Елена Баженова
Конспект занятия на развитие сенсорного восприятия детей с нарушением зрения «Какая она, весна?»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие на развитие сенсорного восприятия детей с нарушением зрения
«Какая она, весна?»
(старший дошкольный возраст)
Цель: систематизировать знания детей о характерных признаках весны
Программные задачи: уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны (солнце греет сильнее, тает снег, появляются проталины, пробуждается природа и т. д.) Развивать умение видеть изменения, происходящие в природе весной. Обогащать эмоционально-чувственную и познавательную сферы детей через установление простейших сезонных закономерностей явлений живой и неживой природы. Расширить и углубить сенсорный опыт детей с нарушением зрения : способствовать развитию тактильной чувствительности при соприкосновении руки с предметами, обладающими разными фактурными свойствами (гладкость, шершавость и т. д.).Учить различать с помощью осязания различные предметы, свойства их поверхности, дифференцировать эти свойства и температурные ощущения) Способствовать развитию зрительной и слуховой чувствительности. Учить вслушиваться в звуки весенней природы и оформлять услышанное и наблюдаемое в речи.
Публикация «Конспект занятия на развитие сенсорного восприятия детей с нарушением зрения „Какая она, весна?“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
Предварительная работа : наблюдение на прогулках признаков наступающей весны (появление проталин, появление ручейков, синева неба, белоснежные кучевые облака, изменившееся поведение зимующих птиц, капель и т. д., рассматривание иллюстраций с изображением ранней весны, репродукций картин И. Левитана, А. Саврасова; чтение стихотворений о весне; слушание звуков капели, журчания ручья, пения птиц;
Материал к занятию : иллюстрации с изображением весенних явлений, репродукции картин И. Левитана, А. Саврасова; аудиозапись «голоса птиц», снег, салфетки, ветки сосны, ели, тополя; цветные изображения птиц, деревьев для работы фланелеграфе; баночки с запахами меда, мокрой хвои, сырой земли.
Ход занятия
1. Игра «Может нет, а может да»
- Ребята, сегодня я вам хочу предложить поиграть игру «Может нет, а может да»
У меня для вас игра «Может нет, а может да»
Подскажите мне ответ; может да, а может нет.
Рыбки спят на дне пруда,Это правда, дети?
Быстро дайте мне ответ - снег зимой бывает?
Понедельник и среда- это дни недели?
Солнце дарит людям свет? Отвечаем вместе!
Вискас - кошкина еда? Вы ответите мне?
Я предвижу ваш ответ; мышь боится кошки?
Отвечайте на вопрос «Любят лошади овес?»
Крокодил живет 100 лет?Это правда или нет?
Может человек в 5 лет дедом стареньким быть?
А полынь и лебеда это овощи ведь?
На вопрос ответим этот : за зимой наступит лето?
2. Беседа:
-А какое время года наступает после зимы? Какое время года сейчас? По каким признакам вы это определили?
Загадка
Солнце брызнуло лучами,
вмиг капели застучали
Подхватили радость птицы-
стали в воздухе кружиться
Лес проснулся ото сна,
снова к нам пришла. (весна)
3. Развитие мелкой моторики, слухового восприятия
Пальчиковая гимнастика «Капель»
- Закройте глаза и вспомните, как звенят капели? А теперь попробуйте воспроизвести капель с помощью пальчиков на столе. (воспроизведение ритма)
4. Прослушивание аудиозаписи:
А теперь послушайте и попробуйте угадать, что это за звук?
(журчание ручейка)
5. Обобщение: К какому времени года больше всего подходят эти звуки? Какие весенние месяцы вы знаете? В каком порядке они следуют друг за другом? Что происходит весной в городе? А как вы думаете, что происходит в лесу в это время года? А хотите узнать? Тогда нам предстоит совершить путешествие в весенний лес. Нет, не за грибами, не за цветами, а за лесными чудесами.
6. Ритмическая игра «Мы идем в лесок»
Мы идем в лесок - будь внимателен дружок.
Впереди - ручеек. Перейти - вот мосток. (ходьба на носках)
Пробирайтесь осторожно -
Замочить здесь ноги можно (ходьба с высоким подниманием ног)
Мы попрыгаем немножко по извилистой дорожке (прыжки на двух ногах)
будем медленно идти - дождь настигнет нас в пути (легкий бег)
Мы пришли с тобой дружок во дремучий во лесок.
