Ирина Павкова
Конспект занятия по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста «Деление на равные части»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Деление на равные части.
Цель: Формирование представления о делении предмета на две, четыре равные части путем последовательного складывания плоскостных предметов пополам.
Образовательные задачи:
- Научить детей делить целое на 2 и 4 равные части складыванием предмета пополам (на 2 части) и ещё раз пополам (на 4 части).
- Дать представление о том, что половина – это одна из 2 равных частей целого. Половинами называют обе равные части.
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста „Деление на равные части“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
- Показать отношение между целым и частью (целое больше части, часть меньше целого).
- Развивать логическое и образное мышление.
Речевые задачи:
-Продолжать совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях, отвечая на вопросы воспитателя.
- Научить отражать в речи действие и результаты деления (сложили пополам, получилось 2(4) равные части; половина целого, одна из 2
частей, одна из 4 частей).
Воспитательные задачи:
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и умение работать в коллективе.
Материалы:
-раздаточный материал: по 3 квадрата разного цвета (красный, синий, жёлтый) на каждого воспитанника. Наборы с геометрическими фигурами (круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат).
Оборудование:
-ноутбук, проектор, ножницы, веревка, чудесный мешочек с геометрическими фигурами.
1. Психологический настрой
Здравствуйте дети! Какое прекрасное утро! Давайте поприветствуем друг друга, встанем в круг. Посмотрите, кто стоит справа, а кто слева от вас. Повторяйте, пожалуйста, за мной:
Доброе утро лесам и полям! (руки вверх)
Доброе утро скажу всем друзьям! (руки в стороны)
Доброе утро скажу я гостям! (руки вперёд)
Доброе утро, родной детский сад!
Видеть друзей своих очень я рад! (хлопают в ладоши)
2. Организационный момент.
(Дети садятся за столы). Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? Я тоже их люблю. Поэтому сейчас я вам расскажу одну необыкновенную сказку. «Давным - давно жил на свете волшебник Геометрик. Он очень любил геометрические фигуры и бродил повсюду в их поисках. Все найденные им фигуры селились в стране под названием Математика и даже, становились родственниками.
(Повествуя, воспитатель показывает на ноутбуке сказку.)
Так, круг породнился с овалом, треугольник с ромбом, а вот прямоугольник захотел породниться с квадратом. Однако квадрат был очень важным, потому как, считал себя особенной, выдающейся фигурой. Он не захотел родниться с каким-то там прямоугольником, чем очень сильно обидел последнего. Геометрику стало жалко прямоугольник, и он решил преподнести квадрату небольшой урок. Чтобы доказать квадрату, что он ничем не лучше и не главнее других фигур, он его просто видоизменил».
А как это, спросите вы? Да очень просто. Геометрик просто разделил его пополам, и вот что произошло? У меня квадрат, я сложу его пополам, точно подравняю концы, проглажу линию сгиба.
(Воспитатель загибает квадрат пополам)
-На сколько частей я разделила квадрат? (Верно, я сложила квадрат один раз пополам и разделила на две равные части).
- Что значить разделить пополам? (на две равные части)
3. Основная часть :
Воспитатель: На столах перед вами лежат геометрические фигуры. Сколько их? Какого они цвета? (синего, красного, жёлтого цвета).
Но прежде чем мы начнем работать, мы с вами сделаем массаж нашим ручкам. Возьмите мячик в руки:
«Месим тесто»
Месим, месим тесто (сжимаем массажный мячик в одной руке.)
Есть в печке место (перекладываем и сжимаем мяч другой рукой.)
Я для милой мамочки (сжимаем мяч двумя руками несколько раз.)
Испеку два пряничка (катаем мяч между ладонями).
- Синий квадрат мы оставим без изменения, а вот красный квадрат я предлагаю вам разделить пополам так, как это сделал Геометрик.
- Что для этого мы должны сделать? (сгибаем красный квадрат пополам). - Какой формы части красного квадрата? (прямоугольной). - Посчитайте, на сколько частей вы разделили квадрат? (на 2). - Эти части между собой одинаковые или разные? (одинаковые, равные). - Сколько раз вы сложили фигуру, чтоб получить 2 равные части? (1 раз).
- Что больше целый квадрат или одна из 2 равных частей? (ответы детей)
- Что меньше? Половина целого, или целый квадрат?
- Покажите 1 часть, 2 части.
Воспитатель: Как вы думаете, можно ли продолжить деление на меньшие части? Давайте попробуем разделить жёлтый квадрат уже не на 2, а на 4 равные части.
- Что нужно сделать, чтобы разделить квадрат на 4 части? Сложить квадрат пополам, каждый прямоугольник разделить еще раз пополам, получится 4 квадрата.
-Сколько раз сложили квадрат?
- Сколько получилось частей?
- Равны ли эти части?
- Покажите 1 часть квадрата, 2, 3, 4 части.
- На сколько частей мы разделили квадрат? (4)
- Какой формы части жёлтого квадрата? (квадратной) .
Сейчас мы с вами разделимся на три команды.
Для этого вам необходимо не глядя вытянуть из моего «чудесного» мешочка фигуру. Фигуры в мешочке 3-х цветов: игроки в команду собираются по общему цвету. (Дети вытягивают фигуры)
Физкультминутка «Живые фигуры».
Дети встают в центре комнаты. Они получают верёвку со связанными концами. Воспитатель загадывает загадки о геометрических фигурах, ребята называют эти фигуры, берутся за верёвку обеими руками и образуют их.
Загадки:
1. Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья? (круг).
2. Треугольник с полукругом
Круг дразнили "толстым другом".
Круг, расстроившись до слез,
Уже стал и вверх подрос.
Кто же угадает тут,
Как теперь его зовут? (овал)
3. Три угла, три стороны
Могут разной быть длины (треугольник).
4. Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам представиться он рад,
А зовут его (квадрат).
5. Обведи кирпич мелком
На асфальте целиком,
И получится фигура –
Ты, конечно, с ней знаком (прямоугольник).
6. Не овал я и не круг,
Треугольнику не друг.
Прямоугольнику я брат,
А зовут меня. квадрат.
(Воспитатель приглашает детей занять свои места за столами)
- Как вы думаете, квадрат из нашей сказки после таких неожиданных превращений по-прежнему был гордым и заносчивым или он изменился? (изменился)
- Да, он изменился в лучшую сторону, и теперь он не один, у него есть большая семья и друзья в лице других геометрических фигур.
- Мы сегодня стали волшебниками, потому что, как Геометрик, совершили с квадратом разные превращения. Сейчас я предлагаю продолжить творить волшебство, ведь у нас с вами есть ещё геометрические фигуры но уже на скорость и в командах. Игра «Кто быстрее?
Воспитатель: Для каждой из команд я приготовила наборы. Загляните в них, что в них находится?
- геометрические фигуры (Овалы, круги, треугольники, квадраты, прямоугольники).
Я предлагаю вам из этих фигур создать силуэт любой фигуры, на ваш выбор.
Подумайте, что бы вам хотелось изобразить. Если кто-то испытывает трудности, поднимите руку, я к вам подойду и помогу.
(Дети занимаются моделированием).
Рефлексия:
- Что вы научились сегодня делать?
- Если предмет сложить 1 раз пополам, то сколько частей получится?
-Какие получаться части?
-Как они называются?
-Сколько надо раз сложить пополам, чтобы получилось 4 части?
Ну-ка все встали в круг
За руки все взялись вдруг
Будем рядом стоять
Ручками махать
Целый час мы занимались
И немножко баловались
А теперь детвора
Отдыхать и вам пора!
-Молодцы! Сегодня вы все справились с заданием.