Яна Александрова
Конспект занятия с элементами мнемотехники для развития связной речи у детей с ОНР старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширять и обогащать знания детей об овощах и фруктах, подвести к пониманию обобщающих слов «овощи» и «фрукты».
Задачи:
1. Образовательные
• Закрепить обобщающие понятие «овощи» и «фрукты», названия различных овощей и фруктов.
• Формировать умение грамотно излагать свое мнение.
2. Развивающие
• Развивать связную речь детей.
• Развивать пространственное воображение.
• Развивать внимание детей.
• Развитие мелкой моторики пальцев.
3. Речевые
Публикация «Конспект занятия с элементами мнемотехники для развития связной речи у детей с ОНР старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
• Учить детей правильно согласовывать существительные с прилагательными с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
• Учить правильно согласовывать существительные с прилагательными в роде и падеже.
• Учить правильно задавать вопрос с помощью опорных схем.
• Продолжать учить детей полно и точно отвечать на вопрос.
4. Воспитательные
• Воспитывать умение работать в подгруппе, умение договариваться.
• Воспитывать инициативность, самостоятельность.
Предварительная работа. Проведение дидактических игр по темам: “Овощи”, “Фрукты”; чтение произведений К. И. Чуковского, Д. Родари; отгадывание загадок; дидактические игры, аппликация, рисование, лепка фруктов, овощей; сюжетно-ролевая игра “Магазин”.
Материал к занятию : Воздушный шарик, конверт с письмом, карта, «Чудесный мешочек» с овощами и фруктами, подносы, кастрюли, скатерть, плоскостные кастрюли, горшочки, пирожки, сундучок, картинки-подсказки, бананы.
Ход занятия:
В: -Ребята, посмотрите сколько у нас сегодня гостей. Давайте с ними поздороваемся.
Д: -Здравствуйте.
В: - А теперь давайте поприветствуем друг друга.
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю я вам «привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука
Здравствуй левая рука
Здравствуй друг, здравствуй друг
Здравствуй весь наш дружный круг.
После приветствия раздается стук в дверь.
В:- Наверное из гостей кто-то опоздал.
Воспитатель открыв, видит воздушный шарик с прикрепленным письмом.
В: - Ребята, посмотрите к нам прилетел шарик вместе с конвертом. Интересно от кого к нам прилетело письмо
Читают. Здравствуйте, ребята. Пишет ваш друг Гномик. Недавно я побывал у вас в гостях и увидел, что вы уже многому научились и легко справляетесь с заданиями воспитателей. Сегодня я хочу вас пригласить к себе в гости в «Сказочный лес» и узнать справитесь ли вы с моими заданиями. Если вы справитесь со всеми заданиями, то вас будут ждать угощения от меня. А что бы вы не заблудились в моем лесу и знали куда идти, я высылаю вам карту. Следуйте ей и правильно выполняйте задания и тогда у вас все получиться.
В: - Ребята, ну что примем приглашения гномика. Тогда давайте отравляться в путь. А на чем можно отправиться в «Сказочный лес»?
Д: - На самолете, на ракете (варианты детей)
В: - Я вам предлагаю отправиться на воздушном шарике, он точно нас перенесет в «Сказочный лес». Нужно произнести волшебные слова:
Энике – бенике, шарик лети,
В Сказочный лес нас отнеси.
Давайте вместе, закрывайте глаза.
Дети закрывают глаза, произносят волшебные слова и оказываются в «Сказочном лесу».
В: - Посмотрите вокруг и скажите, мы перенеслись в Сказочный лес?
Д: - Да.
В: - Почему?
Д: -
В: -Ребята, я куда нам нужно идти? Давайте посмотрим на карту. (рассматривают карту). Что нарисовано под цифрой 1.
Д: - «Чудесный мешочек».
В: - Значит нам нужно его найти.
Дети находят мешочек под елкой. К мешочку прикреплено задание.
Я-чудесный мешочек,
Всем ребятам я — дружочек.
Очень хочется мне знать,
Как вы любите играть.
Отгадайте что спрятано в мешочке.
Дети отгадывают и выкладывают овощи и фрукты на подносе.
Задание: А теперь ответьте на мои вопросы?
Что вы достали из «чудесного мешочка»?
– Сколько всего предметов здесь лежит?
– Сколько овощей?
– Сколько фруктов?
– Что лежит между?
- Где находится помидор (огурец, апельсин?
- Что слева от? Что справа от?
- Что между ….?
- Между чем….?
В: - С этим заданием гномика вы справились. Давайте посмотрим, что нужно делать дальше?
Воспитатель и дети обращаются к карте.
В: - Что нарисовано под цифрой 2?
Д: - Под цифрой 2 нарисована кастрюля.
В: - Правильно. Давайте искать кастрюлю. (нашли) А вот и 2 задание от гномика.
Задание: Ребята, мой урождай который вы достали из моего чудесного мешочка я попрошу разложить по кастрюлям овощи и фрукты, для того чтобы приготовить обед. В большую кастрюлю овощи, в маленькую кастрюльку фрукты. И вы должны правильно сказать, что вы кладете.