Пойдем по лесу тихо, чтобы не спугнуть зверей и птиц. Впереди- ветки - раздвигаем их руками, осторожно. А вот здесь - толстый сук, низко над землей придется наклониться.
Вот мы с вами и в лесу. Как вы думаете, есть ли снег? Где он может лежать?
7. Развитие тактильного восприятия. Работа по выявлению свойств снега: возьмите снег в руки. Какой он? Вроде снег, а вроде и нет. Чем отличается весенний снег от зимнего? Пушистый ли? (крупинками, шероховатый) Он такой же белый, как зимой? Посмотрите, он весь как будто в дырочках? Почему?
8. Да, на смену зиме спешит весна. Все радуется весеннему солнышку. Ребята, а что вам больше всего хочется весной? (больше быть на улице, чувствовать, как ласково касается лица ветерок, как пригревает весеннее солнышко, и т. д.)
Какое солнышко весной? (теплое, яркое, светит так ярко, что глазам больно)
Зрительная гимнастика: давайте посмотрим на солнышко в окно. Теперь быстро-быстро поморгаем глазами. Теперь посмотрим вдаль. Сейчас поднимете взгляд вверх, не поднимая головы и не двигая ей; поверните как можно дальше их вправо, влево.
А как вы думаете, тепло сейчас в лесу? Хоть и наступила весна, но зима уходить и не торопится, она злится, посылает вьюги и метели
9. Речевая гимнастика: «Вьюга»
Вьюга воет: ззз-ззз-ззз
Свистит вьюга:сс-сс-ссс
Ветер гнет деревья: шшш-шшш-шшш
Стонут деревья - мммм-ммм-ммм
9. Работа с ветками деревьев.
Посмотрите, что же лежит на земле после такой вьюги в лесу? (ветки деревьев). Уточнение преставлений об отличительных особенностях разных деревьев. Рассматривание и сравнение веток березы, тополя.
- Как узнали, что это ветки березы и тополя? Какая поверхность коры на ощупь у тополя, березы? Какого цвета кора у этих веток?
Предложить аккуратно согнуть ветки, узнать : хрупкие они или гибкие?
Сравнить их по толщине.
Сравнение веток елки и сосны:
- как вы думаете, с каких деревьев эти ветки? Какого цвета кора у еловой ветки? А у сосновой? Чем пахнет ель? Сосна? Что находится на ветках этих деревьев? Одинаковые ли по цвету хвоинки? А по длине? Мягкие они или нет? Одинаково они расположены на ветках?
10. Слушание аудиозаписи «Голоса птиц»
Пробуждение природы никого не оставит равнодушным. Вскоре весь лес наполнится голосами птиц. А каких - вы сейчас попробуете угадать, прослушав запись голосов птиц.
Слышите, как поют птицы в лесу? Голоса каких птиц вы узнали? Покажите их на фланелеграфе.
Какие птицы скоро вернутся к нам из теплых стран?
17 марта - Герасим-грачевник. В этот день обычно возвращаются грачи. Недаром говорят: Грачи на крыльях весну принесли.
11. Развитие подражательных, имитационных движений.
С приходом весны все живое просыпается в лесу: насекомые, звери. Как вы думаете, какие? Давайте попробуем изобразить их движениями:
ежик фыркает, семенит;
белочка щелкает орешки
медведь просыпается
волк охотится за зайцем
12. Развитие обоняния, вкусовых ощущений.
Смотрите, а это что же за сугроб? Давайте посмотрим, что под ним? Да здесь какие-то баночки! Интересно, что же в них.
Д/ игра: «Узнай по запаху» (мокрая хвоя, сырая земля)
- Почему сейчас в лесу земля такая сырая?
Д/ игра: «Узнай на вкус» (мед)
- Кто же нам мог отправить такой подарок?
13. Итог занятия : Вот и подошло к концу наше необычное путешествие. Теперь мы знаем, что весну можно не только увидеть, но и услышать, почувствовать её чудесный аромат. А главное чудо - сам лес, всегда неповторимый, загадочный, изменяющийся, таинственный и красивый. И только самым внимательным, любознательным лес открывает свои тайны, а весна дарит свои улыбки.
По волшебной тропинке возвращаемся домой.