Мария Волгина
Занятие по формированию грамматического строя речи для развития речевой культуры детей среднего возраста «Урок вежливости»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание :
Цель:
помочь воспитанникам освоить формулы словесной вежливости (обращение, благодарность, извинение) для развития речевой культуры детей среднего возраста.
Воспитательные задачи:
формировать доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим;
Развивающие задачи :
Публикация «Занятие по формированию грамматического строя речи для развития речевой культуры детей среднего возраста „Урок вежливости“» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Конспекты занятий
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
развивать связную, интонационную, выразительную речь, способность оценивать своё отношение к положительным и отрицательным поступкам;
Обучающие задачи:
учить высказывать предложения и делать простейшие выводы, подбирать слова противоположные по смыслу, излагать свои мысли понятно для окружающих.
Словарная работа:
Грубый, жадный, вежливый, трудолюбивый, неряшливый, опрятный.
Материалы и оборудование:
Буратино, картинки с отрицательными и положительными поступками, солнышко и отдельные лучики из картона, сигнальные карточки (солнышки) красного и зеленого цвета, альбомные листы с нарисованным солнышком, музыкальные композиции: "Если добрый ты", "Хорошо бродить по свету", акварельные краски, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, влажные салфетки.
Предварительная работа:
до НОД: беседы с детьми о правилах поведения в детском саду, общественном транспорте, разыгрывание ситуаций «В магазин за хлебом», «Который час», Чтение произведения В. Осеевой «Волшебное слово», рассматривание картинок с изображением положительных и отрицательных поступков детей, разучивание стихотворений «Вежливые слова», рисование «солнышка вежливости».
после НОД: чтение стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?», просмотр мультфильма о вежливости «Тигрёнок в чайнике».
Взаимосвязь с семьей:
Разместить в родительском уголке:
- папку-передвижку по теме: «До чего же хороши вежливые малыши»
- памятки для родителей «Как помочь ребенку быть вежливым»
Проблемная ситуация (вовлечение в деятельность)
Дети заходят в группу и встают в круг взявшись за руки:
Воспитатель: Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуйте, детишки: девчонки и мальчишки,
Здравствуйте, я вам скажу,
Всех я вас приветствую!
Ребята, давайте мы друг другу улыбнемся и подарим хорошее настроение. После чего дети проходят и садятся на стульчики.
Неожиданно для детей, в группе появляется Буратино, без разрешения садится на стульчик и отворачивается.
Воспитатель: -Ой, ребята, а кто это тут у нас?
Дети: - Это Буратино.
Воспитатель: -Как он тут оказался и почему мы его не заметили?
Дети: - Потому что Буратино прошел и не поздоровался, не спросил разрешения войти в группу и присесть на стульчик. - Он не знает, как правильно себя вести. - Надо научить его вежливым словам.
Процесс целеполагания
Воспитатель: - А как помочь Буратино стать вежливым?
Дети: - Можно научить его.
Выдвижение гипотез (проектирование) :
Воспитатель: - А как мы будем это делать?
Дети: - Научим вежливым словам.
Воспитатель: -Может быть пригласим его к нам на урок вежливости. Согласны?
Дети: - Да, согласны!
Воспитатель: - А еще я вам предлагаю для Буратино собрать солнышко вежливости.
Для того что бы собрать солнышко вежливости, нам необходимо выполнить задания.
Вы готовы помочь Буратино?
Дети:- Да, готовы!
Осуществление действий, проверка гипотез:
Первый лучик – дидактическая игра «Приветствие».
Предложить детям назвать варианты приветствия, в зависимости от того, какое время суток и с кем мы здороваемся (Здравствуйте, привет, доброе утро, добрый день, добрый вечер.)
Получив первый лучик один из детей прикрепляет его на доску к солнышку (так делается со всеми последующими лучиками)
Второй лучик – игра «Продолжи фразу».
Ребята, сейчас я буду читать вам начало фразы, а вы должны будете закончить её вежливым словом.
Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «…» (ПРИВЕТ)
А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …» (ЗДРАВСТВУЙ)
К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…» (ДО СВИДАНЬЯ)
Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…» (ИЗВИНИ)
Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…» (СПАСИБО)
Пестрая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…» (БУДЬ ЗДОРОВА)
Говорит Лиса Матрё на:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «…» (ПОЖАЛУЙСТА)
- Но не только слова должны быть у вас добрыми, надо, чтобы и поступки ваши были разумными, ясными, такими, чтобы никогда вам не пришлось за них краснеть и стыдиться.
Третий лучик – дидактическая игра «Что такое хорошо и что такое плохо».
Рассматривание картинок с разными поступками детей. Разбираем поступки положительные и отрицательные. У детей в руках солнышки желтого (положительный поступок) и красного (отрицательный поступок) цвета, при показе картинки и ее объяснении все дети показывают кружок нужного цвета, затем при помощи магнита прикрепляют картинку на доску, если на картинке положительный поступок прикрепляют на доску с права, отрицательный поступок прикрепляют на доску с лева.
Минутка отдыха:
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Четвертый лучик – игра «Наоборот».
Дети я буду говорить отрицательные слова, а вы должны подобрать положительные слова:
Слабый – … (Сильный)
Больной – … (Здоровый)
Злой – … (Добрый)
Плохой – … (Хороший)
Неряшливый –… (Опрятный)
Грустный – … (Веселый)
Пятый лучик – дети читают разученные ранее на занятиях стихотворения-правила о вежливых словах.
Мы все научились когда-то
Ходить, рисовать, говорить.
Давайте-ка вспомним, ребята,
Как добрым и вежливым быть.
Встречая друзей и знакомых,
С улыбкой в глаза им гляжу,
Быть вежливым очень легко мне,
Я «здравствуйте» первым скажу.
Придумалось кем-то красиво-
За помощь поблагодарить,
Обычное слово «спасибо»
Нельзя забывать говорить.
Прощаясь, мы все «до свидания»
Друг другу всегда говорим,
«Пожалуйста» -если желанье
Иль просьбу исполнить хотим.
Как много на свете полезных,
Красивых и ласковых слов.
Пожалуйста, только будь вежлив,
Ведь это-основа основ.
А вежливым быть очень просто :
Будь добрым-обычный совет,
Не важно, какого ты роста
И сколько тебе уже лет.
Воспитатель:- Молодцы ребята! Вы справились со всеми заданиями и помогли Буратино собрать солнышко вежливости, научили его «волшебным» словам. (Подарить солнышко Буратино)
-Ребята, мы с вами собрали солнышко вежливости для Буратино, а сейчас, я вам предлагаю нарисовать солнышко вежливости для наших гостей. Чтобы большие и маленькие всегда оставались вежливыми и добрыми. На предыдущем занятии мы с вами начали рисовать солнышко вежливости, сегодня я предлагаю вам закончить ваши работы, для этого мы с вами пройдем за столы, но прежде чем приступить к закрашиванию нашего солнышка, давайте разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Кисточку в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик,
Быть послушным научу.
После пальчиковой гимнастики дети приступают к закрашиванию красками солнышка вежливости (во время работы детей звучат музыкальные композиции "Если добрый ты", "Хорошо бродить по свету").
Формирование вывода, рефлексия:
- Что порадовало вас сегодня на занятии?
- Что удивило?
- Испытывали ли вы трудности в выполнении заданий?