Получи документы

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии «Как человек использует свойства дерева»

Людмила Иванова
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии «Как человек использует свойства дерева»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по экологии «Как человек использует свойства дерева»

для детей подготовительной группы

Цели:

• закрепление знаний детей о свойствах дерева;

Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии „Как человек использует свойства дерева“» размещена в разделах

• формирование представления о том, как человек использует свойства дерева в своих целях.

Предварительная работа:

• организация выставки народных промыслов России (хохлома, городецкая роспись, игрушки, резьба по дереву и др.);

• проведение экскурсии с детьми по городу с целью рассматривания деревянных домов, элементов их украшений;

• повторение уже изученных свойств дерева (не тонет, горит, прочное, может быть гладким или шершавым, издает звонкий звук, имеет запах и цвет).

Оборудование: дидактические игры «Данетка на загаданное слово»; «Хорошо — плохо»; «Письмо Лесника»; аудиозаписи и аудиоаппаратура.

ЗАГАДКИ

Склеите корабль, солдата,

Паровоз, машину, шпагу.

А поможет вам, ребята,

Разноцветная…

( Ответ: бумага.)

Я белая, как снег, Дружу с карандашом,

Где он пройдет, Там заметку кладет.

( Ответ: бумага.)

Ход деятельности:

Педагог:

Ребята, в выходные дни во время прогулки по лесу мне встретился Лесник. Он передал для вас письмо. Давайте прочитаем его. (Читает «Письмо Лесника».)

«Здравствуйте, дорогие ребята! Давно вы не навещали меня, давно в лес не приходили. Соскучились по вам лесные жители и просили меня загадать вам загадку:

Нам в дождь и зной поможет друг,

Зеленый и хороший.

Протянет нам десятки рук

И тысячи ладошек.

О чем эта загадка?»

Дети:

О дереве.

Педагог:

Совершенно верно. (На экране появляется изображение дерева.) Как вы думаете, дерево живое или нет?

Дети:

Живое.

Педагог:

Почему вы так думаете?

Дети:

Оно дышит, питается, растет, размножается.

Педагог:

Правильно. Вы помните, что мы с вами делали на прошлом занятии?

Дети:

Проводили опыты с деревом.

Педагог:

Давайте вспомним и перечислим свойства дерева.

(Дети перечисляют свойства дерева.)

Педагог:

А сейчас мы поиграем в игру. Я загадаю слово, а вы отгадайте его.

(Педагог загадывает слово «шкаф». Дети по алгоритму игры «Да — нет» отгадывают его (ОТСМ-ТРИЗ).)

Педагог:

Из чего сделан шкаф?

Дети:

Из дерева.

Педагог: Почему для изготовления шкафа человек выбрал именно дерево?

Дети: Оно твердое, прочное.

Педагог: Что еще делают из дерева, учитывая его прочность?

Дети: Стол, стулья, диван, дома.

Педагог: А чем деревянные дома лучше каменных?

Дети: Они теплые.

Педагог: Верно. Однако деревянные дома имеют одно не очень хорошее свойство. Вы знаете, какое?

Дети: Деревянные дома легко загораются и быстро горят.

Педагог: Да, увы, это так. Мы с вами видели на прошлом занятии, как горит дерево. Давайте продолжим игру.

(Педагог загадывает слово «лодка». Дети по алгоритму отгадывают его.)

Педагог: Лодка тоже деревянная. Как вы думаете, почему лодку делают из дерева?

Дети: Потому что дерево не тонет, оно легче камня или железа. А лодка нужна, чтобы плавать по воде.

Педагог: Правильно. Отгадайте следующее слово.

(Педагог загадывает слово «матрешка». Дети по алгоритму отгадывают его.)

Педагог: Какое свойство дерева использовано при изготовлении матрешки? Опишите матрешку. Какая она?

Дети: Твердая, прочная, гладкая.

Педагог: Почему матрешка должна быть гладкой?

Дети: Потому что это игрушка, в нее играют дети. Матрешки делают гладкими, чтобы дети не всадили занозы. А еще для того, чтобы их было легче расписывать.

Педагог: Какие еще деревянные предметы должны быть гладкими?

Дети: Игрушки, мебель, деревянная посуда.

Педагог: Посмотрите на эти предметы и потрогайте их.

(Дети трогают предметы из дерева.)

Педагог: Действительно, игрушки и посуда из дерева гладкие, а сверху покрыты лаком. Посуда из дерева очень удобная в применении, она не бьется. Давайте продолжим игру.

(Педагог загадывает следующее слово — «скрипка». Дети по алгоритму отгадывают его.)

Педагог: Почему скрипки делают из дерева?

Дети: Дерево может издавать звук.

Педагог: Какие еще музыкальные инструменты, сделанные из дерева, вы знаете?

Дети: Ложки, гитара, маракасы, трещотки, гусли.

Педагог: Давайте попробуем поиграть на ложках.

(Звучит русская народная песня «Ах вы, сени, мои сени». Дети имитируют игру на ложках.)

Педагог: Так что же хорошего в деревянных предметах?

Дети: Они прочные, гладкие и не тонут.

Педагог: А что плохого?

Дети: Они легко загораются и быстро горят.

Педагог: Правильно, поэтому дерево часто заменяют другими материалами. Скажите, как человек использует свойства дерева?

Дети: Из дерева строят дома, лодки, изготавливают музыкальные инструменты, посуду, мебель.

Педагог: Все верно, поэтому роль дерева так велика в жизни человека.

Приложение 2

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии «Лес — наше богатство» для детей подготовительной группы

Цель: формирование у детей представлений о значении леса в жизни человека (в оздоровительном, эстетическом, хозяйственном аспектах).

Задачи:

• систематизация представлений воспитанников о лесе как об экосистеме;

• объяснение причин исчезновения лесов (обращение внимания детей на экологически неграмотное поведение в лесу);

• воспитание бережного отношения к лесу;

• совершенствование речи, развитие фантазии, изобретательности.

Оборудование: глобус; картинки с изображениями лиственного, хвойного и смешанного лесов, разных пород деревьев; схема к системному оператору «Дерево» (ОТСМ-ТРИЗ); листы бумаги, краски, кисти; аудиозаписи и аудиоаппаратура.

Ход деятельности:

(Звучит аудиозапись «Звуки леса» : шелест листвы, птичье пение.)

Педагог: Дорогие ребята, сегодня мы отправимся с вами в необычное путешествие — в сказочный, волшебный лес.

(Педагог читает стихотворение С. Погореловского «Здравствуй, лес!».)

Беседа «Лес в жизни человека»

Педагог: Лес занимает большую часть территории суши. (Показывает на глобусе лесные массивы.)Лес бывает хвойный и лиственный. Назовите деревья, которые относятся к хвойному лесу. (Показывает картинку с изображением хвойного леса.)

Дети: Ель, сосна, кедр.

Педагог: Правильно, у них есть иголочки, хвоинки. А какие деревья растут в лиственном лесу? (Показывает картинку с изображением лиственного леса.)

Дети: Дуб, береза, ольха. У них есть листочки.

Педагог: Правильно. А что такое лес?

Дети: Место, где много деревьев.

Педагог: Какие деревья растут у нас в лесу?

Дети: Осина, береза, ель, сосна, пихта, рябина.

Педагог: Как называется лес, где растут разные деревья? (Показывает картинку с изображением смешанного леса.)

Дети: Смешанный лес.

Педагог: Как называется лес, где растут березы? (Показывает соответствующую картинку.)

Дети: Березовая роща.

Педагог: А где растут сосны? (Показывает соответствующую картинку.)

Дети: В сосновом бору.

Педагог: Подумайте и скажите, для чего нужен лес?

(Дети высказывают свои предположения.)

Педагог: Лес выполняет важные задачи для жизни на земле. Деревья поглощают из воздуха углекислый газ и выделяют кислород. Лесной покров защищает поверхностный слой почвы от размывания и выветривания, предохраняет реки и озера от обмеления. Листья, цветы, плоды и семена деревьев служат кормом для насекомых, птиц, мелких млекопитающих. Лес многое дает и людям. Он является основным источником энергии (например, при сжигании древесины). Лесные плоды, ягоды, орехи используются в кулинарии и медицине. Как вы думаете, что еще дает нам лес?

Дети: Дрова. Из деревьев строят дома, делают мебель, посуду, бумагу.

Педагог: Совершенно верно. Послушайте стихотворение о важности леса, которое выучил (называет имя ребенка).

(Воспитанник подготовительной группы читает отрывки из стихотворения С. Маршака «Праздник леса».)

Педагог: Лес нужен всем. Он не только источник жизни, он — бесценная красота! В лесу живут разные птицы, звери, насекомые, растут деревья, кустарники, травы, цветы. И все это надо беречь! В наше время лес вырубается, загрязняется. Если это будет так продолжаться, то многие леса исчезнут, а наша планета потеряет десятую часть видов животных. Ученые и экологи всех стран стараются остановить такое хищное разорение природы. Для этого часто в лесах вешают плакаты, например:

Много леса — не губи!

Мало леса — береги!

Нет леса — посади!

Чтобы сохранить лес, надо на месте каждого срубленного дерева обязательно посадить два новых. Для этого даже есть специальный день — Всероссийский день посадки леса, который отмечается в этом году 9 мая. Посмотрите, какой прекрасный мир окружает нас! Деревья, травы, цветы, солнце — все это природа. Человек — часть ее и неотделим от нее. Она кормит нас, поит, одевает и радует. Природа щедра и бескорыстна. Она делится с нами своими дарами, а взамен требует лишь одного — чтобы мы с вами были к ней добры, берегли ее. К сожалению, многие люди забывают об этом. А теперь давайте поиграем!

