Приложение МААМ

Занятие по формированию грамматического строя речи для развития речевой культуры детей среднего возраста «Урок вежливости»

Мария Волгина
Занятие по формированию грамматического строя речи для развития речевой культуры детей среднего возраста «Урок вежливости»
▼ Скачать + Заказать документы

Программное содержание :

Цель:

помочь воспитанникам освоить формулы словесной вежливости (обращение, благодарность, извинение) для развития речевой культуры детей среднего возраста.

Воспитательные задачи:

формировать доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим;

Развивающие задачи :

Публикация «Занятие по формированию грамматического строя речи для развития речевой культуры детей среднего возраста „Урок вежливости“» размещена в разделах

развивать связную, интонационную, выразительную речь, способность оценивать своё отношение к положительным и отрицательным поступкам;

Обучающие задачи:

учить высказывать предложения и делать простейшие выводы, подбирать слова противоположные по смыслу, излагать свои мысли понятно для окружающих.

Словарная работа:

Грубый, жадный, вежливый, трудолюбивый, неряшливый, опрятный.

Материалы и оборудование:

Буратино, картинки с отрицательными и положительными поступками, солнышко и отдельные лучики из картона, сигнальные карточки (солнышки) красного и зеленого цвета, альбомные листы с нарисованным солнышком, музыкальные композиции: "Если добрый ты", "Хорошо бродить по свету", акварельные краски, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, влажные салфетки.

Предварительная работа:

до НОД: беседы с детьми о правилах поведения в детском саду, общественном транспорте, разыгрывание ситуаций «В магазин за хлебом», «Который час», Чтение произведения В. Осеевой «Волшебное слово», рассматривание картинок с изображением положительных и отрицательных поступков детей, разучивание стихотворений «Вежливые слова», рисование «солнышка вежливости».

после НОД: чтение стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?», просмотр мультфильма о вежливости «Тигрёнок в чайнике».

Взаимосвязь с семьей:

Разместить в родительском уголке:

- папку-передвижку по теме: «До чего же хороши вежливые малыши»

- памятки для родителей «Как помочь ребенку быть вежливым»

Проблемная ситуация (вовлечение в деятельность)

Дети заходят в группу и встают в круг взявшись за руки:

Воспитатель: Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуйте, детишки: девчонки и мальчишки,

Здравствуйте, я вам скажу,

Всех я вас приветствую!

Ребята, давайте мы друг другу улыбнемся и подарим хорошее настроение. После чего дети проходят и садятся на стульчики.

Неожиданно для детей, в группе появляется Буратино, без разрешения садится на стульчик и отворачивается.

Воспитатель: -Ой, ребята, а кто это тут у нас?

Дети: - Это Буратино.

Воспитатель: -Как он тут оказался и почему мы его не заметили?

Дети: - Потому что Буратино прошел и не поздоровался, не спросил разрешения войти в группу и присесть на стульчик. - Он не знает, как правильно себя вести. - Надо научить его вежливым словам.

Процесс целеполагания

Воспитатель: - А как помочь Буратино стать вежливым?

Дети: - Можно научить его.

Выдвижение гипотез (проектирование) :

Воспитатель: - А как мы будем это делать?

Дети: - Научим вежливым словам.

Воспитатель: -Может быть пригласим его к нам на урок вежливости. Согласны?

Дети: - Да, согласны!

Воспитатель: - А еще я вам предлагаю для Буратино собрать солнышко вежливости.

Для того что бы собрать солнышко вежливости, нам необходимо выполнить задания.

Вы готовы помочь Буратино?

Дети:- Да, готовы!

Осуществление действий, проверка гипотез:

Первый лучик – дидактическая игра «Приветствие».

Предложить детям назвать варианты приветствия, в зависимости от того, какое время суток и с кем мы здороваемся (Здравствуйте, привет, доброе утро, добрый день, добрый вечер.)

Получив первый лучик один из детей прикрепляет его на доску к солнышку (так делается со всеми последующими лучиками)

Второй лучик – игра «Продолжи фразу».

Ребята, сейчас я буду читать вам начало фразы, а вы должны будете закончить её вежливым словом.

Встретив зайку, ёж-сосед

Говорит ему: «…» (ПРИВЕТ)

А его сосед ушастый

Отвечает: «Ёжик, …» (ЗДРАВСТВУЙ)

К Осьминожке Камбала

В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье

Ей сказала: «…» (ДО СВИДАНЬЯ)

Неуклюжий песик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,

Но сказал он «…» (ИЗВИНИ)

Трясогузка с бережка

Уронила червяка,

И за угощенье рыба

Ей пробулькала: «…» (СПАСИБО)

Пестрая корова Лула

Ела сено и чихнула.

Чтобы не чихала снова,

Мы ей скажем: «…» (БУДЬ ЗДОРОВА)

Говорит Лиса Матрё на:

«Отдавай мне сыр, ворона!

Сыр большой, а ты мала!

