МААМ-картинки

Использование словесных игр и упражнений в работе по формированию правильного звукопроизношения у дошкольников

Татьяна Воробьева
Использование словесных игр и упражнений в работе по формированию правильного звукопроизношения у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Овладение языком имеет большое значение для формирования у дошкольника психических функций, способностей, для приобщения его к человеческой культуре.

Звукопроизношение является структурным компонентом устной речи.

Важность этой задачи должны осознавать и воспитатели и родители. В психологии, и в педагогике дошкольный возраст рассматривается, как один из самых благоприятных периодов в формировании звукопроизносительной стороны речи. Упущение этого момента может привести к тяжёлым последствиям, а именно к нарушениям звукопроизношения.

Публикация «Использование словесных игр и упражнений в работе по формированию правильного звукопроизношения у дошкольников» размещена в разделах

Также недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребё нка: он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, может возникнуть умственное отставание, а впоследствии и неуспеваемость в школе.

Особенно важно чистое звукопроизношение, так как правильно слышимый и произносимый звук – основа обучения грамоте, правильной письменной речи.

Регулярное применение словесных игр и упражнений, как на занятиях, так и в повседневной жизни создаёт благоприятные условия для устранения недостатков звукопроизношения.

Овладение способностью к речевому общению создаёт предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребёнка об окружающей действительности, совершенствуются формы её отражения. Овладение ребёнком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Речевое общение создаёт необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.

Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияет на всё психическое развитие ребёнка, отражается на его деятельности, поведении. Тяжёлые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности речевых, контактов, в процессе которых осуществляется познание ребёнком окружающей действительности. Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребёнка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности).

Всё это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом, на выборе профессии.

В число речевых нарушений вошло и нарушение, связанное с дефектами звукопроизношения. Поскольку за последние годы число детей с данными проблемами увеличилось, это вызывает интерес желание вскрыть причины и пути исправления данного дефекта.

Цель и задачи работы

Целью своей работы я считаю развитие звукопроизношения и её коррекция с использованием словесных игр и упражнений в работе по исправлению недостатков звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

• Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка.

Упражнять в назывании слов с определённым звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове, используя словесные игры и упражнения.

• Отрабатывать дикцию, развивая умение внятно и отчётливо произносить слова и словосочетания с естественной интонацией.

• Развивать фонематический слух, речевое дыхание и правильную артикуляцию звуков родного языка.

Чтобы помочь дошкольнику овладеть звуковой культурой речи, должен быть соблюдён ряд условий :

1. Развивающая предметно-пространственная среда

Работая над ответственным делом развития речи детей и планируя нашу работу, мы помнили главное: наша работа достигнет намеченных нами целей только в том случае, если она будет протекать в необходимых для её успеха условиях. Для создания развивающей предметно-пространственной среды в группе мы пользовались рекомендациями, предложенными на курсах «Актуальные проблемы развития речи детей в ДОУ» к. п. н., доцентом А. А. Чеменёвой (НИРО). а также «Примерной общеобразовательной программой от рождения до школы» под редакцией Н. Е Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. Направление развивающей ППС – дать ребёнку повод для общения, при необходимости подкреплённый речевым образом (что сказать, о чём спросить и как целесообразнее это сделать).

2. Знание воспитателем содержание и методики работы по проведению словесных игр и упражнений в воспитании звуковой культуры речи.

Педагог должен знать, не только как обучать дошкольников (теорию, но и то, чему он их обучает, т. е. ему должна быть ясна сущность тех представлений, которые он формирует у детей (практику). Хорошо знать программу в целом и программу той возрастной группы, в которой он работает. Уметь руководствоваться дидактическими принципами при планировании и организации обучения.

Только при правильном соблюдении этих моментов возможно достижение эффективных результатов выполнения раздела программы воспитание звуковой культуры речи у дошкольников.

3. Учёт современных требований к организации и методике проведения образовательной деятельности – как одной из форм работы по развитию речи дошкольников.

4. Речь воспитателя – основной источник речевого развития детей. Требования к культуре речи воспитателя.

Дети успешнее будут усваивать звуки родного языка у воспитателя с внятной и отчётливой речью, чётко произносящего фразы, слова и каждый звук в отдельности, т. е. у педагога с хорошей дикцией. Педагог должен придерживаться литературных норм произношения, устранять в своей речи различные акценты, влияние местных говоров, правильно ставить ударения в словах.

В речи можно выразить тончайшие оттенки чувств, мыслей. Это достигается не только с помощью соответствующих слов, но и благодаря правильному использованию интонационных средств выразительности, силы голоса, темпа, логического ударения, пауз, ритма, тембра, мелодии. Стихи, сказки, рассказы, прочитанные или рассказанные воспитателем с использованием этих средств, помогают детям лучше понять содержание, почувствовать силу и красоту родного языка.

Речь воспитателя должна быть эмоционально насыщенной, богатой интонациями, достаточно громкой и неторопливой. Торопливость речи столь же недопустима в общении с детьми, как и неправильное произнесение звуков. Речь воспринимается лучше, если она протекает в слегка замедленном темпе. Такой темп повышает отчётливость речи, и наоборот, ускоренный темп делает её нечёткой, смазанной, трудной для восприятия. Сказки, рассказы, стихи для детей мастера художественного слова читают, как правильно, в более замедленном темпе, чем тот, который характерен для разговорной речи. Замедленную речь детям легче воспринимать, легче следить за её содержанием, запоминать текст.

Педагог должен самокритично относиться к собственной речи и при наличии недочётов в ней стремится к их устранению.

5. Интеграция программных задач в разных видах детской деятельности.

В занятия по развитию речи и подготовке к обучению грамоте, прогулки, в вечерние и утренние часы, а также в самостоятельную деятельность детей включаются

все виды словесных игр и упражнений.

На образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим, с художественной литературой, в процессе пересказывания детьми сказок, рассказов, при чтении стихотворений дети учатся произносить слова, правильно пользоваться голосом, выразительно читать.

Развивая речевой слух дошкольников при чтении сказок, рассказов, стихотворений обращается внимание на то, как они используют выразительные средства: в каких случаях повышают, или понижают громкость голоса, читают текст быстро или медленно, как читают стихотворение (торжественно, радостно и т. д.).

На занятиях по развитию элементарных математических представлений дети учатся составлять пространственно-временные модели, которые впоследствии применяются для пересказа. Использование символических средств на данных занятиях применяются для обозначения характеристик персонажей сказок и историй.

Музыкальная образовательная деятельность способствуют развитию речевого слуха. Также все части музыкального занятия способствуют развитию у детей нормального темпа речи, вырабатывают слитность и плавность речи, умение пользоваться интонационными средствами выразительности.

Все знания, которые получают дети на занятиях, должны осваиваться практически – это простая формула успеха при воспитании звуковой культуры речи.

6. Организация работы в повседневной жизни.

Вся система словесных игр и упражнений, используемых нами в группе, пронизывает все режимные компоненты и весь режимный процесс в целом. Разработанная система предполагает использование словесных игр и упражнений в течение всего пребывания ребёнка в детском саду. Все виды словесных игр и упражнений включались в такие виды деятельности как занятие по развитию речи, прогулки, в вечерние и утренние часы, а также в самостоятельную деятельность детей. В утренние часы детям предлагались игры и упражнения на дифференциацию свистящих и шипящих звуков. Утром игры на развитие речевого дыхания совмещались с утренней гимнастикой. Также в утреннее время ежедневно проводились и игры на развитие фонематического восприятия. Также проводились игры на развитие фонематического восприятия «Звенит-жужжит», «Где звук, «Красный-белый», и многие другие. На занятиях по развитию речи мы имели возможность проводить с детьми все виды словесных игр и упражнений, как с наглядностью, так и без неё. В вечернее и утреннее время организовывалась прогулка, где мы могли предложить весь комплекс словесных игр и упражнений и даже с наглядностью. На прогулке даже подвижные игры не оставались без внимания, они постоянно сочетались со словесными играми. Сюжетно-ролевые игры не обходились также без внимания. Всем известная игра «Магазин» дополнялась одноимённой словесной игрой «Магазин». Организация разнообразных словесных игр и упражнений в процессе всего пребывания ребёнка в детском саду (утро, занятия, прогулка, вечер, самостоятельная деятельность детей) дало возможность решить целый комплекс задач по развитию речи

7. Тесный контакт с семьёй. Проповедческая работа.

С каждым годом общество придаёт большое значение воспитательным функциям семьи, создаёт условия для повышения образовательного уровня и педагогической культуры родителей. Основными формами нашей совместной работы с семьёй по вопросам развития речи, а также звуковой культуры являются доклады и сообщения на родительских собраниях и конференциях; организация выставок наглядных пособий, дидактических игр с описанием их использования; открытые занятия по развитию речи для родителей; групповые и индивидуальные консультации, беседы, папки-передвижки и т. п.

8. Использование передового педагогического опыта новейших исследований по проблеме.

Методика формирования звукопроизношения у дошкольников постоянно развивается, совершенствуется и обогащается результатами научных исследований и передового педагогического опыта. В настоящее время благодаря усилиям учёных и практиков создана, успешно функционирует и совершенствуется научно обоснованная методическая система по формированию правильного звукопроизношения у дошкольников.

В процессе нашей работы по формированию звуковой культуры речи в старшем дошкольном возрасте нами было выделено 3 этапа работы по данному разделу :

I этап Диагностика недостатков звукопроизношения через использование словесных игр и упражнений.

Задача: Выявление уровня развития у детей звуковой культуры речи.

Для осуществления поставленной цели была отработана вся группа испытуемых. Для обследования речи детей, в частности её звуковой стороны, были использованы словесные игры и упражнения В. И. Селивёрстова, А. К. Бондаренко, Г. А. Тумаковой, Г. А. Каше и др.

Далее рассмотрим более подробно использование диагностики в процессе обследования состояния звуковой стороны речи у детей. В ходе всего обследования детям предлагалось ряд заданий, результаты которых показали уровень речевой симптоматики. Обследование звукового анализа показало, что у большинства детей не вызывает сложности в дифференциации звуков. В ходе обследования фонетической стороны речи детям было предложено 6 заданий. Из которых полностью справились 14 ребят. Чаще всего трудности возникали при подборе рифм к словам. Также в процессе обследования был сделан вывод, что на момент обследования ещё не все дети обладают способностью передавать разные интонации. Выполняя задания детям трудно было произносить фразу «Я пойду в школу» с удивлением, с радостью. Большинство детей передавали только вопросительную интонацию. Не вызывало затруднений в нахождении слов на заданный звук. В целом при выполнении всех предложенных заданий дети смогли справиться, но в произношение детей встречались недочеты: недостаточно чёткое произношение, недостаточно точная дифференциация в основном свистящих и шипящих звуков, неумение регулировать речевое дыхание.

Далее последовало обследование фонематического восприятия. В ходе диагностики детям были предложены игровые задания, вызвавшие у них большой интерес. В первом таком игровом задании необходимо было хлопнуть, когда услышишь необходимый звук среди других звуков. Задание оказалось не для всех детей лёгким, хотя большинство ребят с ним справилось. В следующем задании, также предлагалось хлопнуть, когда услышишь слог среди других слогов. Данное задание не всем оказалось под силу. В другом задании от детей требовалось назвать первый звук в словах. Все дети оказались внимательными и безошибочно справились с предлагаемым заданием. Задание - назвать последний звук в словах, также не вызвало сложностей. Закончив обследование фонематического восприятия, детям было предложено серия заданий для продолжения обследования звуковой стороны речи. Эта серия заданий показала, что ещё не все дети способны различать твёрдые и мягкие звуки, дифференцировать шипящие. В последующем задании детям давалась скороговорка, которую надо произнести быстро, медленно, тихо -, громко - шёпотом. В этом задании удалось увидеть, что ещё ни все дети владеют умением замедлять и убыстрять, но все же большинство детей говорят отчётливо, меняют темп речи и регулируют силу голоса. Из последующих заданий диагностики нами были сделаны выводы, что объём слов детей соответствует возрастной норме. В процессе обследования было замечено, что почти каждый ребёнок насыщает свою речь словами, обозначает все части речи, пользуется обобщёнными словами, группирует предметы по родовым признакам.

II этап Практическая деятельность.

Задача: Обогащение развивающей предметно - пространственной среды. Развитие правильного звукопроизношения, используя словесные игры и упражнения. Оптимизация работы с родителями.

В своей работе мы придерживаемся РППС предложенной на курсах «Актуальные проблемы развития речи детей в ДОУ» к. п. н., доцентом А. А. Чеменёвой (НИРО, так как считаем что данная среда наиболее полно подходит к нашей программе ДОУ

Вся наша работа по развитию звукопроизношения детей с использованием словесных игр и упражнений пронизывает все режимные компоненты и весь режимный процесс в целом. Данная работа предполагает использование словесных игр и упражнений в течение всего времени пребывания ребёнка в детском саду. Отбор словесных игр и упражнений проходил на основании данных диагностики. В итоге были отобраны словесные игры и упражнения на дифференциацию свистящих и шипящих звуков, на развитие фонематического восприятия, а также на развитие физиологического и речевого дыхания и др. В ходе работы были использованы словесные игры и упражнения выдающихся авторов (В. И. Селивёрстов, А. И. Бондаренко, Г. С. Швайко, О. С. Ушаковой, Л. П. Успенской, А. И. Максакова и др.).

В нашей работе после обследования звуковой стороны речи детей мы приступили к основной части работы, в которой мы попытались использовать словесные игры и упражнения для развития навыков звукопроизношения. Ежедневно в процессе работы детям данной группы предлагалось большое разнообразие словесных игр и упражнений. Все виды словесных игр и упражнений включались в такие виды деятельности как занятие по развитию речи, прогулки, в вечерние и утренние часы, а также в самостоятельную деятельность детей. В утренние часы детям предлагались игры и упражнения на дифференциацию свистящих и шипящих звуков. Так например, дети сами предлагали поиграть в понравившуюся игру «Кто быстрее соберёт вещие?» Данная игра представляет собой большую карту, посередине которой изображены предметы одежды, в названии которых есть звук с или ш. Аналогично данной игре в течении каждого утра проводились игры: «Магазин», «Поезд», «Цветочный магазин», «Пирамида», цель которых также являлось закрепление умений дифференцировать свистящие и шипящие звуки. Утром игры на развитие речевого дыхания совмещались с утренней гимнастикой. Также в утреннее время ежедневно проводились и игры на развитие фонематического восприятия. Большое желание поиграть у детей вызывала игра «Кто больше слов придумает. Цель данной игры не только активизировать словарь, но и автоматизировать звуки, что и было необходимо. Для данной игры не требовалось большой атрибутики. Игра ограничивалась мячом и фантами. В этой игре, назывался какой – либо звук, а детям (игра проходила со всей группой) предлагалось придумать слова, в которых встречается этот звук. Также были проведены игры на развитие фонематического восприятия «Звенит-жужжит», «Где звук, «Красный-белый», и многие другие. На занятиях по развитию речи мы имели возможность проводить с детьми все виды словесных игр и упражнений, как с наглядностью, так и без неё. Именно на занятиях можно в целом увидеть успехи и сложности каждого ребёнка. Постоянная организация словесных игр и упражнений на таких занятиях показало, что ни все дети до конца овладели умениями дифференциации, чёткого произношения. Так, например, в словесной игре «Кому, что положим» двое детей путали звуки с и ш, з и ж. Но было отмечено и немало успехов. Практически все дети умеют регулировать своё речевое дыхание и замедлять быстрый темп речи. Работа по формированию навыков звукопроизношения у детей не прекращалась и в вечерние часы. В это время большое внимание уделялось индивидуальной работе с каждым ребёнком. Проводились игры и на развитие речевого дыхания и на дифференциацию звуков. Как известно вечером детям предоставляется как можно больше свободного времени, чем за весь день. Но и здесь нельзя упустить возможности поиграть с детьми в словесные игры и упражнения. Практика показывает, что дети сами выбирают любимые игры и среди них очень часто оказываются словесные игры с наглядным материалом. Это ещё раз доказывает, что дети не теряют интерес к словесным играм и продолжают в них играть даже в не занятий. Самыми излюбленными играми детей данной группы оказались игры «Поиграем в лото», «Поезд», при этом в игру «Поезд» они играют как с наглядностью, так и без, загадывая, друг другу слова на последний звук.

В вечернее и утреннее время организуется прогулка, где тоже можно проводить данную работу, хотя и есть ряд ограничений. А так как работа проходила в тёплый период времени мы могли позволить использовать на прогулке весь комплекс словесных игр и упражнений и даже с наглядностью. На прогулке даже подвижные игры не оставались без внимания, они постоянно сочетались со словесными играми. Сюжетно-ролевые игры не обходились также без внимания. Всем известная игра «Магазин» дополнялась одноимённой словесной игрой «Магазин».

Уделялось большое внимание и словесным играм на развитие артикуляционной моторики. Утром, когда мышцы лица ещё находятся, расслабленном состоянии проводились, такие игры как «Вкусное варенье», «Лошадка», «Губы круглые, как бублик», «В лесу» и многие другие. Подобные игры не только увлекают детей, но и решают задачи по активизации мышц языка, губ, нижней челюсти, развитию силы голоса. Игры и упражнения на развитие силы голоса также присутствовали в данной работе. Но в отличии от всех других видов словесных игр и упражнений, игры и упражнения на развитие голоса мы старались проводить в помещении и только после приёма пищи. За период работы было проведено множество разных игр: «Успокой куклу», «Вьюга», «Гудок», «Дует ветер», Узнай по интонации». Подвижная игра «Перебежки» также организовывалась, с элементами словесных игр, что занимало детей и давало, возможность одновременно решать задачи по развитию речи и физическому воспитанию.

III этап Итоговая диагностика.

Задача: Выявление уровня овладения детьми звуковой культурой речи в процессе использования словесных игр и упражнений.

Для обследования и анализа речи детей, в частности её звуковой стороны, были использованы словесные игры и упражнения В. И. Селивёрстова, А. К. Бондаренко, Г. А. Тумаковой, Г. А. Каше и др., и диагностические таблицы предложенные программой «Развитие»

Таким образом, за весь период проведения данной работы были отмечены следующие достижения в формировании навыков звукопроизношения через использование словесных игр и упражнений. Дети с желанием шли на контакт и старались принимать активное участие в проведении диагностики и в организации игр и упражнений. В играх каждый ребёнок старался правильно выполнять задания. Вследствие этого было не трудно организовать разные игры и упражнения и решать задачи по развитию речевых навыков детей. Систематическое и целенаправленное проведение игр и упражнений дало возможность улучшить дифференциацию свистящих и шипящих звуков, нормализовать речевое дыхание, темп и силу голоса. Результаты данной работы привели к выводу, что если ежедневно осуществлять работу с использованием словесных игр и упражнений, то можно добиться не малых результатов в устранении недостатков звукопроизношения.

Организация разнообразных словесных игр и упражнений в процессе всего пребывания ребёнка в детском саду (утро, занятия, прогулка, вечер, самостоятельная деятельность детей) дало возможность решить целый комплекс задач по развитию речи. Результаты данной работы мы поместили в таблицы и схемы, из которых виден благоприятный прогноз дальнейшего развития детей: удалось улучшить чёткость произношения звуков, их дифференцировку, как в словах, так и во фразовой речи. Улучшилось положение органов артикуляции при произношении звуков.

За всё время работы дети с желанием играли в речевые игры и упражнения, проявляли интерес к занятиям по развитию речи, если вносились словесные игры и упражнения. Вследствие сохранённого интеллекта дети быстро понимали то или иное задание и легко справлялись с ним.

Проведённая работа ещё раз доказывает, что такая работа с использованием словесных игр и упражнений обязательно должна присутствовать в педагогическом процессе. Осуществляя словесные игры и упражнения, воспитатель делает жизнь детей в стенах садика ещё более интересной и разнообразной. Но нельзя забывать, что эффективность и благоприятные прогнозы зависят в первую очередь от личности воспитателя, от его знаний в различных областях, творчества и даже желания.

Таким образом, в работе по формированию навыков звукопроизношения важно грамотно подобрать и спланировать словесные игры и упражнения желания и вера воспитателя в благополучное будущее детей.

При соблюдении всех выше перечисленных условий в работе мы достигли того, что у практически у всех детей (98%) отсутствуют проблемы со звукопроизношением. На сегодняшний день основная работа с детьми практически закончилась, осталась только индивидуальная форма взаимоотношений. Индивидуально проводятся игры, упражнения по отработке тех навыков, которые ещё не совсем сильно закрепились у ребят

Успехи проведённой работы означают, что она (работа) проведена, не зря и есть смысл продолжать дальнейшее изучение проблемы.

Публикации по теме:

Использование дидактических игр и упражнений при работе над слоговой структурой слова. Часть 3 Игры, направленные на коррекцию слоговой структуры слов на уровне слогов 1. Игра «Хлопки». Повторите сложные слова с ребёнком по слогам/.

Использование дидактических игр и упражнений при работе над слоговой структурой слова. Часть 4 Игры, направленные на коррекцию слоговой структуры слов на уровне слов 1. Игра «Один – много». Для закрепления сложных слов можно усложнить.

Использование дидактических игр и упражнений при работе над слоговой структурой слова. Часть 5 Игры, направленные на коррекцию слоговой структуры слов на уровне предложений 1. Игра «Придумай предложение». Для закрепления сложных слов.

Использование дидактических игр и упражнений в работе по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОВЗ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 5 г. Курганинска муниципального образования.

Использование интерактивных игр в закреплении у детей с ЗПР правильного звукопроизношения В последние годы наблюдается увеличение числа детей с различными видами речевой патологии. Важное место при устранении нарушений речи, как.

Использование развивающих игр и упражнений в работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление.

Использование развивающих игр и упражнений в работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове,.

Картотека игр для правильного звукопроизношения .

Конспект фронтального занятия по формированию правильного звукопроизношения «Дифференциация звуков [К], [Х]» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ Коррекционно-образовательные задачи: 1. Уточнить произношение звуков [К], [Х]. 2. Упражнять в дифференциации звуков.

Консультация «Роль дидактических игр, игровых упражнений, ситуативных разговоров по формированию основ правильного питания» Здоровье человека во многом определяется качеством его питания в детском возрасте, когда формируется пищевой стереотип, вкусовые пристрастия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование словесных игр и упражнений в работе по формированию правильного звукопроизношения у дошкольников
Опубликовано: 25 марта 2018 в 00:23
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование словесных игр и упражнений в работе по формированию правильного звукопроизношения у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Воробьева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД