Светлана Хватова
Конструкт непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Глина и её волшебные свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредствам экспериментирования (опыты с глиной и песком).
Задачи:
Обучающие:
- формирование и систематизирование знаний детей о глине, о её назначении, для чего её используют;
- учить сравнивать глину и песок;
- обогащать и активизировать словарь, развивать речь.
Развивающие:
- развивать наблюдательность, фантазию, пространственное мышление, моторику;
Темочки:
- развивать познавательную активность, экспериментальную деятельность детей;
- самостоятельно формулировать выводы, способность анализировать;
- умение решать проблемные задачи.
Воспитательные:
- воспитывать умение работать в группе;
- воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе, самоконтроль.
Предварительная работа:
Беседа «Добыча глины и производство (где используют)».
Мультимедийная презентация «Глина».
Беседа «Какая бывает посуда».
Наблюдения за глиной и песком на прогулках и во время опытов.
Лепка из глины игрушек, посуды.
Игровая ситуация: В гости к ребятам прилетела путешественница Каркуша, познакомилась с ними и полетела дальше посмотреть мир. Ребята вместе с воспитателем написали письмо вороне. Она прислала им ответ из Африки, а именно из Джунглей с иллюстрированным рассказом об этом удивительном месте. Ребята с нетерпением ждут от Каркуши ещё каких –нибудь вестей.
Наблюдения за глиной и песком на прогулках и во время опытов.
Оборудывание: Посылка от Каркуши, мультимедийная презентация на тему: «Глина»,миски, песок, воронки, вода, глина, лупы, стаканчики с водой, салфетки, бисер, пайетки.
Мотивация на совместную деятельность : - Ребята, к нам пришла посылка от Каркуши из пустыни. Отгадайте, что лежит в посылке:
- Сыпучий, состоит из мелких крупинок, не связанных между собой, бывает обычно желтого, коричневого цвета, хорошо пропускает воду, в пустыне его очень много. (Песок).
Проблемный вопрос: Каркуша пишет, чтохотела изготовить посуду из песка для своих новых друзей, но у нее ничего не получилось. Как вы думаете почему?
Ответы детей:
-Потому что песок не прочный, может рассыпаться.
Побуждение к деятельности, эмоциональный настрой:
Мы поможем Каркуше найти нужный материал для изготовления посуды? И отправим ей посылку!
А из кокого материала мы можем помочь Каркуше сделать посуду?
Ответ детей: - Из глины.
Актуализация знаний детей.
Использование презентации «Глина».
-Действительно, ведь мы знаем материал, который гораздо прочнее, чем песок. Это глина. А давайте мы с вами опытным путем сравним эти два природных материала. Но для начала вспомним:
-Что такое глина?
-Как добывают глину, и где?
-Какая бывает глина?
-Где её используют?
-Глина это горная порода. Пылевидная в сухом состоянии, и пластичная при увлажнении.
-Добывают глину на карьерах при помощи экскаваторов, и вывозят самосвалами.
- Глина бывает разных цветов. (Дети перечисляют).
-Глину используют в строительстве (при изготовлении кирпича, керамической плитки, при создании посуды, игрушек. Дети включаются в беседу.
Внимательно слушают.
Выполнение опытов:
Дети одевают фартуки, проходят за столы.
Ребята, а сейчас вы будите исследователями. И мы отправимся в лабораторию, где ставят опыты и эксперименты. Для этого нам нужно одеть рабочую одежду – фартуки.
Новое знание, расширение активного словаря:
Первое, что мы сделаем, это рассмотрим и сравним мелкий порошок глины и песка.
- Чем отличаются?
Дети рассматривают песок и глину через лупу.
Песок состоит из очень мелких зернышек – песчинок. Песчинки не связаны друг с другом. Глина состоит из мелких частичек, чешуек, которые как будто крепко скреплены между собой.
Вывод: Поэтому песочные фигурки так легко рассыпаются, а глиняные не рассыпаются.
Пропускает ли глина воду :
Перед детьми салфетка с песком и салфетка с глиной.
- Вставьте в воронку салфетку с песком, и налейте в неё воду. Пропускает песок воду? Теперь вставьте в воронку салфетку с глиной. А глина пропускает воду?
Вывод: глина не пропускает воду, а песок – пропускает.
Какая глина, когда сырая?
Перед детьми кусок глины.
-Возьмите в руки сырую глину. Попробуйте помять ее в руках.
-Что можно сказать о глине?
Вывод: Сырая глина вязкая, липкая, пластичная - из нее можно лепить.
Рассмотрим свойства сухой глины.
Какая она?
Ребенок ударяет молоточком по сухому комочку глины.
Вывод: сухая глина очень хрупкая, поэтому с глиняными изделиями нужно обращаться осторожно. Они ломаются, рушатся от удара, падения.
Рефлексия: Ну что, исследователи, из какого природного материала Каркуше лучше сделать посуду?
Дети отвечают: - Из глины.
-Какими свойствами обладает глина?
-Сырая глина
язкая,липкая, пластичная - из нее можно лепить. -Она не пропускает воду. -Высохшая глина – хрупкая.
Открытость: Изготовление посуды для Каркуши и её друзей.