Всем скажу, что не дала!»

Ты, Лиса, не жалуйся,

А скажи: «…» (ПОЖАЛУЙСТА)

- Но не только слова должны быть у вас добрыми, надо, чтобы и поступки ваши были разумными, ясными, такими, чтобы никогда вам не пришлось за них краснеть и стыдиться.

Третий лучик – дидактическая игра «Что такое хорошо и что такое плохо».

Рассматривание картинок с разными поступками детей. Разбираем поступки положительные и отрицательные. У детей в руках солнышки желтого (положительный поступок) и красного (отрицательный поступок) цвета, при показе картинки и ее объяснении все дети показывают кружок нужного цвета, затем при помощи магнита прикрепляют картинку на доску, если на картинке положительный поступок прикрепляют на доску с права, отрицательный поступок прикрепляют на доску с лева.

Минутка отдыха:

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся.

Руки в сторону развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Четвертый лучик – игра «Наоборот».

Дети я буду говорить отрицательные слова, а вы должны подобрать положительные слова:

Слабый – … (Сильный)

Больной – … (Здоровый)

Злой – … (Добрый)

Плохой – … (Хороший)

Неряшливый –… (Опрятный)

Грустный – … (Веселый)

Пятый лучик – дети читают разученные ранее на занятиях стихотворения-правила о вежливых словах.

Мы все научились когда-то

Ходить, рисовать, говорить.

Давайте-ка вспомним, ребята,

Как добрым и вежливым быть.

Встречая друзей и знакомых,

С улыбкой в глаза им гляжу,

Быть вежливым очень легко мне,

Я «здравствуйте» первым скажу.

Придумалось кем-то красиво-

За помощь поблагодарить,

Обычное слово «спасибо»

Нельзя забывать говорить.

Прощаясь, мы все «до свидания»

Друг другу всегда говорим,

«Пожалуйста» -если желанье

Иль просьбу исполнить хотим.

Как много на свете полезных,

Красивых и ласковых слов.

Пожалуйста, только будь вежлив,

Ведь это-основа основ.

А вежливым быть очень просто :

Будь добрым-обычный совет,

Не важно, какого ты роста

И сколько тебе уже лет.

Воспитатель:- Молодцы ребята! Вы справились со всеми заданиями и помогли Буратино собрать солнышко вежливости, научили его «волшебным» словам. (Подарить солнышко Буратино)

-Ребята, мы с вами собрали солнышко вежливости для Буратино, а сейчас, я вам предлагаю нарисовать солнышко вежливости для наших гостей. Чтобы большие и маленькие всегда оставались вежливыми и добрыми. На предыдущем занятии мы с вами начали рисовать солнышко вежливости, сегодня я предлагаю вам закончить ваши работы, для этого мы с вами пройдем за столы, но прежде чем приступить к закрашиванию нашего солнышка, давайте разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

Кисточку в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу.

После пальчиковой гимнастики дети приступают к закрашиванию красками солнышка вежливости (во время работы детей звучат музыкальные композиции "Если добрый ты", "Хорошо бродить по свету").

Формирование вывода, рефлексия:

- Что порадовало вас сегодня на занятии?

- Что удивило?

- Испытывали ли вы трудности в выполнении заданий?

Публикации по теме:

Цикл НОД по формированию грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста (Можно использовать как материал к мониторингу) 1. Тема «Лунтик и его друзья» Приоритетная задача НОД: согласование имен существительных.

Конспект занятия по формированию грамматического строя речи «Кухонная посуда» (старшая группа) Программное содержание: Закреплять знания детей о кухонной посуде, о её качестве и назначении. Совершенствовать грамматический строй речи,.

«Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов Грамматическим строем языка ребенок начинает овладевать очень рано. Ребенок трех лет уже пользуется такими грамматическими категориями,.

Конспект НОД по формированию грамматического строя речи в старшей группе «Путешествие в зимний лес» Программные задачи: Расширять и уточнять знания детей о жизни диких животных. Учить составлять по образцу сложносочиненные предложения с.

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в 1 классе для детей с ТНР .

Контрольная работа «Комплекс игр по формированию грамматического строя речи для детей подготовительной к школе группы» Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов.

Коррекционная работа по формированию грамматического строя речи у детей с ОНР Процесс усвоения ребёнком грамматического строя сложный, он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Механизм.

Основные направления работы по формированию грамматического строя речи дошкольников .

Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматического строя речи у младших дошкольников «Во саду ли, в огороде» Открытое логопедическое занятие по формированию лексико-грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста на базе лексической.

Игровой материал для развития лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Дидактические игры применяются на фронтальных и подгрупповых занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по формированию грамматического строя речи для развития речевой культуры детей среднего возраста «Урок вежливости»
Опубликовано: 3 мая 2016 в 22:43
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие по формированию грамматического строя речи для развития речевой культуры детей среднего возраста «Урок вежливости»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Волгина (УИ 659833) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД