Лариса Михалева
«Овощи». Занятие по формированию лексико-грамматического строя и развитию связной речи в старшей группе для детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Вот так чудо, вот так раз!» («Овощи»).
Цель: развитие лексико-грамматического строя речи по теме «Овощи»
Задачи:
Коррекционно-образовательные.
1. Закрепить и обобщить знания об овощах, расширить и активизировать словарный запас.
2. Формирование навыков словообразования. Упражнять в образовании имен существительных единственного и множественного числа; существительных с уменьшительно- ласкательным значением; употреблении прилагательных – антонимов.
Темочки:
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- ТНР, заикание. Конспекты
- Темочки
Коррекционно-развивающие : развитие общей и мелкой моторики; развивать связную речь; коррекция зрительного восприятия и пространственного гнозиса через составление целого предмета из частей.
Воспитательные: воспитание интереса к занятию, к достижению результата от выполненной работы; желания общаться.
Оборудование: игрушки - петушок и собачка; макет огорода; разрезные картинки овощей (на каждого ребенка); контурные изображения овощей больших и маленьких; зашумлённые картинки, музыкальное оформление, натуральная тыква, тыквенный сок, разовые стаканчики, цветные карандаши, индивидуальные матерчатые очки для релаксации, горшочек с рассадой тыквы (или искусственная зелень).
Предварительная работа: заучивание с детьми стихов об овощах.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Ребята, у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся с ними и пожелаем добра.
Упражнение на развитие коммуникативных способностей «Мир, любовь, добро».
Дети стоят в кругу, взявшись за руки («подайте друг другу руки так, чтобы они у вас были ласковыми»).
«Мир, любовь, добро всем, кто справа от меня.
Мир, любовь, добро всем, кто слева от меня.
Мир, любовь, добро всем, кто сзади от меня.
Мир, любовь, добро всем, кто впереди меня».
II. Введение в тему.
1. Ребята, я вам расскажу историю про девочку Таню. Еще её ласково называют (как) – Танечка, Танюша. А как вас можно ласково назвать?
- Упражнение «Ласковые имена».
Я приглашаю вас встать вокруг этой полянки, только травку не топчите.
(Дети встают вокруг макета)
- рассказ (сопровождается тихой музыкой). Жила – была девочка. А какая она была, вы сами представьте: может у нее были черные волосы, а может и белые. Но она была очень доброй. Каждое утро она выходила во двор, чтобы встретиться со своими друзьями.
- Доброе утро, Тузик! - говорила она собаке, а Тузик отвечал ей громким лаем: ав-ав!
Как он отвечал? (звонко лаял, игриво тявкал – тяф-тяф-тяф, негромко рычал – р-р.)- индивидуальные ответы детей.
Потом Таня шла к забору и здоровалась с Петушком.
Поздоровайтесь и вы, ребятки. А петушок в ответ громко кукарекал.
У Танечки был свой маленький небольшой огород. (музыку выключить)
А что в огороде могло расти? На грядках в огороде росли овощи.
2. Хотите узнать, какие овощи росли у Танечки в огороде?
Тогда, вышли к огороду.
Сели все в кружок.
Собери картинку, милый мой дружок.
- игра «Разрезные картинки» (каждый ребенок индивидуально)
- Что у тебя получилось? Что у тебя на картинке?
- У кого зеленые овощи?
- У кого красные овощи?
3. Закрепление названий овощей. Игра «Подскажи словечко». Чтение детьми заранее выученных стихов.
- Без меня на грядке пусто
А зовут меня … капуста.
- Без меня вы как без рук.
В каждом блюде нужен … лук.
- Я веселый молодец,
Я зеленый … огурец.
- Любят дети с давних пор
Вкусный, красный помидор.
Вот спасибо, хорошо вы рассказали о том, какие овощи росли у Танечки в огороде. (собирают картинки в конверты)
4. Упражнение «Расскажи, что у тебя»
(Дети садятся за столы.)
За столы скорей садитесь.
И задания дождитесь.
И помочь мне постарайтесь.
На рисунках, что – узнайте!
(Раздаю контурные рисунки. Ответы детей по образцу.)
- на картинке контур огурцов. (У меня огурцы. Большой - огурец, а маленький – огурчик) и т. д. (индивидуальные ответы).
5. Практическая деятельность - работа на карточках. Игровое задание «Заколдованные картинки»
Ребята, угадайте, какие овощи спрятались на картинке? Назовите их.
- Раскрашивание одного овоща на зашумлённой картинке.
Задание: мальчики раскрашивают морковку, девочки – помидор. ( В ходе работы вопросы к детям: что ты раскрашиваешь, почему ты раскрашиваешь).
6. Активизация имен прилагательных.
Инсценировка «Диалог петушка и ребят». Вот какой веселый огород был у Танечки. Она его поливала, убирала сорняки. Но вот однажды Петя – Петушок среди зернышек увидел незнакомую косточку.
- «Интересно. Я раньше клевал пшено, но оно круглое, а это (какое, ребята) – овальное. Зернышко маленькое, а это - …большое. Мое зернышко – легкое, а это – тяжелое. Зерно – мелкое, а это – крупное. Странное семечко, не похожее на мои зернышки. Подарю – ка я семечко Тане.»
Давайте отнесем его Тане (Дети садятся вокруг макета огорода). Танюша не знала, откуда это семечко. И решили друзья его посадить и посмотреть, что же вырастит? Девочка принесла горшочек с землей, положила в землю семечко (проделываю все при детях). Полила водичкой, чтобы зернышко быстрее проросло, и попросила дождик полить его. Давайте и мы дружно попросим дождик, чтобы семечко скорее проросло.
Дождик, дождик, лей, лей,
Никого не жалей,
Чтобы травка зеленей
Вырастала поскорей.
(достаю горшочек с зеленью)
Посмотрите, появился зеленый расточек. Сейчас выглянет солнце жаркое и согреет его своими лучами. Попросим солнышко выглянуть.
III. Динамическая пауза.
- координация движений с речью «Солнышко».
«Солнышко, солнышко, погуляй у речки.
Солнышко, солнышко, разбросай колечки.
Мы колечки соберем, золоченные возьмем.
Поиграем, покатаем и тебе назад вернем»
IV. 1. Релаксация.
День растет росток, ночью растет росток. А мы ночью все должны спать. Лег Тузик, уснул Петушок, Танюша легла в кроватку. И вы закройте глазки. Наденьте все волшебные очки, и спите. (Включаю музыку, (кладу тыкву среди зелени, (собираю очки).
- растет наш расточек, и вы растете, к солнышку тянетесь.
- К солнцу потянулись.
Лучики достали.
К сердцу прижали.
Людям отдали и улыбнулись
2. Беседа с детьми. Упражнение в образовании относительных прилагательных.
Кукареку! Просыпайтесь!
К огороду собирайтесь!
Вот так чудо! Вот так раз!
Диво – дивное у нас.
Весь народ мчится к Тане в огород.
Вот так чудо!
Вот так раз – тыква выросла у нас!
- что же это такое? Посмотрите, какая она большая. Выросла из маленького семечка.
И солнышко его грело, и дождик поливал. Все о нем заботились, вот и выросла тыква большая. Она очень полезная, из тыквы варят кашу, компот, готовят сок, семечки. Как называется сок из тыквы? Каша? Компот? А тыквенные семечки любят и взрослые и дети.
И я вас приглашаю попробовать тыквенный сок и полакомиться тыквенными семечками.
V. Итог. Положительный. Спросить, о чём дети узнали.