Александра Похил
Конспект занятия по грамоте в подготовительной группе «Знакомство со звуком [И] и буквой Й»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Знакомство со звуком «И» и буквой «Й».
Программное содержание :
Образовательные задачи:
- Ознакомление со звуком «И» и буквой «Йй»;
- формирование навыка чтения слогов и слов с новой буквой «Й»;
- совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза;
- совершенствование навыка печатания.
Развивающие задачи:
Публикация «Конспект занятия по грамоте в подготовительной группе „Знакомство со звуком [И] и буквой Й“» размещена в разделах
- Буква И и звук [И]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
- Развитие фонематического восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации движений, творческого воображения, подражательности.
Воспитательные задачи:
- Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование: элементы для сравнения букв, рабочие тетради, листики клевера, цветные карандаши, простые карандаши, клей, конверты с элементами, цифры 2 и 3.
Предварительная работа: разучивание игры «В лесу».
Ход занятия:
Педагог встречает детей, организует приветствие, предлагая детям занять места около стульчиков. На столах перед детьми лежат предметные картинки с изображением майки, зайки, лейки, чайки.
В: Здравствуйте ребята. Садитесь на свои места. Посмотрите на картинки, лежащие перед вами. Назовите их.
Д: Майка, зайка, лейка, чайка.
В: Какой звук слышится в середине всех этих слов?
Д: Звук «И».
В: Верно. И сегодня мы с вами познакомимся с этим звуком и буквой, которая его обозначает.
Игра «Листопад». Цель: развитие фонематического восприятия.
Педагог ставит на стол контейнер с плоскостными изображениями разноцветных кленовых листьев.
В: Сейчас мы будем играть в игру «Листопад». Но сначала послушайте стихотворение.
Педагог читает стихотворение, акцентированно произносит звук «И».
Чайка, зайка и сарай
Чем похожи? Угадай!
Д: Во всех этих словах есть звук «И».
В: Давайте произнесённые этот звук все вместе.
В: Обратите внимание, когда мы произносим этот звук, у нас во рту есть преграда. Язык плотно прижимается к небу. Как вы думаете, звук «И» - согласный или гласный?
Д: Согласный
В: Звонкий или глухой? Приложите руку к горлышку, произнесите звук, проверьте, какой он.
Д: Он звонкий.
В: Верно. Кроме того, это звук всегда мягкий. Значит, каким кружком мы будем обозначать этот звук?
Д: Зелёным
В: Правильно, возьмите в руки по одному кленовому листочку. Вы будете поднимать их, как только услышите звук «И».
Для игры используется следующие буквы и слова : й, и, а, й, у, э, й, ль, а, й, йогурт, липа, лейка, майка, соль, лимон, йод, поливать, поймать.
Дети слушают и поднимают листья услышав звук «И».
В: Молодцы. Вы были очень внимательными и не допускали ошибок.
Упражнение «Кто скорее». Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза.
Педагог убирает листья.
В: А сейчас уже знакомая вам игра «Кто скорее?» я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится если произнеси их слитно. «М», «А», «Й». Что получилось?
Д: Май
В: Верно. Что такое май?
Д: Это название весеннего месяца.
В: Правильно.
Аналогично проводится работа по синтезу слов пой, дай, дуй, с тем чтобы большая часть детей ответила.
Знакомство с буквой «Й».
В: Я прочитаю вам стихотворение ещё раз, слушайте внимательно.
Чайка, зайка и сарай
Чем похожи? Угадай!
В: Какие слова этого стихотворения содержит звук «И»?
Д: Чайка, зайка, сарай, угадай.
В: Ребята посмотрите на доску, на ней изображена буква «Й», под ней вы видите зелёный кружок, что это значит?
Д: Значит, буква «Й» обозначает мягкий согласный звук «И».
В: На какую букву очень похожа буква «Й»?
Д: Она похожа на букву «И», только наверху над ней как будто висит галочка.
В: У вас на столах лежит конверт, достаньте из него все элементы и составьте из них по одной букве «Й».
Дети у себя на столах составляют по одной букве «Й».
В: Какие детали вам потребовались для этого?
Д: Мы взяли две длинные палочки, одну короткую и галочку.
В: Как расположены эти элементы?
Д: Две длинные палочки стоят на небольшом расстоянии друг от друга, между ними, слева направо, снизу-вверх, идёт короткая палочка, а наверху расположена галочка.
Педагог просит убрать в сторону детали
В: Ребята посмотрите на доску и скажите, что у нас изображено на картинках? И в каких предметах есть новый звук?
Д: Сарай, скамейка, майка, балалайка, лейка, чайка, воробей.
В: В каких словах звук «И» слышится в конце?
Д: Сарай, воробей.
В: Отлично. Ребята у вас на столах лежат карточки, подвиньте их к себе, и прочитайте что написано у нас на карточках.
Д: Ай, май, дай, ой, твой, свой, гайка, зайка, майка, сайка.
В: Что такое сайка?
Д: Это булочка.
В: Правильно, теперь давайте прочитаем предложения, которые у вас ниже находятся.
Д: У Вовы зайка. У Зои новый зонт.
В: Обратите внимание слова Вова и Зоя написано с большой буквы. Почему?
Д: Имена людей всегда пишутся с большой буквы.
В: Молодцы. Сейчас встаём и подходим ко мне. Мы с вами немного отдохнём.
Физминутка:
С кочки на кочку скачет лягушка, (передвигаются прыжками по кругу друг за другом на корточках).
Заяц петляет в кустах на опушке, (передвигаются, стоя, совершают прыжки на обеих ногах и петляя).
Следом за зайцем крадётся лиса, (крадутся на цыпочках).
Мишка в развалку уходит в леса, (идут вразвалку).
Ёж семенит по дорожке под ёлкой, (семенят в полуприеяде, округлив спинку).
В чаще лесной рыщут серые волки, (идут совершаю широкие шаги).
Кружит над лесом стайка синичек, (бегут по кругу взмахивая руками).
Мы показали зверюшек и птичек (маршируют по кругу).
В: Молодцы ребята, садитесь на свои места.
Работа в тетради. Цель: развитие тонкой моторики, навыков печатания.
В: Посмотрите у вас на столах лежит буква «Йй», а также картинка йогурта, и картинка йода. Возьмите клей и приклейте их в тетрадь. Вам надо раскрасить большую и маленькую букву. Какой карандаш вам для этого потребуется?
Д: Зелёный, потому что, «Й»- мягкая согласная буква.
Дети раскрашивают буквы
В: Теперь подумайте, как правильно раскрасить картинки, и раскрасьте их.
Положите цветные карандаши и возьмите простые карандаши. Давайте напишем букву «Й».
Посмотрите, как я делаю это на доске. Сначала я напишу сверху вниз одну длинную палочку, потом рядом с ней вторую длинную палочку, затем снизу-вверх, слева направо, короткую палочку и, наконец, сверху напишу галочку. Напишите четыре больших буквы и четыре маленьких по точкам.
Дети выполняют задание педагог следит за тем, как они сидят, как лежат их тетради, как они держат ручки, затем педагог оценивают работу детей и убирает со стала тетради и контейнеры с карандашами.
Игра «Два и три». Цель: совершенствование навыков слогового анализа слов. Воспитатель приглашает детей к доске, на которой находятся картинки.
В: Рассмотрите и назовите картинки. Помните во всех названиях есть звук «И».
Д: Зайка, попугай, чайка, муравей, воробей, сойка.
Педагог помещают на доску цифры 2 и 3.
В: Разделите эти слова на слоги и поставьте под цифру 2 те картинки, названия которых делятся на два слога, а под цифрой три те картинки, названия которых делятся на три слога.
Дети выполняют задание.
В: Кто мне скажет какую букву и какой звук мы сегодня учили?
Д: Ответы детей.
В: Какие игры вам понравились?
Д: Ответы детей.
В: Вы большие молодцы постарались на славу.