Людмила Иванова
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии «Как человек использует свойства дерева»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по экологии «Как человек использует свойства дерева»
для детей подготовительной группы
Цели:
• закрепление знаний детей о свойствах дерева;
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии „Как человек использует свойства дерева“» размещена в разделах
- Дерево. Свойства дерева
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• формирование представления о том, как человек использует свойства дерева в своих целях.
Предварительная работа:
• организация выставки народных промыслов России (хохлома, городецкая роспись, игрушки, резьба по дереву и др.);
• проведение экскурсии с детьми по городу с целью рассматривания деревянных домов, элементов их украшений;
• повторение уже изученных свойств дерева (не тонет, горит, прочное, может быть гладким или шершавым, издает звонкий звук, имеет запах и цвет).
Оборудование: дидактические игры «Данетка на загаданное слово»; «Хорошо — плохо»; «Письмо Лесника»; аудиозаписи и аудиоаппаратура.
ЗАГАДКИ
Склеите корабль, солдата,
Паровоз, машину, шпагу.
А поможет вам, ребята,
Разноцветная…
( Ответ: бумага.)
Я белая, как снег, Дружу с карандашом,
Где он пройдет, Там заметку кладет.
( Ответ: бумага.)
Ход деятельности:
Педагог:
Ребята, в выходные дни во время прогулки по лесу мне встретился Лесник. Он передал для вас письмо. Давайте прочитаем его. (Читает «Письмо Лесника».)
«Здравствуйте, дорогие ребята! Давно вы не навещали меня, давно в лес не приходили. Соскучились по вам лесные жители и просили меня загадать вам загадку:
Нам в дождь и зной поможет друг,
Зеленый и хороший.
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек.
О чем эта загадка?»
Дети:
О дереве.
Педагог:
Совершенно верно. (На экране появляется изображение дерева.) Как вы думаете, дерево живое или нет?
Дети:
Живое.
Педагог:
Почему вы так думаете?
Дети:
Оно дышит, питается, растет, размножается.
Педагог:
Правильно. Вы помните, что мы с вами делали на прошлом занятии?
Дети:
Проводили опыты с деревом.
Педагог:
Давайте вспомним и перечислим свойства дерева.
(Дети перечисляют свойства дерева.)
Педагог:
А сейчас мы поиграем в игру. Я загадаю слово, а вы отгадайте его.
(Педагог загадывает слово «шкаф». Дети по алгоритму игры «Да — нет» отгадывают его (ОТСМ-ТРИЗ).)
Педагог:
Из чего сделан шкаф?
Дети:
Из дерева.
Педагог: Почему для изготовления шкафа человек выбрал именно дерево?
Дети: Оно твердое, прочное.
Педагог: Что еще делают из дерева, учитывая его прочность?
Дети: Стол, стулья, диван, дома.
Педагог: А чем деревянные дома лучше каменных?
Дети: Они теплые.
Педагог: Верно. Однако деревянные дома имеют одно не очень хорошее свойство. Вы знаете, какое?
Дети: Деревянные дома легко загораются и быстро горят.
Педагог: Да, увы, это так. Мы с вами видели на прошлом занятии, как горит дерево. Давайте продолжим игру.
(Педагог загадывает слово «лодка». Дети по алгоритму отгадывают его.)
Педагог: Лодка тоже деревянная. Как вы думаете, почему лодку делают из дерева?
Дети: Потому что дерево не тонет, оно легче камня или железа. А лодка нужна, чтобы плавать по воде.
Педагог: Правильно. Отгадайте следующее слово.
(Педагог загадывает слово «матрешка». Дети по алгоритму отгадывают его.)
Педагог: Какое свойство дерева использовано при изготовлении матрешки? Опишите матрешку. Какая она?
Дети: Твердая, прочная, гладкая.
Педагог: Почему матрешка должна быть гладкой?
Дети: Потому что это игрушка, в нее играют дети. Матрешки делают гладкими, чтобы дети не всадили занозы. А еще для того, чтобы их было легче расписывать.
Педагог: Какие еще деревянные предметы должны быть гладкими?
Дети: Игрушки, мебель, деревянная посуда.
Педагог: Посмотрите на эти предметы и потрогайте их.
(Дети трогают предметы из дерева.)
Педагог: Действительно, игрушки и посуда из дерева гладкие, а сверху покрыты лаком. Посуда из дерева очень удобная в применении, она не бьется. Давайте продолжим игру.
(Педагог загадывает следующее слово — «скрипка». Дети по алгоритму отгадывают его.)
Педагог: Почему скрипки делают из дерева?
Дети: Дерево может издавать звук.
Педагог: Какие еще музыкальные инструменты, сделанные из дерева, вы знаете?
Дети: Ложки, гитара, маракасы, трещотки, гусли.
Педагог: Давайте попробуем поиграть на ложках.
(Звучит русская народная песня «Ах вы, сени, мои сени». Дети имитируют игру на ложках.)
Педагог: Так что же хорошего в деревянных предметах?
Дети: Они прочные, гладкие и не тонут.
Педагог: А что плохого?
Дети: Они легко загораются и быстро горят.
Педагог: Правильно, поэтому дерево часто заменяют другими материалами. Скажите, как человек использует свойства дерева?
Дети: Из дерева строят дома, лодки, изготавливают музыкальные инструменты, посуду, мебель.
Педагог: Все верно, поэтому роль дерева так велика в жизни человека.
Приложение 2
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии «Лес — наше богатство» для детей подготовительной группы
Цель: формирование у детей представлений о значении леса в жизни человека (в оздоровительном, эстетическом, хозяйственном аспектах).
Задачи:
• систематизация представлений воспитанников о лесе как об экосистеме;
• объяснение причин исчезновения лесов (обращение внимания детей на экологически неграмотное поведение в лесу);
• воспитание бережного отношения к лесу;
• совершенствование речи, развитие фантазии, изобретательности.
Оборудование: глобус; картинки с изображениями лиственного, хвойного и смешанного лесов, разных пород деревьев; схема к системному оператору «Дерево» (ОТСМ-ТРИЗ); листы бумаги, краски, кисти; аудиозаписи и аудиоаппаратура.
Ход деятельности:
(Звучит аудиозапись «Звуки леса» : шелест листвы, птичье пение.)
Педагог: Дорогие ребята, сегодня мы отправимся с вами в необычное путешествие — в сказочный, волшебный лес.
(Педагог читает стихотворение С. Погореловского «Здравствуй, лес!».)
Беседа «Лес в жизни человека»
Педагог: Лес занимает большую часть территории суши. (Показывает на глобусе лесные массивы.)Лес бывает хвойный и лиственный. Назовите деревья, которые относятся к хвойному лесу. (Показывает картинку с изображением хвойного леса.)
Дети: Ель, сосна, кедр.
Педагог: Правильно, у них есть иголочки, хвоинки. А какие деревья растут в лиственном лесу? (Показывает картинку с изображением лиственного леса.)
Дети: Дуб, береза, ольха. У них есть листочки.
Педагог: Правильно. А что такое лес?
Дети: Место, где много деревьев.
Педагог: Какие деревья растут у нас в лесу?
Дети: Осина, береза, ель, сосна, пихта, рябина.
Педагог: Как называется лес, где растут разные деревья? (Показывает картинку с изображением смешанного леса.)
Дети: Смешанный лес.
Педагог: Как называется лес, где растут березы? (Показывает соответствующую картинку.)
Дети: Березовая роща.
Педагог: А где растут сосны? (Показывает соответствующую картинку.)
Дети: В сосновом бору.
Педагог: Подумайте и скажите, для чего нужен лес?
(Дети высказывают свои предположения.)
Педагог: Лес выполняет важные задачи для жизни на земле. Деревья поглощают из воздуха углекислый газ и выделяют кислород. Лесной покров защищает поверхностный слой почвы от размывания и выветривания, предохраняет реки и озера от обмеления. Листья, цветы, плоды и семена деревьев служат кормом для насекомых, птиц, мелких млекопитающих. Лес многое дает и людям. Он является основным источником энергии (например, при сжигании древесины). Лесные плоды, ягоды, орехи используются в кулинарии и медицине. Как вы думаете, что еще дает нам лес?
Дети: Дрова. Из деревьев строят дома, делают мебель, посуду, бумагу.
Педагог: Совершенно верно. Послушайте стихотворение о важности леса, которое выучил (называет имя ребенка).
(Воспитанник подготовительной группы читает отрывки из стихотворения С. Маршака «Праздник леса».)
Педагог: Лес нужен всем. Он не только источник жизни, он — бесценная красота! В лесу живут разные птицы, звери, насекомые, растут деревья, кустарники, травы, цветы. И все это надо беречь! В наше время лес вырубается, загрязняется. Если это будет так продолжаться, то многие леса исчезнут, а наша планета потеряет десятую часть видов животных. Ученые и экологи всех стран стараются остановить такое хищное разорение природы. Для этого часто в лесах вешают плакаты, например:
Много леса — не губи!
Мало леса — береги!
Нет леса — посади!
Чтобы сохранить лес, надо на месте каждого срубленного дерева обязательно посадить два новых. Для этого даже есть специальный день — Всероссийский день посадки леса, который отмечается в этом году 9 мая. Посмотрите, какой прекрасный мир окружает нас! Деревья, травы, цветы, солнце — все это природа. Человек — часть ее и неотделим от нее. Она кормит нас, поит, одевает и радует. Природа щедра и бескорыстна. Она делится с нами своими дарами, а взамен требует лишь одного — чтобы мы с вами были к ней добры, берегли ее. К сожалению, многие люди забывают об этом. А теперь давайте поиграем!
Игра «Можно — нельзя»
Педагог называет действия, которые совершают люди в лесу. Дети хором отвечают, можно это делать или нельзя:
• ломать деревья и ветки (нельзя);
• сажать деревья (можно);
• топтать на лугах цветы (нельзя);
• ходить по тропинкам (можно);
• рвать много цветов (нельзя);
• любоваться цветами (можно);
• оставлять мусор в лесу (нельзя);
• собирать мусор в яму и закапывать его (можно);
• разжигать костры в лесу (нельзя);
• беречь лес от пожара (можно);
• шуметь в лесу (нельзя).
Дидактическая игра «Кто живет в лесу?»
Цель: развитие умений называть, классифицировать предметы по признакам, выделять общие признаки и различия, части целого, называть предметы.
Рассматриваются отдельно: лесные животные (звери, лесные птицы, насекомые) и лесные сказочные существа (Лесовичок, Кикимора, Леший, Баба Яга и т. д.).
Метод морфологического анализа — дидактическая игра «Кто живет в лесу?»
Можно использовать в работе с детьми по созданию сказочных персонажей (животных, птиц, насекомых). Например, создать образ сказочного зайца : красного цвета, ростом с горошину, очень хитрого, с веерообразным хвостом, живущего в дупле. Такой персонаж может жить в сказках, придуманных воспитанниками.
Физкультминутка
Дети повторяют за педагогом движения, сопровождаемые соответствующим текстом.
Педагог: Почти все лесные растения целебные. Не зря говорится, что лес излечит, обогреет, накормит.
(Педагог читает стихотворение из «Сказки про всех на свете» Б. Заходера.)
Педагог: А теперь давайте еще поиграем.
Игра «Будь внимателен»
Педагог раскладывает перед одним из воспитанников рисунки с изображением деревьев. Ребенок смотрит на них внимательно, пытаясь запомнить, затем отворачивается. Педагог убирает один рисунок, ребенок должен угадать, изображение какого дерева не хватает. Игра повторяется несколько раз с разными воспитанниками.
Продуктивная деятельность : рисование
Педагог: А теперь давайте сделаем подарки нашему знакомому Лесовичку. Возьмите листы бумаги, краски, кисти и нарисуйте свои впечатления о лесе.
(Дети рисуют, педагог оказывает им индивидуальную помощь.)
Рефлексия
Педагог: Почему мы с лесом дружим,
Для чего он людям нужен?
1-й ребенок: Лес — зеленый наряд нашей земли.
2-й ребенок: Лес — дом животных и птиц.
3-й ребенок: Лес — наше богатство.
4-й ребенок: Лес — красота нашей природы.
Педагог: Ребята, что вы узнали интересного из нашей беседы?
Дети: Лес надо беречь. Нельзя загрязнять мусором поляны, озера, ломать и рубить зря деревья. Нужно, напротив, сажать новые деревца.
Педагог: Правильно! Будьте верными друзьями природы. Любите, охраняйте, сажайте, оберегайте леса.