Алла Сидорова
Занятие по формированию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе «Дикие животные и их детёныши»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Дикие животные и их детёныши.
Задачи: Активизировать и расширить словарь по теме. Совершенствовать навык звукового анализа. Упражнять в согласовании числительных с существительными и прилагательными. Закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные. Отработать использование в речи простых предлогов. Упражнять в подборе антонимов. Развивать слуховую память.
Оборудование: дидактическая игра "Лесная больница", предметные картинки по теме, картинки-символы, игрушечные животные, мяч.
Публикация «Занятие по формированию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе „Дикие животные и их детёныши“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
Ход занятия.
1.-Ребята, возьмите по одной картинке со стола и подумайте, с какого звука начинается название вашей картинки:
с твёрдого согласного;
с мягкого согласного;
или с гласного звука?
Теперь слушаем задание: сейчас сядут только те, у кого слово начинается с твёрдого согласного звука. Затем садятся те, у кого слово начинается с мягкого согласного звука. И, наконец, те, у кого слова начинаются с гласных звуков.
/Прежде чем сесть, дети выставляют на панно свои картинки. /
2.-Посмотрите ещё раз на картинки и подскажите, о чём или о ком мы будем говорить сегодня на занятии?
/На картинках - ёж, медведь, лиса, заяц, олень, волк, белка, лось./
Да, мы будем говорить о диких животных, причём наших лесов, т. е. тех, которые водятся у нас в республике Башкортостан. Сюда ещё можно добавить таких животных:рысь, барсук, бобёр, мышь.
-А почему они называются дикими?
И у каждого из них свой дом со с своим названием, в который они забираются долгой холодной зимой. И у нас как раз наступает зима. Я прочту вам стихотворение, а вы внимательно слушайте, а потом ответите,
Кто где живёт?
Зимой в берлоге мишка спит,
Под крышей воробей сидит.
Лиса рыжая - в норе,
Жучка - в тёплой конуре.
В логове лежит волчиха,
Под кустом дрожит зайчиха.
Белка спряталась в дупле,
Ёжик спит в сухой траве.
-Итак, кто где живёт?
3.-А теперь давайте посчитаем зверей в лесу (дидактическая игра "Один- два-пять" с мячом):
Один серый волк - два серых волка - пять серых волков
Один трусливый заяц -
Один косолапый медведь -
Одна хитрая лиса -
Одна рыжая белка -
Одна маленькая мышь -
Один рогатый лось -
Один колючий ёж -
4. Физминутка " У нас славная осанка. "
5.-Давайте поиграем в игру "Угадай и повтори". Я буду называть отличительные особенности какого-нибудь животного, а вы должны угадать, о ком я говорю, повторить мои слова, название этого зверя и взять с доски соответствующую картинку.
Злой,голодный,серый. волк.
Трусливый, длинноухий, серый.
Хитрая, рыжая,хищная.
Рыжая, маленькая, быстрая.
Большой, бурый, неуклюжий.
Рогатый, мощный, неторопливый.
Колючий, маленький, ловкий.
Маленькая, серая, юркая.
6. На доску выставляются картинки:
-на первую строчку - кость в тарелке;
-на вторую - стог, гриб, ягода.
-Ребята, все дикие животные делятся на две большие группы:хищники, которые питаются мясом, т. е. поедают более мелких животных; и травоядные, которые едят траву, грибы, зёрна. Подумайте, к какой группе можно отнести животное на вашей картинке и поставьте его на соответствующую строчку.
7. Работа на фланелеграфе - д/и "Лесная больница":
- Обратите внимание, у наших животных не хватает некоторых частей. Вы должны найти недостающее, верно назвать, чьё это (например, медвежья лапа или мышиный хвост0 и поставить на место - "вылечить животное".
Мне нужен лисий хвост.
Мне нужно заячье ухо. И т. д.
8.- А у нас в группе тоже спрятались разные звери. Давайте их отыщем. Скажите теперь, где вы нашли своё животное?
Я нашёл лису под столом.
Я нашла волка за стулом. И т. д.
9. Итог занятия. Игра с мячом.
-Давайте вспомним слова-антонимы, подходящие к нашим животным:
ловкий - неуклюжий
большой - маленький
трусливый - смелый
хитрый - простодушный
сильный - слабый
добрый - злой
быстрый - медленный
крупный - мелкий