Игра «Можно — нельзя»

Педагог называет действия, которые совершают люди в лесу. Дети хором отвечают, можно это делать или нельзя:

• ломать деревья и ветки (нельзя);

• сажать деревья (можно);

• топтать на лугах цветы (нельзя);

• ходить по тропинкам (можно);

• рвать много цветов (нельзя);

• любоваться цветами (можно);

• оставлять мусор в лесу (нельзя);

• собирать мусор в яму и закапывать его (можно);

• разжигать костры в лесу (нельзя);

• беречь лес от пожара (можно);

• шуметь в лесу (нельзя).

Дидактическая игра «Кто живет в лесу?»

Цель: развитие умений называть, классифицировать предметы по признакам, выделять общие признаки и различия, части целого, называть предметы.

Рассматриваются отдельно: лесные животные (звери, лесные птицы, насекомые) и лесные сказочные существа (Лесовичок, Кикимора, Леший, Баба Яга и т. д.).

Метод морфологического анализа — дидактическая игра «Кто живет в лесу?»

Можно использовать в работе с детьми по созданию сказочных персонажей (животных, птиц, насекомых). Например, создать образ сказочного зайца : красного цвета, ростом с горошину, очень хитрого, с веерообразным хвостом, живущего в дупле. Такой персонаж может жить в сказках, придуманных воспитанниками.

Физкультминутка

Дети повторяют за педагогом движения, сопровождаемые соответствующим текстом.

Педагог: Почти все лесные растения целебные. Не зря говорится, что лес излечит, обогреет, накормит.

(Педагог читает стихотворение из «Сказки про всех на свете» Б. Заходера.)

Педагог: А теперь давайте еще поиграем.

Игра «Будь внимателен»

Педагог раскладывает перед одним из воспитанников рисунки с изображением деревьев. Ребенок смотрит на них внимательно, пытаясь запомнить, затем отворачивается. Педагог убирает один рисунок, ребенок должен угадать, изображение какого дерева не хватает. Игра повторяется несколько раз с разными воспитанниками.

Продуктивная деятельность : рисование

Педагог: А теперь давайте сделаем подарки нашему знакомому Лесовичку. Возьмите листы бумаги, краски, кисти и нарисуйте свои впечатления о лесе.

(Дети рисуют, педагог оказывает им индивидуальную помощь.)

Рефлексия

Педагог: Почему мы с лесом дружим,

Для чего он людям нужен?

1-й ребенок: Лес — зеленый наряд нашей земли.

2-й ребенок: Лес — дом животных и птиц.

3-й ребенок: Лес — наше богатство.

4-й ребенок: Лес — красота нашей природы.

Педагог: Ребята, что вы узнали интересного из нашей беседы?

Дети: Лес надо беречь. Нельзя загрязнять мусором поляны, озера, ломать и рубить зря деревья. Нужно, напротив, сажать новые деревца.

Педагог: Правильно! Будьте верными друзьями природы. Любите, охраняйте, сажайте, оберегайте леса.

Публикации по теме:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ОБЖ и экологии «Лесные пожары» Ожидаемый результат взаимодействия с детьми: • Дети должны знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способы безопасного.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии «Мир природы»Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии «Мир природы» Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии «Мир природы» Цель. Закрепить знания детей о природе в целом: живая и.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии в младшей группе «Мир насекомых» Конспект занятия в младшей группе «Мир насекомых» Цель: вызвать интерес к миру насекомых; познакомить с их разнообразием. Материалы: карточки.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии в подготовительной группе «Осень в лесу». Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии в подготовительной группе «Осень в лесу». Задачи: Образовательная: -Углубить.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии в средней группе «Воздух окружает нас»Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии в средней группе «Воздух окружает нас» Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе. Интеграция образовательных областей:.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему «Свойства воды» Цель. Формировать представления детей о некоторых свойствах воды: жидкость без вкуса, цвета, запаха и формы; текучая, может разливаться.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по логопедии «Человек и его тело» .

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе по экологии «В гости к дереву» Программное содержание: - учить детей радоваться от общения с природой, понимать ценность каждого дерева; - расширить представления детей.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии «Зимующие птицы» Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии Тема: «Зимующие птицы» Программное содержание: Цель: расширить и обогатить.

Конструкт непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Глина и её волшебные свойства»Конструкт непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Глина и её волшебные свойства» Цель:способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредствам.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии «Как человек использует свойства дерева»
Опубликовано: 22 ноября 2018 в 15:57
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии «Как человек использует свойства дерева»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Иванова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД