Татьяна Дудина
Проект «Чудесная Дымка» для детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проект "Чудесная Дымка" для детей среднего дошкольного возраста.
Пояснительная записка.
В наше сложное время, только такие понятия как «красота», «прекрасное» остаются неизменными. Необходимо, чтобы ребёнок видел только хорошее и доброе. Необходимо воспитывать у детей любовь к земле, творчеству людей, живущих на ней. Нам взрослым надо научить детей видеть прекрасное в окружающем и, чтобы сами дети старались сделать что – то красивое своими руками. И мы считаем, что в этом нам поможет русское народное искусство.
Публикация «Проект „Чудесная Дымка“ для детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковская игрушка. Проекты, планы
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Наше национальное русское декоративное искусство исстари славится своими традициями. А как же зарождались народные промыслы на Руси? Почему стали развиваться народные промыслы? Что бы мы хотели узнать об этом? Зачем нам это нужно? Чему мы хотели научиться? Выполняя эту программу, мы ответим на все вопросы и узнаем много полезного и интересного. И сделаем мы это на примере дымковской игрушки.
Цель проекта:
• Способствовать эстетическому воспитанию дошкольников;
• Воспитывать уважение, восхищение художественным мастерством умельцев, обобщить знания о декоративном народном творчестве.
. Развивать у детей эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, устойчивый интерес к изобразительной деятельности.
. Способствовать удовлетворению творческой самореализации одарённых детей.
Задачи проекта:
• Изучить истоки дымковского народного промысла;
• закрепить знания детей о характерных особенностях дымковской игрушки;
. учить детей лепить из глины дымковские игрушки;
• формировать умения создавать узоры, по собственному замыслу используя разнообразные работы кистью в изображении знакомых элементов;
• развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности;
• воспитывать любовь к искусству народных мастеров.
Принципы:
. от простого к сложному;
. доступность;
. наглядность;
. цикличность;
. систематичность и последовательность;
. принцип гумманизации педагогического процесса;
. принцип индивидуального развития.
Методы и приёмы:
. наглядные методы т. к. наблюдения, рассматривания;
. словесные т. к. чтение стихотворений, рассказов, загадывание загадок;
. практическое т. к. показ способов изображения, тактильное обследование предметов;
. метод моделирования.
Ресурсное обеспечение:
. оборудование: глина, вода, станок для лепки, с крутящейся основой, краски, кисти, палитра, непроливайки.
. учебно-наглядные пособия: подлинники дымковской игрушки, дидактические и настольно – печатные игры, книги со стихами о дымковской игрушке и рассказы об истории промысла, альбом с элементами узора, атрибуты для настольного театра.
Реализация проекта:
• Знакомство с историей дымковского промысла.
• Освоение элементов дымковской росписи.
• Лепка и роспись дымковских фигурок вылепленных детьми.
• Выставка детских работ.
Прогнозируемый результат:
. дети умеют самостоятельно лепить из глины игрушки и расписывать их элементами дымковского узора;
. умеют замечать элементы узора в окружающей природе;
. умеют эмоционально откликаться, переживать радость, удивление, восхищение от работы с глиной.
Показатели успешности освоения проекта:
уровень успешности освоения проекта можно определить, воспользовавшись разработкой доктора педагогических наук профессора Т. С. Комаровой “Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества”. Диагностика проводится три раза в год: в сентябре, январе и мае.
Анализ продукта деятельности
1. Форма:
3 балла – передана точно, части предмета расположены верно, пропорции соблюдаются, четко передано движение; 2 балла – есть незначительные искажения, движение передано неопределенно;
1 балл – искажения значительные, форма не удалась, части предмета расположены неверно, пропорции переданы неверно, изображение статическое.
2. Композиция:
3 балла – расположение по всему предмету, соблюдается пропорциональность в изображении элементов узора;
2 балла – на отдельных частях предмета; в соотношении по величине есть незначительные искажения;
1 балл – композиция не продумана, носит случайный характер; пропорциональность предметов передана неверно.
3. Цвет:
3 балла – передан реальный цвет предмета; цветовая гамма разнообразна;
2 балла – есть отступления от реальной окраски; преобладание нескольких цветов или оттенков;
1 балл – цвет передан неверно, безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете.
4. Ассоциативное восприятие пятна;
3 балла – самостоятельно перерабатывает пятно, линию в реальные и фантастические образы;
2 балла – справляется при помощи взрослого;
1 балл – не видит образов в пятне и линиях.
Анализ процесса деятельности
1. Изобразительные навыки:
3 балла – легко усваивает новые техники, владеет навыками действия изобразительными материалами;
2 балла – испытывает затруднения при действиях с изобразительными материалами;
1 балл – рисует и лепит однотипно, материал использует неосознанно.
2. Регуляция деятельности:
3 балла – адекватно реагирует на замечания взрослого и критично оценивает свою работу; заинтересован предложенным заданием;
2 балла – эмоционально реагирует на оценку взрослого, неадекватен при самооценке (завышена, занижена, заинтересован процессом деятельности;
1 балл – безразличен к оценке взрослого, самооценка отсутствует; заинтересован (равнодушен) продуктом собственной деятельности.
3. Уровень самостоятельности, творчества:
3 балла – выполняет задания самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами, самостоятельность замысла, оригинальность изображения;
2 балла – требуется незначительная помощь, с вопросами обращается редко, оригинальность изображения, стремление к наиболее полному раскрытию замысла;
1 балл – необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается, не инициативен, не стремиться к полному раскрытию замысла.
Шкала уровней: 0-8 – низкий уровень; 9-16 – средний уровень; 17-21 – высокий уровень. Мероприятия по реализации проекта:
Сентябрь
1. Диагностика изобразительных знаний, умений и навыков.
Цель: выявить знания, умения и навыки, имеющиеся у детей в области лепки и росписи поделок из глины.
НООД. 1. Лепка и роспись пряника.
Цель: диагностика знаний, умений и навыков.
2. Совместная деятельность. Заготовка глины для лепки дымковских игрушек.
3. Работа с родителями. Консультация «Роль лепки и росписи в развитии мускулатуры рук».
Октябрь.
НООД. 1. Познание «Знакомство с дымковской игрушкой».
Цель: знакомство детей с историей возникновения промысла.
2. Лепка и роспись «Шара».
Цель: учить лепить и расписывать предмет круглой формы.
Совместная деятельность.
1. Наблюдение за солнцем.
Цель: роль солнца в жизни и творчестве русских людей.
2. Рассматривание альбома «Ткани».
Цель: разнообразие круглой формы (цвета, размера) и использование её в бытовых предметах.
3. Дидактическая игра «Составь узор».
Цель: учить составлять узор из кругов разного цвета и размера на круглых и квадратных фигурах.
Работа с родителями. Мастер класс «Как готовить глину в домашних условиях».
Ноябрь.
НООД. 1. Чтение стихотворений Э. Котляра «Дарума и Ванька – Встанька»
Цель: развивать интерес к поэтическому творчеству.
2. Лепка и роспись «Тарелочка».
Совместная деятельность.
1. Рассматривание ветки рябины.
Цель: выяснить какой формы и цвета плоды рябины.
2. Прорисовка элементов дымковского узора на овале и прямоугольнике.
3. Дидактическая игра «Узор из сказки».
Цель: украшать силуэты дымковских игрушек узором.
4. Экскурсия в старшую группу.
Цель: знакомство с содержанием центра по изодеятельности (подлинники дымковских игрушек).
5. Беседа «Чем можно расписывать поделки из глины».
Декабрь.
НООД 1. Развитие речи «Составление рассказа по дымковской игрушке водоноска»
Цель: развивать диалогическую речь.
2. Лепка и роспись «Чашечка».
Цель: продолжать лепить и расписывать предметы, используя элементы дымковского узора.
Совместная деятельность.
