Марианна Головчиц
Конспект занятия «Органы дыхания» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Систематизировать знания детей о строении и назначении органов дыхания.
Закрепить с детьми представления об органах дыхания и отметить важное значение их для человека;
Расширять кругозор детей, их словарный запас (ноздри, дыхательная трубка, грудная клетка, рёбра, лёгкие)
Закреплять гигиенические навыки, умение бережного отношения к органам дыхания и правильного ухода за ними;
Публикация «Конспект занятия „Органы дыхания“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Органы дыхания, лёгкие
- Старшая группа
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
Формировать стремление вести и поддерживать здоровый образ жизни и вызывать негативное отношение к вредным привычкам
Воспитывать любознательность, логическое мышление, сообразительность, умение внимательно слушать.
Материалы и оборудование: картины-схемы: лёгких; органов дыхания; карточки с проблемными ситуациями, воздушные шарики, бумажные салфетки (на каждого ребёнка, зеркало.
Ход занятия
Звучит запись письма от Доктор Пилюлькина
-Доргие дети старшей группы, хочу пригласить вас ко мне в лабораторию
Воспитатель входит в группу с детьми и приветствует гостей.
Доктор Пилюлькин приглашает детей к себе лабораторию и предлагает надеть белые халаты. Обращает внимание детей на специальное оборудование в его лаборатории.
Доктор Пилюлькин. Ребята, как вы считаете, для чего так много цветов?
Ответы детей. Чтобы было красиво, приятно пахло…
Доктор Пилюлькин. Правильно, цветы поглощают углекислый газ, который мы выдыхаем, а вырабатывают кислород, который нам так нужен для дыхания.
Мы рассмотрим органы дыхания по порядку.
Опыт 1
Доктор Пилюлькин. Ребята, а может ли человек долго находиться без воздуха?
-Давайте проверим, так ли это.
-Попробуйте глубоко вдохнуть, закройте ладошкой и рот и нос.
- Почему не смогли долго быть без воздуха?
Ответы детей. Нечем будет дышать, человек задохнётся …
Доктор Пилюлькин. Действительно человек без воздуха жить не может
-это очевидно!
Вывод: Человек не может жить без воздуха.
Ребё нок:
Правильно ребята:
Без дыханья жизни нет,
Без дыханья меркнет свет.
Дышат птицы и цветы
Дышим я, и он, и ты.
Доктор Пилюлькин. Действительно, без воздуха человек не может прожить, мы дышим постоянно и днём и ночью. Вдыхаем свежий воздух и забираем из него кислород.
А чем мы вдыхаем воздух, каким органом?
Отгадайте загадку:
Вот гора, а у горы
Две глубокие норы,
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит. (НОС)
Доктор Пилюлькин. Давайте проследим, куда движется воздух при дыхании. Для этого рты закрыли. Сделайте глубокий-глубокий вдох через нос и почувствуйте, куда движется воздух? Выдох. Ещё вдох.
- Куда сначала попадает воздух?
Ответы детей. В нос.
- Скажите, а может ли воздух попасть в рот?
Для этого сделайте вдох - ртом, а выдох- носом.
Ответы детей. Можем?
Доктор Пилюлькин. Да можно, но хочу вам сказать, что в воздухе летают мелкие частицы пыли,и если мы будем так дышать, то эта пыль окажется внутри нас. (В наших лёгких).
Опыт 2 (Исследование)
Доктор Пилюлькин. Я приглашаю вас рассмотреть свой нос.
Возьмите зеркало и рассмотрите свой нос.
Загляните внутрь. Что вы там видите?
Ответы детей. Нос и ноздри.
Доктор Пилюлькин. В носу есть два канала, как они называются?
Ответы детей. Ноздри. В носу воздух согревается.
Доктор Пилюлькин. Какого цвета стенка носа внутри?
Ответы детей. Розовые.
Доктор Пилюлькин. А знаете почему? (Потому, что там много кровеносных сосудов).
Доктор Пилюлькин. Что вы ещё заметили?
Ответы детей. Волоски.
- Как думаете, зачем они нужны?
Ответы детей. Волоски задерживают пыль и другие мелкие частицы.
Вывод: Наш нос находится на лице. Нос состоит из ноздрей, внутри он разовый и имеются волоски, которые задерживают пыль.
Опыт 3
Доктор Пилюлькин. Давайте возьмём в руки «контейнер» откройте его и определите, чем пахнет.
Ответы детей. Чесноком, лимоном, апельсином, духами …
Доктор Пилюлькин. Если бы не наш нос, как бы мы могли наслаждаться приятными запахами.
А еще нос первым сообщит мозгу о загрязнённом воздухе (газ, химические запахи, дым)
- Влад знает хорошее стихотворение про нос, и вам его прочитает.
Э. Мошковская «Мой замечательный нос»
Я ничего не знаю.
И вдруг мой нос говорит,
Что где-то у кого-то,
Что-то сейчас горит.
Я ничего не знаю.
Это нос доложил:
Кто-то купил апельсины,
И во-он туда положил.
Я ничего не знаю
Я в духоте сижу.
Нос говорит:
«Погуляем, я очень тебя прошу»
Ходишь с ним и гуляешь,
Он говорит со мной.
Он говорит:
«А знаешь пахнет уже листвой»
Вывод: Да ребята наш нос очень важный и нужный орган, он наш помощник
в определении запаха.
Доктор Пилюлькин. Ребята, вы немного устали, давайте мы отдохнём.
Физминутка "Солнышко"
Солнце утром рано встало, (Поднять руки вверх, потянуться.)
Всех детишек приласкало
Гладит грудку, (Массировать "дорожку" на груди).
Гладит шейку, (Поглаживать шею большими пальцами сверху вниз).
Гладит носик, (Кулачками растирать крылья носа)
Гладит лобик, (Проводить пальцами по лбу от середины к вискам).
Гладит ушки, (Растирать ладонями уши).
Гладит ручки, (Растирать ладони).
Вот. (Поднять руки вверх).
Доктор Пилюлькин. Предлагаю подойти к доске и рассмотреть схему попадания воздуха в наш организм.
- Итак, воздух попал в нос и рот, а дальше он движется по дыхательной трубке (Педагог показывает на схеме дыхательную трубку)
- Куда воздух бежит из дыхательной трубки?
-Ребята у нас в грудной клетке есть лёгкие, похожие на воздушные шарики.
-Они расширяются когда мы вдыхаем и сжимаются когда выдыхаем
Опыт 4 (Исследование)
Доктор Пилюлькин. Давайте, обследуем, как устроена грудная клетка.
- Какая на ощупь грудная клетка? (Дети обследуют на себе, и убеждаются, что грудная клетка ребристая).
- Обхватите ладонями обеих рук свои бока повыше пояса и глубоко вдохните воздух. Почувствовали, как расширяются ребра под ладонями, как надуваются легкие.
-А сейчас выдохните резко и ощутите, как сужается грудная клетка, выталкивая воздух из легких.
- Итак, мы сказали, что воздух из дыхательной трубки бежит в лёкгие. Покажите, куда воздух идёт из дыхательной трубки.
Доктор Пилюлькин. Нос, рот, дыхательную трубку, рёбра мы может увидеть или почувствовать. А лёгкие не можем, они находятся внутри и защищены ребрами. Давайте рассмотрим легкие на рисунке. Их два. Вот какие большие. В них воздух то заходит, то выходит.
Схема вдоха и выдоха (вдох- синими магнитами, выдох-жёлтыми)
Вывод: Под грудной клеткой расположены два лёгких.
Мультимедиа (Ноутбук) видео идущего человека с нормальным, ровным дыханием, и бегущего человека, который после того как остановился –дышит тяжело, глубоко через рот.
Доктор Пилюлькин. Как вы думаете, почему так по-разному дышат люди?
Ответы детей. Бегущий человек напрягается, прилагает больше усилий. А человек который просто идёт, он не напрягается, дыхание ровное, спокойное.
Доктор Пилюлькин. Очень важно тренировать свой организм и легкие, чтобы при небольших нагрузках не задыхаться.
-Что мы с вами делаем, чтобы наши лёгкие были тренированные?
Ответы детей. Делать гимнастику, быть на свежем воздухе, прыгать на скакалке и заниматься спортом
Доктор Пилюлькин. Давайте проведём небольшую игру, и на примере увидим, как работают наши лёгкие.
Опыт 5 «Шарики»
Детям раздаются шарики и они должны надуть при помощи выдоха.
- Вот какие красивые шарики у вас получились, чем сильнее ваши лёгкие, тем больше получились шарики. Молодцы!
Вывод: Так работают и ваши лёгкие, вдыхают воздух - расширяются, выдыхают воздух- сужаются.
Доктор Пилюлькин. Ребята, как вы думаете, а что вредно для наших лёгких?
Ответы детей. Курение, грязный воздух.
Доктор Пилюлькин. Правильно, очень вредно для легких курение, загазованный воздух.
Ответы детей. От неприятного воздуха человек начинает кашлять.
Доктор Пилюлькин. Здоровый человек начинает кашлять, если чувствует в воздухе запах дыма, пыли или газа.
-Кашель очищает верхние дыхательные пути, даже если мы поперхнемся крошкой.
-Ведь вы уже знаете, что опасно разговаривать во время еды или есть на ходу!
Игра "Что хорошо для дыхательной системы, а что вредно?"
Перед вами лежат картинки, на них изображены ситуации, когда человек бережёт свое горло, нос, рот и легкие, а когда наоборот, наносит большой вред своему здоровью. Разложите карточки на два поля ( черное и белое: вред-польза) и объясните свой выбор.
(Дети раскладывают карточки на двух мольбертах и объясняют.)
Доктор Пилюлькин. Ребята назовите органы дыхания,заполняя картину. (Дети называют и показывают на картине (правильно прикладывая органы дыхания) : нос, рот, дыхательная трубка, легкие).
Из всех опытов и исследований мы можем вывести правила здоровья
итак какие правила для сохранения здоровья мы с вами запишем?
1. – Заниматься спортом.
2. – Делать зарядку каждый день.
3. - Гуляйте на свежем воздухе.
4. Закаляться.
5. – Ежедневно употреблять в пищу полезные продукты,
овощи и фрукты.
6. – Дышать чистым свежим воздухом.
7. – Личная гигиена.
Доктор Пилюлькин. Всё что вы мне сказали, я записал и хочу подарить вам эти «Правила здоровья» и пожелать вам:
Чаще улыбаться, по пустякам не огорчаться.
Всегда иметь здоровый вид,
Вовек не знать, где что болит.
Вы очень хорошо сегодня потрудились и я для вас приготовил сюрприз
(отдаёт воспитателю поднос Занимайтесь спортом, Занимайтесь спортом, Занимайтесь спортом, Занимайтесь спортом, с сюрпризом).