Светлана Козина
Конспект занятия «Опыт с водой» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие познавательного интереса к природе детей старшей группы.
Задачи:
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе.
Образовательная: познакомить детей со свойствами воды : прозрачная, без запаха и вкуса, растворяет некоторые вещества; учить детей устанавливать причинно следственные связи; обогащать словарь детей : жидкая, прозрачная, течёт
Развивающая: развивать память, мышление, наблюдательность. Активизировать в речи слова: сладкая, соленая,
Темочки:
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
Оборудование:
Демонстрационный материал: Картинка «Круговорот воды в природе»
Раздаточный материал: На каждого ребё нка: пластиковые стаканчики, ложки, «формочки» с солью и сахаром, «розетки» разной формы, яйца, баночки пластиковые.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, отгадывание загадок о воде, слушание звуков воды в природе, наблюдения на прогулке за природными явлениями.
Ход занятия:
1. Вводная часть:
Звучит запись журчания ручейка. (дети сидя на ковре) В: Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане и в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает, в лес туманом заползает,
На плите у нас кипит, паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться, не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить: без нее нам не прожить.
2. Основная часть:
В: Ребята, как вы думаете, для чего всему живому на земле нужна вода?
Д: ответы детей.
В: Воды тратится очень много?
Д: Да.
В: Как вы думаете, как пополняются запасы воды?
Д: С помощью дождей.
В: Чтобы это узнать, посмотрите на эту схему («круговорот воды в природе»). На ней изображено всё, что происходит с водой в природе.
Рассказ воспитателя + демонстрация В: Солнце нагревает воду, и вода превращается в пар. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Капельки собираются вместе и образуют воду. Когда капелек становится много, они становятся тяжёлыми для облака и выпадают дождём на землю.
Опыт :
В: Перед вами стаканчики с водой. Попробуйте воду. (дети пробуют воду)
В: Есть ли у воды вкус?
Д: Нет.
В: Правильно, нет у воды вкуса.
В: А теперь добавьте в воду соль. (дети берут ложки и добавляют в воду
соло, размешивают)
В: обратите внимание ребята, что соль в воде растворилась.
Попробуйте. (дети пробуют)
В: Какая на вкус стала вода?
Д: Солёная.
В: Правильно, солёная.
В: А теперь возьмите другой стаканчик с водой и добавьте в воду сахар.
(дети берут другой стаканчик с водой, берут ложки и насыпают в стакан
сахар, размешивают)
В: Попробуйте. Какая на вкус стала вода? (дети пробуют)
Д: Сладкая.
В: Так есть у воды вкус?
Д: Да.
В: В начале был у воды вкус?
Д: Нет.
В: Появился вкус тогда, когда мы её стали слатить, солить (делается вывод,
что у воды нет своего вкуса)
В: Пряча в себе соль и сахар, вода не даёт их увидеть, не даёт потрогать и взять назад, но при этом она хранит их в себе. На самом деле соль и сахар не исчезли в воде, они растворились. Значит, вода является растворителем.
В: А теперь возьмите картинки и посмотрите на них сквозь стаканчики с
водой. (дети берут картинки и накладывают их на стаканчики с водой)
В: Видно, что нарисовано на картинке?
Д: Да.
В: Значит вода какая?
Д: Прозрачная.
В: Правильно, прозрачная. В: А теперь давайте перельём воду из стакана в эти «розетки». Что произошло?
Д: Вода разлилась по всей разеточки. В: Правильно, вода приняла форму, в которую её перелили. Имеет ли вода определённую фору? Д: Нет.
В: Как вы думаете, почему вода в морях и океанах солёная?
Д: Не знаем.
В: Когда идёт дождь, он растворяет частицы солей, которые находятся в почве. Ручейки дождевой воды попадают в реки. Течение реки переносит соли в моря. Вода под действием солнца нагревается и выпадает на землю в виде осадков, но вся соль остаётся в море. Давайте представим себе, что мы очутились на море и немножко поплаваем.
Физминутка.
К морю быстро мы спустились, наклонились и умылись.
Вот как славно освежились. А теперь поплыли дружно:
Вместе раз - это брасс, одной, другой - это кроль.
Все как один плывём как дельфин. Вышли на берег крутой
И отправились домой.
В: А вы знаете, что в морской воде плавать легче, потому что она может держать предметы на поверхности?
Опыт :
В: Перед вами на столах стоят банки с пресной водой (т. е с водой из-под крана, лежат яйца. С ними надо обращаться аккуратно, чтобы не разбить их. Возьмите в руки яйцо и опустите в банку с водой. (дети выполняют задание) В: Что случилось с яйцом? Д: Яйцо утонуло. В: Да, яйцо утонуло, потому что оно тяжелей воды.
В: А теперь во второй банке мы с вами сделаем морскую воду. Для этого вам нужно добавить в банку соль и хорошо перемешать. Опустите туда яйцо. (дети повторяют действия) В: Что с ним произошло? Д: не тонет. В: Это потому, что солёная вода тяжелей пресной, поэтому плавать в море легче, чем в реке.
3. Заключительная часть.
В: О каком веществе мы сегодня с вами говорили?
Д: О воде.
В: Какие свойства есть у воды?
Д: У воды нет запаха, нет вкуса, вода прозрачная, вода растворяет вещества и т. д.
В: Спасибо ребята, вы все большие молодцы.