1. Наблюдение за хлорофитумом.
2. Рассматривание иллюстраций к книге Э. Котляра.
Цель: обратить внимание детей на разнообразие и цветовую гамму узоров.
Работа с родителями.
Привлечь родителей к изготовлению атрибутов для праздника «Русский сувенир».
Январь 1. Промежуточная диагностика.
Цель: выявление знаний, умений и навыков и коррекция (если необходимо) дальнейшей работы.
2. Праздник «Русский сувенир»
Цель: развитие творческих способностей.
Совместная деятельность.
1. Рассматривание предметов гончарного мастерства: круги для лепки и молоточки для отбивания глины.
2. Дидактическая игра «Магазин игрушек».
Цель: из многообразия народных игрушек выбрать дымковские.
1. Наблюдение за снежинками и снежками.
2. Работа с родителями.
Памятка «Воспитываем любовь к Родине декоративное народное творчество».
Февраль. НООД.
1. Разучивание стихотворения Э. Котляра «Водоноска».
Цель: развивать память и выразительность речи.
2. Лепка и роспись «Чашка с блюдцем»
Цель: продолжать лепить и расписывать игрушки, используя круги и кольца.
Совместная деятельность.
1. Настольный театр по стихам Э. Котляра.
Цель: развивать творческие театральные способности.
2. Рассматривание иллюстраций к книге И. Я. Богуславской «Дымковская игрушка».
3. Дидактическая игра «Дымка».
Цель: создавать дымковскую игрушку – картинку из пазлов. Изготовление персонажей для настольного театра.
Март.
НООД. 1. Лепка и роспись «Ведёрко».
Цель: лепить и расписывать предмет полосками и кругами.
2. Составление сказки с использованием дымковских игрушек.
Цель: учить составлять сказку и рассказывать её.
Совместная деятельность.
1. Наблюдение за первыми весенними цветами.
2. Проработка лепки декоративных украшений.
3. Рассматривание гербария.
Цель: развивать умение видеть красоту и разнообразие в природе.
Работа с родителями.
Практическое занятие «Учим маму лепить из глины».
Апрель.
НООД. 1. Лепка и роспись «Птичка невеличка
Цель: продолжать лепить и расписывать игрушки, используя круги и кольца.
2. Разучивание стихотворения Э. Котляра «Летели две птички»
Цель: развивать выразительность речи.
Совместная деятельность.
1. Наблюдение за птицами.
Цель: уточнить строение птицы.
2. Дидактическая игра «Одежда для барыни».
Цель: подбирать узор, сочетая его с цветом кофты.
3. Роспись силуэтов дымковских игрушек.
4. Проработка лепки декоративных украшений (гармошка).
Работа с родителями.
Выставка детского творчества.
Цель: показать родителям произведения своего труда.
Май Итоговая диагностика.
НООД. Лепка и роспись пластины.
Ознакомление родителей с результатами итоговой диагностики.
Библиография.
1. И. Я. Богуславская «Дымковская игрушка» изд. Художник РСФСР г. Ленинград 1988г.
2. Г. Доронина «использование дымковской игрушки в работе с детьми» журнал «Дошкольное воспитание» №12 1990г.
3.. «Декоративно-прикладное искусство детям». Дошкольное воспитание №3 – 1997 г., с. 21.
4. Т. Казакова «Детское творчество – мир ярких и удивительных образов» журнал «Дошкольное воспитание» №4 1993г.
5. Н. Овечкина «Чуть - чуть прикоснуться к подлинно народному искусству» журнал «Дошкольное воспитание» № 4 1993г.
6. О. Сидоркина «Знакомство с чудесной дымкой» журнал «Дошкольное воспитание» №4 1995г.
7. Л. Пантелеева «Искусство русской глиняной игрушки» журнал «Дошкольное воспитание № 9 1989г.
8. Усова А. П.» Русское народное творчество в детском саду». Москва. 1961г.
9. Н. Б. Халезова «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду» изд. Просвещение г. Москва 1984г.