В: Например, : «Я положил в большую кастрюлю красный помидор, Я положила в маленькую кастрюльку зелененькое яблочко». Скажите, как я, но со своими овощами и фруктами.
Дети раскладывают овощи и фрукты по кастрюлям.
В: - И с этим заданием гномика вы справились. Молодцы. Ну, что идем дальше?
Д: -Да.
В: - Давайте посмотрим на карту, что у нас под цифрой 3. А под цифрой 3 у нас нарисована лужайка. Гномик нам предлагает отдохнуть.
Физминутка
Потрудились-отдохнем
Встанем-глубоко вздохнем
Руки в стороны, вперед
Влево вправо поворот
Три наклона, прямо встать
Руки вниз и вверх поднять
Руки плавно опустили
Всем улыбки подарили.
В: Давайте присядем на полянке. Ребята, чувствуете какой в Сказочном лесу свежий воздух. Сделайте глубокий вдох.
На счет 1, 2 – вдох носом
На счет 1, 2 – выдох носом
На счет 1, 2 – вдох носом
На счет 1, 2 – выдох ртом.
А теперь давайте превратимся в овощи –толстушки, а теперь в фрукты худышки. А теперь наоборот, фрукты-толстушки, а овощи-худышки.
В: - Отдохнули? Идем дальше? Давайте посмотрим на карту. Куда нам нужно идти, чтобы не заблудиться. Что нарисовано под номером 4?
Д:- Вилка и ложка.
В: - Гномик нас приглашает на обед. Приходите.
Задание: Ребята, пока вы отдыхали я приготовил для вас обед. Вы, наверное, проголодались? Тогда присаживайтесь за столы и угощайтесь.
В: - Разбирайте кастрюльки. В них гномик приготовил суп. Скажите, ребята, какой суп в ваших кастрюльках? Например: «У меня в кастрюле нарисован горох, значит в моей кастрюле гороховый суп». Скажите, как я, но со своим овощем.
Д: - У меня на кастрюле нарисован картофель, значит в моей кастрюле картофельный суп.
Суп из свеклы.
Суп из лука…
Суп из капусты…
Суп из моркови…
Суп из овощей…
В:- А давайте мы наших гостей тоже супом угостим. Каким супом мы их угостим?
А теперь принимайтесь за второе. Разбирайте горшочки. В них рагу из овощей. Скажите какое рагу вы будите есть. У меня на горшочке нарисована морковь, я буду есть морковное рагу. Скажите, как я, но со своим овощем.
Д: - У меня на горшочке нарисована свекла, я буду есть свекольное рагу.
Рагу из картофеля…
Рагу из кабачков…
Рагу из гороха…
Рагу из тыквы…
Рагу из овощей…
В: - И про наших гостей тоже не забудем. Каким рагу мы их угостим?
А на сладкое гномик испек пирожки. Угощайтесь. Какая у вас начинка? У меня апельсиновая начинка. Скажите, как я только со своей начинкой.
Д: - У меня грушевая начинка.
У меня персиковая начинка.
У меня сливовая начинка.
У меня виноградная начинка.
У меня лимонная начинка.
В: - А гостей мы угостим пирожком с какой начинкой? Ну, что подкрепились. Давайте скажем гномику спасибо. Интересно все ли задания гномика мы выполнили? Давайте посмотрим на карту.
Д: - Нет, нам нужно найти еще сундук с угощениями.
В: - Ну тогда в путь. Ну, вот, наконец-то, сундучок с угощениями. А как узнать, что в нем лежит?
Д: - (варианты детей)
В: - Нет, сундучок волшебный и просто так нам его не открыть. Ребята, может нам помогут наша картинки –помощники, я их как раз с собой прихватила. Давайте попробуем отгадать.
Дети задают вопросы. Игра «Да-нет ка». Отгадывают, что в сундучке лежит банан.
В: - Ребята, вы молодцы. Справились со всеми заданиями гномика. И гномик угощает вас бананами. Давайте посмотрим, куда нам надо идти дальше?
Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. А как нам вернуться обратно.
Д: - Сказать волшебные слова.
В: - Правильно. А вернемся мы в садик тоже на воздушном шарике. Только нужно произнести волшебные слова.
Еники-беники шарик лети
Нас в детский сад скорей.
Закрывайте глазки и давайте все вместе. (повторяют волшебные слова)
В: - Мы вернулись обратно в садик. Расскажите, пожалуйста, где мы сегодня были? У кого мы были в гостях? Что мы делали в волшебном лесу? Что вам понравилось больше всего? А теперь:
Мы похлопаем в ладошки. Раз, два, три.
И попрыгаем немножко. Раз, два, три.
Мы тихонько покружились.
И на землю опустились.
Поднялись и потянулись
И друг другу улыбнулись
Здесь мы вместе Ты и я,
Потому что мы друзья.
И со всеми заданиями вы справились, потому что работали вместе и не ссорились. Молодцы.