Светлана Шурыгина
Конспект занятия по формированию правильного звукопроизношения в старшей группе для детей с ОНР «Звук [М] и буква М»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Звук и буква «М».
Коррекционно – образовательные задачи:
Познакомить детей со звуком «М».
Четкое произнесение и характеристика звука «М».
Выделение первого и последнего согласного звука «М» в словах.
Воспроизведение слоговых рядов типа АМ – ОМ – УМ – ЫМ.
Звуковой анализ и составление схемы слогов типа АМ.
Коррекционно – развивающие задачи:
Развитие слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти, фонематического слуха, мышления, мелкой моторики и координации речи с движением.
Публикация «Конспект занятия по формированию правильного звукопроизношения в старшей группе для детей с ОНР „Звук [М] и буква М“» размещена в разделах
- Буква М и звуки [М], [М’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
Коррекционно – воспитательная задача:
Воспитание внимания к речи педагога и других детей.
Дизайн предметно – игровой среды:
Зрительные символы звуков «А, О, У, И, Ы, М», красный и синий домики для согласных и гласных звуков, предметные картинки с изображением продуктов, сумка со зрительным символом звука «М», игрушки: мышка, матрёшка, мартышка, машинка.
Ход занятия:
1. Повторение изученных звуков : «А, И, О, Ы, У» : игра с мячом.
* Определение первого звука в словах : автобус, иголка, утка, осы.
* Подбор слов на заданный звук.
2. Знакомство со звуком «М».
А) Загадка: Ростом разные подружки и похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка.
Приход игрового персонажа Матрёшки.
- Какой первый звук в слове матрёшка? (М)
б) Уточнение артикуляции звука «М».
На звук «М» губы сжаты вместе, они не пускают воздух.
Но он нашел путь: воздух идёт через нос.
Когда говорим звук «М», нос сердится, гудит и губы гудят.
Это можно почувствовать, если дотронуться до них пальцами.
В) Показ зрительного символа (карточка с изображением коровы).
Г) Показ жестового символа:
«Корова мычит» - указательные пальцы обеих рук приложить к голове, изображая рога.
Д) Повторение звука «М» : хором и индивидуально.
Е) Характеристика звука «М» - согласный, не можем петь, кричать, тянуть, воздух выходит с трудом, поэтому этот звук будет жить в синем домике.
3. Игра «Подарки для Матрёшки».
Показ предметов, в названии которых первый звук «М» : магнит, молоток, маска, монета, марля, мыло, машинка, мозаика.
4. Игра «Мамина сумка».
Рассмотреть и назвать продукты, в названии которых первый звук «М» и без такового.
(Маргарин, хлеб, масло, бублик, мука, печенье, молоко, сахар, макароны, майонез, вермишель, конфеты, батон).
Дети подходят к столу, называют выбранный продукт, определяют наличие звука «М».
Опускают в мамину сумку только те продукты, название которых начинается со звука «М». Остальные продукты остаются на подносе.
5. Синтез слов, состоящих из двух звуков.
На доску выставить символы звуков «М, А, У, О, И»
Комбинируя их по два, предлагается детям «прочитать» получившиеся короткие слова и догадаться, что они обозначают:
МУ – мычит корова. УМ – то, что помогает нам учиться.
АМ – Бармалей пугает детей. МЫ – когда много нас.
Чтение слогов: МА, МУ, МЫ, МО, МИ, АМ, УМ ИМ, ОМ, ЫМ.
6. Динамическая пауза «Мишка».
Топай, мишка, (топаем ногами)
Хлопай, мишка. (хлопаем в ладоши)
Приседай со мной, братишка, (приседаем)
Лапы вверх, вперед и вниз, (движения руками)
Улыбайся и садись.
7. Матрёшкина сказка.
Это было в игрушечном магазине. Как известно, ночью все игрушки там оживают. Вот однажды ночью маленькая матрё шка сказала своим соседям: «Эй, Мартышка, просыпайся! Эй, Мышонок, хватит спать! Давайте кататься на машине!» «Давай, давай!»- закричали Мышонок и Мартышка. Друзья залезли в маленькую машину и поехали по магазину.
Выбор слов со звуком «М» из сказки: магазин, матрёшка, мартышка, мышка, машина, маленькая.
8. Игра «Исправь ошибку».
Матрёшка неправильно называет местоимения «мой, моя» : мой машинка, моя игрушки, мой мышка.
9. Итог занятия. Обобщающие вопросы по теме:
- С каким звуком познакомились?
- Какой это звук?
- В каком домике живёт?
- Какие слова на этот звук называли?
10. Оценка деятельности детей.