Елена Шестопалова
Конспект НОД «Эксперименты с водой» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Дети – неутомимые эксперименты. Их все интересует, они засыпают нас вопросами, многое замечают и хотят все попробовать сами. И они просто обожают возиться в воде, переливать ее. Родители могут в домашних условиях организовать эксперименты с водой для детей, которые получат массу полезных впечатлений. С детьми не стоит затевать сложные эксперименты и называть какие-то термины, просто играйте с водой. Наливаем, переливаем и измеряем. Для большего интереса налейте воду в две небольших емкости (бутылки или баночки) и добавьте в одну из них, например, красную акварельную краску, а в другую — зеленую. Затем через воронку перелейте зеленую и красную воду в разные емкости меньшего размера и сравните их между собой, какой воды оказалось больше, а какой меньше. Можно посчитать, сколько маленьких стаканчиков с водой «помещается» в большую бутылку? Малышам наверняка понравится фокус, для которого понадобится вода, небольшая миска, поднос и губка. Налейте в поднос воды и покажите, как губкой собрать воду и перенести ее в миску.
Публикация «Конспект НОД „Эксперименты с водой“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
Тема занятия: «Вода и лёд. Удивительное превращения»
Цели и задачи:
Образовательные: знакомить с различными свойствами воды и льда, развивать представления о физических явлениях таяния и замораживания, формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
Воспитательные: развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, поддерживать у детей инициативу, развивать сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
Развивающие: формировать у детей мышление, способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; развить собственный познавательный опыт в с помощью наглядных средств; расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
Оборудование и материалы:
- поднос;
- песочные формочки наполненные водой;
- гуашь красная, жёлтая, синея, зелёная;
- кисточки, нитки.
Предварительная работа:
Непосредственное знакомство с основными свойствами воды опытным путём.
Ход занятия.
Дети собираются на коврике вокруг воспитателя.
Воспитатель: Ребята, сегодня нам предстоит не совсем обычная работа. Предлагаю вам сделать открытие, раскрыть тайну. Давайте для начала определим, какую тайну, тайну чего? О чём мы будем говорить? Я загадаю вам загадки. Они помогут ответить на этот вопрос.
Что в гору не выкатить,
В решете не унести,
И в руках не удержать. (Вода.)
Меня ждут, не дождутся,
А как увидят – разбегутся. (Дождь.)
Не драгоценный камень,
А весь блестит и светится. (Лёд.)
Я из воды, а с воздуха летаю.
Как пух лежу я на полях,
Как алмаз блещу при солнечных лучах. (Снег.)
Закипел наш чугунок,
Из него пошёл дымок. (Пар.)
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода.)
Правильно. Вы разгадали первую тайну. Мы сегодня будем говорить о воде. А вы знаете, что вода – самое волшебное, самое таинственное вещество на земле? Какое волшебство связано с водой? (ответы детей). Не угадали. Попробую вам помочь. На столе стоят таинственные формочки. Что там? Вторая тайна. Но к столу может подойти только тот, кто подберёт противоположное слово, слово наоборот. Игра-упражнение «Наоборот» . Слова для упражнения: холодный, горький, высокий, толстый, большой, дневной, плохой, весёлый, умный, широкий, дорогой, светлый, красивый, быстрый.
А сейчас, не открывая бутылочки, попробуйте отгадать, что внутри. (Вспоминаем, как надо правила безопасности при проведении опытов.) Как вы думаете, одно и то же вещество находится в формочкачках? Почему? Даже не знаю, правильно это или нет…. Так и быть, открываем вторую тайну. Что это? (Вода и лёд.) Так что же умеет делать вода? (Превращаться в лёд.) И это её великая тайна. Какие ещё вещества вы видели, которые могут превращаться во что-то?
Часть 1. Изучаем лёд и воду.
Вот вы мне сказали, что это разное вещество. Так ли это? Проверим? Ребята, что мы знаем о воде?. Прозрачная, течёт, не имеет формы, запаха, вкуса, умеет растворять. Некоторые вещества, бывает холодной, тёплой, горячей.
А что мы знаем про лёд? Дети перечисляют характеристики льда: твёрдый, холодный, непрозрачный, имеет форму и т. д. Характеристики льда отмечаются на доске так, чтобы характеристики одного свойства были напротив для удобства сравнивания. Например: вода прозрачная, а лед нет, лед твердый, а вода… По ходу работы идё т сравнение: – где сходство, а где – различие. Для демонстрации характеристик воды и льда мы используем прозрачные емкости с водой и льдом, проверяя каждое утверждение. Важно, чтобы прозвучала характеристика льда «скользкий». Если дети ее сами не называют, им можно помочь: «А легко ли лед удержать на ровной ладошке или двумя пальцами. Смотрите, он выпрыгивает из ладошки!»
Подведё м итог: вода и лед – совсем разные! Лед и вода не одно и то же, они отличаются! А вот в стихотворении говорится, что «ледышка – такая, как водичка»!
Я – холодная ледышка!
Я – такая, как водичка!
Лишь холодною зимой
Можешь ты играть со мной.
Странно! Почему автор так сказал? А действительно, бывает ли такое чудо (но не в сказке, а в жизни, что это лед и вода одновременно? (Если возникнет затруднение, предложить взять лёд в ладошку.) Необходимо дождаться ответа детей, что лед тает и превращается в воду, и что вода замерзает и превращается в лед. Получается, что когда лед тает или вода только замерзает, то мы имеем дело одновременно и со льдом, и с водой! Поздравляю! Вы раскрыли третью тайну! Самую волшебную: лёд и вода совсем разные, не похожи друг на друга, а могут превращаться друг в друга, даже одновременно могут быть. А кто сможет нам раскрыть четвёртую тайну? Что за волшебная палочка делает эти превращения? Эту тайну поможет раскрыть опыт: возьмите в ладошку льдинку. Что превращает её в воду? (тепло наших рук). А как обратно превратить воду в лёд? Вынести на мороз. Значит, волшебной палочкой в нашем превращении является температура или тепло. Если она высокая, тёплая, то в ладошке – вода. Если низкая, холодная – лёд. Хотите посмотреть, как это происходит? Выходите на коврик.
Часть 2. Игра-опыт.
Мы превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях. Когда вода находится в твердом состоянии, то ее молекулы – маленькие капельки, очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно – они замерзли. Давайте мы встанем близко друг к другу и станем плотным кусочком льда.
А когда вода находится в жидком состоянии, то ее молекулы берутся за ручки и могут двигаться и менять положение. Мы тоже возьмемся за руки и попробуем походить по комнате по кругу и змейкой, как будто ручеек бежит весной.
Когда температура поднимается и становится совсем жарко, то ее молекулы отпускают ручки друг друга и разлетаются – получается пар, как из чайника. И мы разомкнем наши руки и свободно побегаем, как легкие капельки пара.
Часть 3. Игры со льдом. (Могут быть проведены в свободное время, во второй половине дня, на прогулке.)
- Замораживайте воду, используя различные емкости (формочки для льда, чашку или тарелку, пластиковые стаканчики или формочки для песка).Для разнообразия можно замораживать подкрашенную воду.
Подготовили разноцветные ниточки и опустили в формочки.
Вовремя прогулки мы наблюдали, как вода постепенно замерзает.
И вот у нас получились льдинки - морские фигурки.
Заключение.
Воспитатель: «Мы с вами сегодня узнали, что лед и вода не похожи, а еще, что бывают такие чудесные моменты, когда лед и вода есть одновременно, когда лед превращается в воду, и наоборот. Вечером придут родители и удивятся – что это за непонятные фигурки на дереве туи? А как вы им объясните? О чем расскажете? О превращении воды в лёд, и наоборот.