Неужели Вы сами не видите, что он…»)

Установите с родителем контакт и доверительные консультативные отношения

Не обсуждайте проблемы ребенка в присутствии наблюдателей

Найдите положительные черты ребенка, которые можно отметить в беседе с родителем

Помните, что родители могут воспринимать ситуацию консультации как оценочную (формируем у родителей доверие к педагогу)

Организация работы с родителем на подготовительном этапе консультирования

Консультация может быть организована в форме беседы, обсуждения проблемы, статьи (заранее прочитанной, вопросов и ответов). Содержание консультации состоит из подготовительного этап, этапа оказания помощи и заключительного этапа получение обратной связи от родителей.

Готовясь к консультации, целесообразно уточнить и прояснить проблемы, определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с группой.

Требования к проведению консультации.

Консультацию проводят в вечернее время и в отсутствии ребёнка.

Консультация проводится без спешки и доброжелательно.

Важно расположить к себе родителя.

Инициатором консультации выступает ДОУ, но может быть проведена по просьбе родителя.

Методы, которые используем на этом этапе: выслушивание, уточняющие вопросы, при необходимости психологическая диагностика

Результатом этого этапа должно сложиться определенное представление о сути проблемы, предположение о причинах возникновения и способах ее разрешения

Основной инструмент этого этапа – вопрос, его цель – помочь собрать информацию, задача – побудить родителя рассказать как можно больше

Каким должен быть хороший вопрос?

Открытым

Сформулированным ясно, без использования сложной или неоднозначной профессиональной терминологии

Конкретным

О чем спрашивать?

О том, что родители делают: «О чем вы чаще всего разговариваете со своим ребенком?» «Как проводите выходные?» «В какие игры обычно играете с малышом?» и т. п.

Можно попросить родителя подробно описать какой-то режимный момент (что делает ребенок – что делает родитель, фиксируя ответы на бумаге)

Выделить в обсуждаемой ситуации наиболее яркий момент: «Если бы я там присутствовала, что бы я увидела?»

Универсальные вопросы: «В чем это проявляется?» и «Как вы на это реагируете?»

Как задать опасный вопрос?

Можно в самой формулировке вопроса легализовать возможный «нежелательный» ответ: «Сейчас многие родители вынуждены много трудиться и, поздно возвращаясь с работы, не успевают проверить, выполнил ли ребенок уроки. А как обстоят дела с этим у Вас?»

Можно в самом вопросе обозначить возможность различных подходов: «Кто-то считает, что детей наказывать нельзя, а кто-то уверен, что без физического наказания не обойтись. А как считаете Вы?»

Техники оптимизации взаимодействия с родителями:

Подчеркивать, что имеющиеся у ребенка трудности свойственны многим детям этого возраста, понятны и разрешимы

Подчеркивать позитивную мотивацию родителя, отмечать усилия, которые он прилагает для оказания помощи ребенку

Отмечать воспитательные задачи, которые уже успешно решены

Реагировать на эмоциональные переживания родителей, обозначая их чувства

Чтобы помочь родителю изменить формы взаимодействия с ребенком, педагогу необходимо ответить на следующие вопросы:

Насколько эмоциональное состояние родителя позволяет ему изменять сложившиеся модели поведения? (словесные, эмоциональные реакции, и др.)

Насколько адекватны воспитательные установки родителя? (беседа, Анализ семейных взаимоотношений, Пари и др.)

Каков образ ребенка у родителя? («Родительское сочинение»)

Понимает ли родитель, каким образом его поведение взаимосвязано с трудностями ребенка? (беседа)

Готов ли родитель брать на себя ответственность за решение проблем ребенка? (готовность выполнять рекомендации)

Организация работы с родителем на подготовительном этапе консультирования

Что важно дать родителю на этапе оказания помощи?

Понимание (Что вообще происходит с ребенком) – Поименовать проблему

Стратегию – Что делать дальше?

Поддержку

Основной инструмент – Рекомендация

Чем рекомендация отличается от совета?

СОВЕТ РЕКОМЕНДАЦИЯ

Наставление, мнение как нужно поступить Указание об определенном образе действий для достижения определенных целей

Применяет, опираясь на чужой опыт Родитель учится новой деятельности

Новая модель поведения не закрепляется Осваивает новые модели поведения

Какой должна быть рекомендация?

Целесообразность рекомендации должна быть очевидна для родителя

Рекомендация должна быть понятна и предлагать пошаговое руководство к действию

Родитель должен принимать идеи, смыслы и ценности педагога

Критерии эффективной рекомендации:

Формулируется в утвердительной форме

Формулируется в терминах поведения

Достаточно конкретна

Реалистична

Какие рекомендации эффективны?

Чаще выражайте ребенку положительную оценку

Не идите на поводу у ребенка

Ограничьте ребенку доступ к компьютеру

Уделяйте ребенку больше времени

Не одевайте сами ребенка

Каждый день играйте с ребенком по 15 минут

Хвалите ребенка каждый раз, когда он хорошо себя ведет

Алгоритм использования рекомендации как консультативной техники:

Поименование проблемы (предоставление родителю информации о сущности проблемы и постановка задач)

Типичные ошибки:

педагог пропускает этап объяснения, сразу переходя к рекомендациям

педагог дает оценку, а не описание проблемы («Вы с ним слишком суровы»)

Формулирование рекомендаций – конкретных способов решения поставленных задач

Рекомендации лучше записать, их не должно быть много, если родитель получает готовую памятку, необходимое прокомментировать

Получение обратной связи от родителей (нужно проверить, насколько точно родитель все понял)

«С чего вы можете начать и каким образом?»

«Как вы думаете, что из предложенного вы могли бы использовать?»

Договариваемся о сроке применения рекомендаций и повторной встрече (не раннее, чем через 2-3недели)

Применение рекомендаций (возможны экспресс-консультации)

Обсуждение итогов применения рекомендаций (важно получить обратную связь о том, насколько правильно были поняты рекомендации, правильно ли применялись)

«Удалось ли вам применить рекомендации?» Если нет то, что помешало?»

«Если удалось то, как вы это делали и к какому результату это привело?»

Пригласив родителей на индивидуальную консультацию нужно вести себя правильно. Всегда улыбайтесь. Улыбка – это маленький ключик к положительным эмоциям и легкому общению. Обязательно обращайтесь к родителям по имени, отчеству. Всегда умейте слушать и слышать, выслушивайте не перебивая. Посмотрите на возникшую проблему глазами родителей, а не только своими глазами, тогда можно увидеть с какой стороны лучше подойти к этой проблеме, как правильно преподнести ее решение без ущерба для ребенка и его родителей.

Большую роль в индивидуальных консультациях играют эмоции. Родители могут быть скованными, или наоборот импульсивными. Педагог должен найти особый подход, чтобы индивидуальная консультация состоялась. Необходимо подобрать интонацию голоса, быть внимательным, вежливым. Беседуя смотреть на родителей, а не в сторону. Отношения должны быть доверительные. При этих условиях индивидуальная консультация приносит огромную пользу в работе с родителями.

Таким образом, мы пришли к следующему выводу: работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога. Индивидуальные консультации – это форма работы педагога с родителями детей дошкольного возраста. Цель консультаций – повышение педагогической грамотности родителей по вопросам воспитания и обучения ребёнка, решение проблемных вопросов, активизация педагогических умений родителей, помощь родителям в разрешении сложных педагогических ситуаций, проинформировать об успехах, достижениях ребёнка. Большую роль в индивидуальных консультациях играют эмоции. Поэтому педагог должен уметь найти особый подход к каждому родителю, чтобы индивидуальная консультация состоялась.

Публикации по теме:

«Значение самооценки в жизни ребенка». Консультация для родителей и педагогов«Значение самооценки в жизни ребенка». Консультация для родителей и педагогов Каким будет человек – уверенным в себе или нет, активным или пассивным – это во многом зависит от семейного воспитания, и прежде всего.

Дидактические игры, их особенности и значение. (Часть 1) Среди дидактических игр различаются игры в собственном смысле слова. игры- занятия,игры- упражнения. Первые строятся на основе автоматизма.

Консультация для родителей «Значение сюжетно-ролевых игр в дошкольном возрасте»Консультация для родителей «Значение сюжетно-ролевых игр в дошкольном возрасте» Вся жизнь ребенка дошкольного возраста пронизана игрой. Только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Сюжетно-ролевые игры имеют.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация «Значение индивидуальных консультаций для родителей и особенности их проведения»
Опубликовано: 18 декабря 2024 в 19:58
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Значение индивидуальных консультаций для родителей и особенности их проведения»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Горева (УИ 800421) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД