Светлана Танюшкина
Конспект ООД по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей группы с использованием ИКТ «Свойства воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Форма проведения НОД: опытно-экспериментальная деятельность, решение проблемных ситуаций.
Форма организации детей: групповая.
Цель: активизация познавательной активности детей, совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать знакомить детей со свойствами воды;
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- дать представление о роли воды в жизни человека, растений и животных;
- закрепить умение делать выводы по итогам экспериментирования;
- активизировать словарь детей; существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.
Развивающие:
- развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, познавательный интерес в процессе экспериментирования, способность делать выводы.
Воспитательные:
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
- желание работать в коллективе;
- воспитывать аккуратность при работе с водой, осторожность
- бережное отношение к воде.
Оборудование: сюрпризный момент: игрушка Лунтик, фланелеграф, фигурки для фланелеграфа – кузнечик - Кузя, букашка - Мила, рыба - Пескарь Иванович, прозрачные пластиковые стаканчики, чайные ложки, ёмкости разной формы, пипетка, воронки, салфетки, ватные диски, вода, сахар - рафинад, соль, аудиозапись «Шум воды ручейка», проектор, экран, слайд-шоу: (по стихотворению Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде?») масло растительное, шприц большой, песок.
Предварительная работа: ООД по образовательным областям «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Рассматривание иллюстраций, фотоматериалов о различных водоёмах;
беседа «Кто живет в воде», «Водоёмы Приморского края»; опыты-эксперименты с водой; чтение художественной литературы по данной тематике, разучивание стихов, чистоговорок, отгадывание загадок; наблюдения в природе в разное время года; дидактические и развивающие игры; игры с водой
(Звучит аудиозапись песни «Дружба» дети стоят в кругу.)
Воспитатель: Доброе утро, всем. Сегодня прекрасная погода, которая подарит нам хороший день.
Придумано кем-то, просто и мудро.
При встрече здороваться «Доброе утро!»
Психологическая установка
Воспитатель: Ребята, возьмитесь за руки и пожелайте друг другу «Доброго утра».
А сейчас вместе с вами вдохнем через носик хорошее настроение, здоровье, удачу, доброту, красоту, а через ротик выдохнем все наши огорчения и обиды.
Воспитатель: А теперь, ребята, послушайте одну удивительную историю
Однажды на Луне родился ребенок. «Я родился» : сказал герой и очутился на Земле. (Показывает игрушку Лунтик.) На Земле у Лунтика появилось много друзей- кузнечик Кузя, божья коровка Мила и другие. Как-то Лунтик и его друзьями играли около пруда с мячом. И вдруг мяч упал в воду. Кузя хотел достать мяч, подошел к пруду потрогал воду и сказал: «Бр-р! Какая вода мокрая и холодная» В это время мяч подплыл к берегу, это пескарь Иванович его доставил.
Лунтик: Ой! Здравствуйте Пескарь Иванович.
Пескарь Иванович: А, Луннтик., иди-ка сюда, попробуй отгадать загадку.
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без. .
Отгадка (ответ) : Вода.
Звучит запись «Шум воды»
Воспитатель: Ребята, что это шумит?
Дети: Вода.
Воспитатель: Ребята, что вы знаете о воде?
Игра «Какая бывает вода?
(Дети стоят в кругу, воспитатель кидает мяч, кто его поймал называет признак воды. мокрая, холодная, горячая, теплая, чистая, грязная и состояние воды : пар, зимой вода - это лед и т. д.)
Лунтик: интересно, а какая вода бывает ещё? Какой она формы?
Воспитатель: Ребята, а вы знаете какая форма у воды? (Нет.)
Опыт1 : «Какая форма у воды?»
(На столе стоят прозрачные ёмкости разной формы- высокий стакан, круглая низкая чашка, выпуклая ваза для цветов, прозрачный куб воспитатель предлагает детям налить в эти ёмкости воду. Дети выполняют задание.)
Воспитатель: А теперь внимательно посмотрите и скажите, какую форму имеет вода.
(Дети делают вывод, что у воды нет формы, она имеет форму той емкости, в которую налита. А если вода разлилась, то она похожа на лужу.)
Лунтик: А я видел воду похожую на шарик.
Воспитатель: И где это ты видел воду, которая имеет форму шара?
Лунтик: Вы что забыли где я родился?
Дети: На луне.
Лунтик: Да я родился на луне и к нам прилетали космонавты и однажды у них из тюбика вытекло намного воды. Вода собралась в шар и стала летать по станции.
Воспитатель: Ребята, а я знаю, как можно проверить имеет ли вода форму шара.
( На столе: пластиковый 0,5 стакан с водой и пластиковый 0,5 стакан с растительным маслом, шприц - 50.)
Воспитатель: Дети скажите, что в этом стакане?
Дети: В этом стакане вода.
Воспитатель: А во втором стакане? А во втором стакане растительное масло, то самое масло, на котором ваши мамы жарят котлеты, рыбу, картошку и другие вкусные блюда.
Теперь внимательно наблюдайте, что я буду делать. Я набираю в этот большой шприц растительное масло, опускаю иглу в стакан с водой и выпускаю масло в воду. Посмотрите, что у нас происходит?
Дети: Масло поднялось на поверхность воды.
Воспитатель: Правильно, масло поднялось и на поверхности воды появились масляные пятна. А теперь посмотрите, что произойдет если я сделаю наоборот. То есть я набираю в шприц воду, опускаю иглу в стакан с маслом, осторожно выпускаю воду в растительное масло. Что вы видите? На что стали похожи капельки воды?
Дети: Капельки воды стали похожи на пузыри-шарики.
Воспитатель: Значит, мы можем сказать, что вода может иметь форму?
Дети: Вода может иметь форму шара.
Лунтик: Ребята, а где можно найти воду?
Дети: (В кране, озере, в тучке-дождик, в речке.)
Ребенок: Вода в морях и океанах,
Озерах, реках и прудах.
И без нее не обойтись нам
Ни в селах, и ни в городах.
Цените воду, берегите:
Природой дан нам дар такой
Лунтик: а давайте сходим на речку и немного поплаваем.
Физкультминутка:
Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)
Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)
Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)
Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)
И на травке отдыхаем.
Воспитатель: ребята давайте поиграем в игру «хорошо-плохо» Я буду читать предложения и если вы с ним согласны, то говорите слово «Хорошо», а если не согласны «плохо»
1. Нам нужна вода-водица, чтоб напиться и умыться. (Хорошо.)
2. Водой можно закаляться, с водой можно поиграть, приготовить суп и кашу, и одежду постирать.
3. Если в жару холодной воды напиться, то можно сильно простудиться.
4. Горячей водой можно обжечься
5. Вода нужна полить цветы, растения в огороде, на водопой к реке всегда животные приходят
6. В воде живут различные животные, возле воды обитают птицы
7. Если неаккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно поскользнуться и упасть
8. Если не умеешь плавать, то можно утонуть
9. Бывают наводнения и тогда они разрушают дома
Опыт. «В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются»
Лунтик: ребята, посмотрите, что стоит на столе?
(На столе стоят 2 емкости, в которых насыпаны соль и сахар, перед каждой парой детей стоит стакан с водой.)
Воспитатель: Что лежит в первой баночке вы узнаете если загадки отгадаете.
В воде она родится,
Но странная судьба —
Воды она боится
И гибнет в ней всегда.
Ответ: Соль
И третья загадка: Салат заправить им так классно!
Вкусно растительное… (масло).
Лунтик: Ребята, а почему сахар и соль боятся воды?
Дети: потому что они в воде исчезают.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что станет с солью и сахаром, если мы положим их в воду. Возьмите кусочек сахара и размешайте ложкой. Что получается? Растворился сахар или нет?
Лунтик: А теперь давайте в другой стакан положите соль. Размешайте ее. Исчезла соль? Почему?
Дети: Соль растворилась в воде.
Воспитатель: А теперь посмотрите, я налью несколько капель масла в стакан с водой. Что произошло с маслом? Оно растворилось?
Дети: масло не растворилось в воде. Оно плавает на поверхности воды желтыми капельками.
Воспитатель: Можно ли пить такую воду? А почему? (Ответы детей.)
Лунтик: Ой, ребята надо воду как то почистить
Очистка воды с помощью фильтров (из ватных дисков, марли, салфеток, песка).
Воспитатель: Куда же делось масло? Всё масло осталось на фильтре. Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды Вода - одно из самых удивительных веществ на планете. Всё живое на земле нуждается в воде, поэтому её надо беречь и охранять! Ребята, а как надо беречь, охранять её
Воспитатель: Молодцы, ребята. Сейчас, когда вы провели опыты с водой солью, сахаром, маслом, с каким свойством воды вы познакомились?
Дети: Вода одни вещества может растворять, другие – нет.
Воспитатель: Ребята Вода – добрый друг и помощник человека. Это одно из удивительных веществ на планете. А какие свойства воды мы узнали?
Дети: Вода – бесцветная, прозрачная жидкость.
Вода не имеет форму емкости, в которую налита, а в невесомости вода имеет форму шара.
Вода может растворять одни вещества, а другие нет.
Воспитатель: А теперь посмотрите на экран. Так выглядит наша планета Земля из космоса (показ слайда). На снимке видно, что нашу планету недаром зовут голубой планетой. Вот как много воды у нас на земле! Ребята, как вы думаете, кому нужна вода? (Ответы детей.) Правильно, вода нужна и людям, и растениям, и животным, и птицам. Капелька предлагает вам поиграть в игру.
Речевая игра «Закончи предложение» : «Вода нужна людям (животным, птицам, растениям) для того, чтобы…».
Слайд-шоу по стихотворению Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде?
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня с вами занимались? Что нового вы узнали о воде? Понравилось ли вам проводить опыты с водой? Что показалось самым интересным? (Ответы детей.)
Звучит запись «Шум воды ручейка».
Лунтик: благодарит детей за то, что они рассказали много интересного о воде. Пообещал сам узнать что-то интересное о свойствах воды и следующий раз рассказать об этом детям.
Используемые материалы :
1. https://pedsovet.su/stihi/5719_korotkie_pro_vodu
2. https://naukaveselo.ru/
3. Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Страна Чудес» Козлова Н. А МДОУ «Ясли-сад» г. Донецк.
4. Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему «Волшебные капельки воды» Базаева Ю. А.
5. https://zagadochki.ru/zagadka-esli-ruki-nashi-v-vakse.html